Согласно последним социологическим опросам, граждане России ставят Украину на второе место после США в списке врагов нашей страны. Это сравнительно новый, но уже устоявшийся тренд изменения отношения к некогда братскому народу. И сколько бы ни утверждали отдельные эксперты, что все равно, мол, мы суть триединый народ, отношения дали серьезную трещину.

А если посмотреть внимательно на то, что происходит с украинской стороны, то можно смело утверждать: этот раскол уже не на одно поколение украинцев, воспитанных в глубинно москвофобском духе. Когда детишки начинают играть в «АТО», «бандер» и «ватников», как в свое время советские дети играли в казаков-разбойников, советских солдат и фашистов, красных и белых, это называется одним словом — гражданская война. К слову, в России во времена двух чеченских кампаний ничего подобного не было.

Несколько примеров. Обухов. Маленький городок в 45 км под Киевом. Тридцать с небольшим тысяч населения. Характерные для всей Украины проблемы — низкие зарплаты, крайний износ социальной инфраструктуры и ЖКХ, безработица, массовый отток молодого населения в Киев. Полное социальное отчаяние. Казалось бы, позови на очередной Майдан против власти (а еще лучше — организуй автобусы), и люди массово поедут. Но как только в город приезжает очередной гроб из АТО, начинается перекрывающая всё и вся трагическая истерия — на прощание с «героем» выходят десять тысяч людей (каждый третий!), слушают наполненную пропагандистскими шаблонами речь капеллана и расходятся со словами «ну у нас же война, надо потерпеть». Поразительна склонность украинцев по поводу и без делать из себя жертву, взывая весь мир о жалости к себе, несчастным. Большинству народов не нравится чувствовать себя пораженцами, быть носителями вечно угнетаемой идентичности, но только не современным жителям Незалежной. Весь новейший каркас украинской государственности буквально зиждется на мифах про «историю поражений» — от запрета Екатериной Второй Запорожской Сечи до «голодомора» и последних событий на Донбассе. Тезис «у нас война, поэтому терпите» активно разносится со всех телеканалов страны. И народ пока терпит. Не воспринимая любое рациональное объяснение необходимости нормализации отношений с Россией (вопреки всем доводам хорошо понятного украинцам критерия выгоды), люди продолжают слушать капелланов и провожать своих «героев», которые, как утверждалось на последнем Майдане, «не умирают».

Второй пример. Днепропетровская область. 80 км до зоны АТО. Второй после Донбасса угольный бассейн. Шахтерский край, где три года назад средняя зарплата составляла 1200 долларов США по прежнему курсу гривны, и шахтеры могли себе позволить взять в кредит или даже купить «Дэу Ланос», съездить с семьей на отдых в Турцию. Теперь их зарплата составляет 400 долларов. Пенсия, при Януковиче составлявшая более 120 долларов, теперь составляет 46 американских «рублей», то есть полтора бакса в день. Это уже, простите меня, Африка. Еще не Сомали, но уже Зимбабве. По уровню своего ВВП на душу населения Украина уступает Гондурасу, Судану и Узбекистану. Разрыв же с Россией — почти в 7 раз ($2 тыс. против $14 тыс.). Социальный взрыв в русскокультурных регионах Восточной Украины возможен в любой момент. А с учетом мощнейшего идеологического пресса «западенцев», очередная выходка пьяных «правосеков» (организация запрещена в РФ), очередное столкновение с местными жителями или простреленная нога таксиста, получившего пулю в переименованном Днепре (Днепропетровске) за отказ отвечать «героям слава» на приветствие неонацистов — и народный бунт, как в свое время во Врадиевке Херсонской области, обеспечен. Другое дело, что теперь он будет носить двойной социально-политический характер.

Вся украинская промышленность была по факту ориентирована на Россию и постсоветское пространство. Продукция «Южмаша», корпораций «Антонов», «Мотор Сич» и десятка других наукоемких предприятий Европе не нужна чуть более, чем совсем. У них такого, но более дешевого и качественного своего добра в избытке. В Россию же теперь продавать «не патриотично». Да и воронежский авиазавод, собиравший совместно с Киевом аналоги среднемагистральных «Боингов» — самолеты Ан-148, буквально на днях с сожалением объявил о прекращении сотрудничества после достройки двух последних машин в этом году. Не говорю уже про средний украинский бизнес по производству кожи, сумок, обуви и прочего — он мог быть крайне успешным исключительно в условиях наличия российского рынка. В Польшу его не продашь, а внутреннего рынка с таким курсом гривны почти не осталось. Пока все эти доводы разбиваются об очередные гробы «героев» с необъявленной гражданской войны с местным населением. В этом смысле, несмотря на все продолжающие звучать из Киева мантры о «российско-террористических войсках» и «военной агрессии Москвы», очень показательно отношение к ВСУ в подконтрольных Украине районах Донбасса. В массе своей дончане относятся к украинской армии как к оккупантам, а та, в свою очередь, ведет себя соответствующим оккупанту образом. Именно поэтому Порошенко хочет ввести на этих территориях военное положение и тем самым не допустить проведение там очередных выборов, на которых его сила опять получит 1,5 процента.

Какой выход для Украины из всего этого? Не посягая на роль Кассандры, могу сказать, что перенос гражданской войны из Донбасса на другие регионы — сегодня это только вопрос времени. Действительно, на данный момент нет лидеров и организаций, которые бы могли возглавить сопротивление. Политическое поле оппозиции зачищено Службой безопасности Украины гораздо круче, чем российское. Тысячи людей сидят в тюрьмах по обвинению в сепаратизме, сотни потенциальных обвиняемых вынуждены были бежать за границу. Но в Донецке весной 2014-го тоже не осталось никого из прежних хозяев Донбасса. Когда было объявлено о проведении внеочередной сессии прошлого облсовета, вдруг выяснилось, что из 100 депутатов ни одного нет на территории страны! И тем не менее «русская весна» состоялась именно там.

Россия, по крайней мере вначале, ровным счетом ничего не приобретет в результате разворачивания таких событий. Грядущее разделение Украины на два или три псевдогосударства будет происходить долго и с кровью, а кому нужна гражданская война на своих рубежах со всеми причитающимися ей атрибутами — валом беженцев, незаконным оборотом оружия, разгулом бандитизма и пр. Запад вместе с Киевом будет обвинять во всем Москву, а закончится все введением полноценного миротворческого контингента под эгидой ООН и с российским участием. Мы получим одно-два относительно лояльных образования, которые пойдут по пути ДНР-ЛНР. По Днепру или где-то рядом пройдет размежевание с участием «голубых касок». Стороны похоронят своих мертвых. И только с последним установленным крестом можно будет надеяться на то, что несчастные и обманутые украинцы наконец услышат голос разума. И рациональное возьмет верх над эмоцией. Какой бы горькой она ни была

Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики

09.07.2017

Источник: «Московский комсомолец»