Формула управления социумом не меняется с древнеримских времен, сводясь к пресловутому лозунгу «хлеба и зрелищ». Поскольку сегодняшняя украинская власть патологически не способна обеспечивать общество, потребности которого уже опустились на нижние ступени пирамиды Маслоу, материальными благами, приходится по полной программе предоставлять зрелища. Шоу-политика продолжает камуфлировать безрадостные политэкономические процессы на Украине.

Главное зрелище, демонстрируемое власть предержащими — это, безусловно, декоммунизация. Которая, нельзя не отметить, создает массу неудобств населению и бизнесу, вынужденных менять паспорта с пропиской, бланки, печати и прочее. Уже не говоря о том, что кампания по переименованию всего и вся обошлась украинским налогоплательщикам в 5 млрд гривен (около $ 200 млн), а также расширила линии раскола в обществе.

Тем не менее, декоммунизация не думает сбавлять обороты. Намедни министр юстиции Павел Петренко предложил отменить все нормативные акты органов государственной власти и управления УССР и Советского союза, представив соответствующий законопроект на заседании Кабмина 12 апреля. Планируется, что данный законопроект будет рассмотрен парламентом уже в мае. Изучим детальнее последствия принятия такого решения.

Политико-правовые последствия

Одной из главных идей-фикс националистического крыла пришедшей на волне «майдана» власти — разрыв правопреемственности с УССР и присвоение Украине статуса правопреемника Украинской Народной Республики (1917−1922). В общем-то, отмена всей советской нормативно-правовой базы и будет реализацией подобных планов националистического лагеря.

Впрочем, совершенно непонятно, чем будет заполнен правовой вакуум, который неизбежно возникнет в результате «декоммунизации» советской законодательной базы. Притом речь идет об основополагающих документах государства, принятых еще Верховным Советом УССР — Декларации о государственном суверенитете Украины и Акта провозглашения независимости Украины.

Кроме того, именно Верховный Совет УССР принимал решения о присоединении к УССР Галичины, Волыни, Северной Буковины, Южной Бессарабии, Закарпатья, Крыма. Следовательно, соседние страны получат дополнительные основания для поднятия вопроса о нелегитимности пребывания данных территорий в составе Украины. И если предъявление территориальных претензий Украине со стороны соседних Венгрии, Румынии, Польши — перспектива туманная, то исков о реституции (для удовлетворения которых появляются новые юридические аргументы) — вполне реальная. Отметим, что в вышеуказанных государствах готовятся десятки тысяч исков о реституции, тем более подписание Соглашения об ассоциации Украина-ЕС и официальное признание Верховной Радой советской эпохи «преступной» существенно упростили данную задачу.

Вместе с тем, позиция Киева в международных судебных инстанциях по Крыму (и без того весьма слабая) получит дополнительную пробоину. А Россия — лишний аргумент для внешней легитимизации нахождения Крыма в своем составе. Впрочем, это уже умозрительные заключения — в любом случае возврат Крыма де-факто в украинскую юрисдикцию выглядит практически фантастикой.

Также отметим, что Украина может лишиться статуса государства-основателя ООН — но это уже мелочи на фоне вышеуказанных последствий.

Словом, национальных интересов Украины в рамках инициатив по отмене советского законодательства не просматривается и близко. По всей видимости, ключевая задача, которую перед собой поставили власть придержащие, выдвигая подобные инициативы с сомнительными политико-правовыми последствиями — это удовлетворение праворадикального азарта собственного электората.

Если и поддерживать декоммунизацию нормативно-правовой базы, то лишь в части самого принципа ее создания, сохранившегося с советской эпохи — когда, в отличие от многих других стран, в законах не указан конкретный механизм их реализации, а многочисленные подзаконные акты принимаются органами исполнительной власти (т.е. чиновники, которые должны исполнять принятые парламентом законы, сами их и дорабатывают в выгодном для себя свете).

