Российское Минобороны со ссылкой на Центр примирения передало информацию о том, что США готовят в бывшем лагере беженцев в провинции Аль-Хасеке некую «Новую сирийскую армию» для борьбы с законным правительством Сирии во главе с Б.Асадом. Основу этой «армии» составляют боевики ИГ и Джабхат ан-Нусры.

Международная коалиция во главе с США продолжает взаимодействовать с остатками боевиков в Сирии, несмотря на заявления о желании полностью разгромить террористов "Исламского государства". «Под руководством американских инструкторов сил специальных операций из разрозненных групп боевиков в тренировочном центре у лагеря беженцев создаются новые вооруженные формирования, именуемые «Новая сирийская армия», — сказано в сообщении Центра. В качестве примера приводится ситуация в лагере беженцев в провинции Аль-Хасеке. По словам местных жителей, уже более полугода коалиция использует данный лагерь как базу для подготовки боевиков, «стекающихся» туда из разных сирийских районов. Как указывает Минобороны, сейчас там сосредоточено уже порядка 750 террористов, прибывших из Ракки, Дейр-эз-Зора, Абу-Кемаля и восточных территорий Евфрата. Основной костяк банды составляют более 400 боевиков ИГ, которые при поддержке США беспрепятственно выехали автоколонной из Ракки в октябре. Ожидается, что потом боевики будут переброшены на юг Сирии для борьбы с правительственными войсками. Ранее портал iz.ru сообщал, что Конашенков обвинил Пентагон в сознательной лжи мировой общественности из-за желания оставить американские войска в Сирии. По словам главы минобороны США Джеймса Мэттиса, террористы ИГ терпят поражение в Сирии, но война с ними пока не закончена.

740x

Лагерей подготовки боевиков заинтересованных сторон по всей Сирии и вокруг ее границ, особенно со стороны Иордании — десятки. В них готовят боевиков самые разные структуры — и иранцы, и американцы, и турки — кого там только нет. У всех свои цели, поэтому логично, особенно после заявления президента России В.Путина в Хмеймиме о намерении существенно сократить военное присутствие РФ в САР до Нового года, что США готовят «своих» боевиков против Асада, которому они точно ничего не обещали. Тем более, что Саудовская Аравия и Израиль не скрывают своих планов нанести удары по позициям иранских войск и Хезболлы в южной части Сирии и по позициям Хезболлы в Южном Ливане. Для чего достигли секретной договоренности. Боле того, США должны поддержать эти действия ударами своих ВВС по сирийским позициям. Для этого на иорданской территории собраны и проходят подготовку бойцы ССА, то есть бывшие дезертиры из сирийской армии, которых финансирует КСА. То есть удар по САР планируется с нескольких сторон – из района оккупированных Израилем Голанских высот, через ливанскую территорию, с иорданской территории в районе Табка и с южного от Дамаска направления. От границы с Иорданией до сирийской столицы менее 100 км, которые и так наполовину заняты отрядами вооруженной оппозиции. Нельзя исключать, что с востока ударят курды СПС, хотя это опасно для них из-за возможной негативной реакции Турции. Да и нельзя исключать выступления изнутри из этих самых лагерей для беженцев, где готовят боевиков ИГ, о чем и сообщило Минобороны России.

При таком развитии сценария и в условиях ухода ВВС РФ Дамаск поставлен его противниками в сложную ситуацию. Ведь только силы ССА насчитывают 30 тыс.чел. И еще 25 тыс.боевиков ИГ рассосались вдоль Евфрата и в Идлибе. На юго-западе Сирии не менее 10 тыс.боевиков других отрядов вооруженной оппозиции и т.д. А у Б.Асада не более 40 тыс. солдат. Плюс около 40 тыс. иранских солдат и бойцов шиитских вооруженных ополчений из Ирака, Ирана, Афганистана и Пакистана. И ВВС САР почти не существуют, в отличие от авиации США, Израиля и КСА. Тем более, что Эр-Рияд сколачивает военную коалицию против САР из числа некоторых арабских стран, включая ОАЭ, Иорданию и Египет. Перевес сейчас явно не на стороне Б.Асада и Ирана с Хезболлой.

Фактически новости в сообщении МО РФ нет, разве что есть утверждение, будто в этот лагерь набрали боевиков-джихадистов. Все остальные страны, имеющие свои интересы в Сирии с 2011 по 2015 год, пока в САР не прибыли ВКС России, вели свою собственную борьбу, которая в том числе включала и подготовку различных прокси-группировок. У противников Асада эта работа была налажена лучше, ресурсы, прежде всего финансовые, были задействованы гораздо большие, поэтому уже с 2013 года баланс войны стал смещаться в сторону поражения Асада и его союзника Ирана. В 2015 году в войну вошла Россия, соответственно, баланс выправился, но ни о какой победе пока речи нет и быть не может. До нее еще очень и очень долго. России все же следовало озаботиться созданием работающей системы перемалывания вражеских ресурсов, что сделало бы борьбу с Асадом занятием если не бесперспективным, то предельно затратным и нерентабельным. Война, как и любой бизнес (хотя и специфический), тоже оперирует понятиями эффективности, то есть соотношения затрат и результата.