Социально-правовые последствия

Чуть ли не последним ликвидным активом Украины, который вскоре может быть пущен с молотка в рамках выполнения требований МВФ, остается земля сельскохозяйственного назначения (20−25% мирового чернозема находится на Украине). В случае отмены всей советской нормативно-правовой базы к «битве за землю» активно подключатся местные чиновники. Дело в том, что границы районов Украины (из которых состоят области) до сих пор регламентируются постановлениями Президиума Верховного Совета УССР. Поле, которое получат местные чиновники для коррупционных маневров после отмены данных постановлений, — громаднейшее.

Кроме того, на сегодняшний день на Украине действуют три кодекса, принятые в советское время — Кодекс законов о труде Украины (от 1971), Жилищный кодекс Украинской ССР (1983), Кодекс Украины об административных правонарушениях (1984). Предельно очевидно, что отмена целого ряда статей кодекса приведет к возникновению огромного количества дыр в законодательстве. Каждый юрист знает — дыры в законодательстве являются замечательной возможностью нечистым на руку чиновникам обогащаться, трактуя законы по собственному усмотрению. Впрочем, удивляться не приходится — присвоение коррупционной ренты является основной (если не единственной) мотивацией правящего класса Украины.

Отдельно стоит сказать о Кодексе законов о труде (КЗоТ). Множество его положений приняты в рамках присоединения к конвенциям Международной организации труда, значительная доля которых была ратифицирована Украиной в советское время (данные конвенции предоставляют широкие права наемным рабочим). «Декоммунизация» норм кодекса и международных конвенций укладывается в логику интересов власть имущих, заинтересованных в сбросе всех социальных обязательств (в логике социал-дарвинизма — откровенного балласта) и лишении трудящихся всех возможных прав. На данный момент парламент в первом чтении принял новую редакцию КЗоТ — пожалуй, даже у рабов в Древнем Риме было больше прав. В принципе, вся социальная и экономическая политика правительств Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана сводится к формуле «сильных — в рабы, слабых — в гробы».

«Декоммунизация» советской нормативно-правовой базы серьезно ударит по инфраструктуре и условиям жизни граждан. Вот лишь небольшой пример — недавно под эгидой декоммунизации и дерегуляции Минюст отменил инструкцию по борьбе с ящуром, даже не согласовав данный шаг с Министерством аграрной политики и продовольствия. Международное эпизоотическое бюро обязало киевские власти восстановить действие инструкции, пригрозив утратой возможности экспорта продукции животноводства.

Что будет в случае отмены сотен подобных инструкций, стандартов, нормативов, которые регламентируют качество продуктов питания и лекарственных препаратов, правила пожарной и строительной безопасности, технику безопасности на предприятиях, правила обращения со взрывоопасными веществами, строительные нормативы, дорожные работы и многое другое — догадаться нетрудно. Все это выступит катализатором развала и без того дышащей на ладан украинской инфраструктуры и превращения Украины в непригодную для жизни территорию.

Словом, собственные узкокорпоративные интересы украинские элитарии ставят куда выше интересов страны и населяющих ее граждан. Перефразируя классика — живут, под собой не чуя страны.

Денис Гаевский, Киев

28.04.2017

Источник: eadaily.com

В мае Украина отменит все законы. Киев будет избавляться от «проклятого советского прошлого», ликвидируя нормативно-правовую базу времен СССР

Когда на Украине по итогам Майдана было сформировано «правительство» Турчинова-Яценюка, здравомыслящие эксперты сразу же окрестили его ликвидационной комиссией. Время показало, что эксперты, к сожалению, не ошиблись.

Уничтожением промышленности и социальной сферы деятельность ликвидационной комиссии не ограничивается. Киевские власти собрались разрушить правовой фундамент существования государства — под предлогом декоммунизации глава Минюста Павел Петренко, представляющий яценюковско-аваковский «Народный фронт» (нередко именуемый «партией войны»), предложил отменить все законы, принятые до 1991 года. Его инициативу поддержал премьер-министр Гройсман — «декоммунизация» нормативно-правовой базы назначена на май.

Правда, с точки зрения права, данный шаг поставит под большое сомнение пребывание различных территорий в составе Украины. Тем самым соседние Венгрия, Румыния, Польша получат дополнительный козырь для предъявления территориальных претензий Украине либо исков о реституции (десятки тысяч которых соседи и без того готовят). Кроме того, Киев делегитимизирует свои претензии на Крым, лишившись пропагандистского жупела, позволяющего педалировать тематику «российской агрессии» на внешней и внутренней аренах.

В принципе, в функционирующем правовом государстве за заявления о том, что Украина является правопреемницей не УССР, а УНР (Украинская народная республика, существовала короткое время в годы Гражданской войны), прокуратура должна открывать уголовные дела, так как это ставит под сомнение территориальную целостность страны и ее существование. Но понятно, что правовое государство — это не об Украине «нового порядка».

Поскольку киевские власти обладают психологией временщиков, чей горизонт планирования ограничен в лучшем случае несколькими месяцами, удивляться тому, что правящий режим закладывают бомбу замедленного действия под Украину, не приходится. Подобными инициативами майданные власти в условиях трещащего по швам политического баланса решают задачу собственного самосохранения, заигрывая с праворадикальным электоратом, который сегодня составляет чуть ли не половину голосующих и минимум две трети митингующих. Поскольку власть не может дать ультранационалистам (да и вообще никому) хлеб, то предоставит зрелища — древнеримская формула управления социумом остается актуальной по сей день.

Но если отдельные радикальные элементы от «декоммунизации» советских законов получат зрелище, то вполне конкретные коррупционеры всех уровней — деньги. Возникнет масса дыр в законодательстве, что позволит принимающим управленческие решения чиновникам вольно трактовать нормативно-правовые акты. Следовательно, возникают фантастические возможности для получения коррупционной ренты, что, в общем-то, составляет суть всей украинской политики.

Вот лишь небольшой пример. Изменение границ территорий, в частности административно-территориальных районов Украины до сих пор регламентируются постановлениями Президиума Верховного Совета УССР. Отмена данных постановлений будет означать начало войн за землю, потому что станет совершенно непонятно, почему границы районов проведены так, а не иначе. А в условиях превращения земель сельскохозяйственного назначения в товар (по требованиям МВФ) подобные войны станут фактически неизбежными. Пространство для коррупционных махинаций — огромное.

Далее. Поскольку сформировавшийся на Украине после Майдана государственный строй — диктатура крупного капитала, то третья цель, преследуемая «декоммунизацией» советского законодательства, — лишить наемных работников остатков своих прав.

Дело в том, что масса положений Кодекса законов о труде Украины (КЗОТ) приняты на основе конвенций Международной организации труда (МОТ), многие из которых были ратифицированы Украиной в советское время. Хотя представляется, что ликвидация всех прав трудящихся — вопрос только времени, а не принципа. В стенах Верховной Рады, вновь-таки в рамках декоммунизации, в первом чтении принят проект нового КЗОТ (действующий функционирует с 1971 года), в котором права трудящихся отправлены «под нож», что дает повод для оптимизма олигархам-компрадорам.

Наконец, отмена всей советской нормативно-правовой базы (а это не только законы, но и различные нормативы, стандарты качества, технические регламенты) нанесет серьезнейших удар по техносфере и условиям жизни рядовых граждан. Качество продуктов питания и лекарств, правила пожарной и строительной безопасности, строительные нормативы и многое-многое другое до сих пор регулируются советскими нормативами. Отменяем их — и ветхая украинская инфраструктура через несколько лет исчезнет как таковая. Отметим, что первая волна т.н. «дерегуляции» (отмены советских нормативов) начата была кабмином Яценюка в апреле 2014 году, в результате чего количество чрезвычайных происшествий техногенного характера значительно выросло.

В общем, процесс декоммунизации Украины, который уже обошелся налогоплательщикам в 200 млн. долларов, выходит на принципиально новый уровень. Эта музыка будет вечной — правящий класс и «патриотическая общественность» не успокоятся, пока полностью не уничтожат Украину.

Денис Гаевский, Киев

01.05.2017

Источник: svpressa.ru