Это не открытие — Советский Союз первым делом занимался такого рода мероприятиями, создавая полноценные местные правительства в арабских, африканских и азиатских странах (НДРЙ, АНДР, Афганистан, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и т.д.), создавая экономическую основу и военную мощь подопечной территории. Не всегда это удавалось в силу массы причин, но то, что отработанность мероприятий такого рода имелась — факт, в общем-то, неоспоримый. У современной России с этим, как видно, несколько хуже из-за отсутствия общей идеологии (тогда речь шла о поддержке национально-освободительных движений на некой социалистической основе). Не сказать, что совсем плохо — на некоторых территориях существуют относительно самодостаточные правительства, но в том и проблема, что без прямой российской помощи они недееспособны в принципе.

Здесь, собственно, и ответ на разного рода вопросы и утверждения относительно окончания войны в Сирии. Безусловно, США, Запад в целом и местные региональные игроки типа Саудовской Аравии, Израиля, Ирана и Турции будут и далее проводить свою политику, в том числе и через местных прокси. Противопоставить им можно только симметричную политику укрепления режима Асада (либо создания на его месте более дееспособного и обладающего более широкой базой поддержки). Если такой политики нет, а есть только медийные события, то перевод внимания на действия США — это просто попытка уйти от совсем реальной повестки сирийского вопроса. США ведут себя так, как считают нужным: борются за свои интересы, а не абстрактные нормы международного права. Международное право было растоптано теми же Соединенными Штатами сначала в Югославии, а затем похоронено в Ираке и окончательно зарыто в ходе «цветных революций» в Египте, Йемене, Ливии, Сирии, в Грузии и на Украине с Молдавии. Это значит, что у США есть интересы в Сирии и на Ближнем Востоке. Да и понятно какие – держать под контролем ведущий регион по обеспечению всего мира нефтью и газом, контролировать главные морские транспортные пути из Индийского океана в Атлантический, то есть путь потока товаров из Европы в Азию и в обратном направлении (Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив, Аденский залив, Персидский залив, Ормузский пролив, Малаккский пролив и т.д.), всячески противодействовать проникновению России на Ближний Восток. В том числе заблокировать поставки российского газа в ЕС по суше с юга – через Турцию, Сирию, будь это «турецкий поток» или «южный поток» через Азербайджан, Иран, Ирак и Сирию до побережья Средиземного моря и далее в Грецию и Италию. И только. И никакой идеологии. Чистый прагматизм. Поскольку пока Россия мешает американцам, Вашингтон не сможет противостоять Китаю. В том числе в увязке с вышеупомянутым, включая проект китайского Шелкового пути из Азии в Европу.

И если президент В.Путин попытался выйти из сирийского болота, то задача Запада совершенно другая и вполне очевидна: затянуть Москву как можно глубже на Ближний Восток, будь то Сирия или Египет с Ливией или Суданом, плюс все-таки решить свои собственные внутренние задачи, среди которых свержение Асада находится в приоритете. Запад и решает свои задачи, чему удивляться совершенно не приходится. Отсюда и провал женевского переговорного процесса, который так ничем и не завершился 15 декабря. Не случайно замминистра иностранных дел РФ Г.Гатилов в довольно откровенных негативных тонах прокомментировал слова сирийской оппозиции об отставке президента САР Б. Асада. По его словам, оппозиция Сирии продолжает настаивать на отставке Асада, несмотря на то, что ранее прозвучали заявления об отказе от предварительных условий. Замглавы российского МИД отметил, что это является серьезным затруднением. По мнению Г.Гатилова, непонятно, на какую реакцию рассчитывает сирийская оппозиция в данном случае со стороны делегации правительства страны. Поэтому часть переговоров прошла без участия делегации правительства Сирии, так как они назвали требование оппозиции об отставке Асада неприемлемым. Так что игры в мирный процесс закончены. Надо ждать войну.

Командование сирийских «Тигров» — сил специального назначения, лучших регулярных подразделений армии Б.Асада, 17 декабря с нескрываемым раздражением заявило, что стоит поблагодарить боевиков из «Фатимиюн» и «Лива Аль-Кудс» за то, что они в последние дни сдали большинство позиций между Маядином и Абу-Камалем, которые с трудом и огромными потерями ранее захватили «Тигры». Раздражение понятно: ИГ в последние дни активизировался на фоне снижения интенсивности полетов авиации. Сирийской авиации на юге очень мало, российской почти не осталось. Даже при снижении активных боевых действий сирийские и иранские прокси несут крайне высокие потери — за два последних дня только убитыми они потеряли более 100 человек, порядка 40 пленными, а главное — каждый день идет сдача территорий и позиций.

Иран создал две дивизии: «Фатимиюн» и «Зейнабиюн» из шиитов — выходцев из Афганистана и Пакистана соответственно. Руководство и подготовка этих частей возложена на иранский спецназ дивизии «Аль-Кудс» КСИР генерала Сулеймани. На территории Ирана находится до миллиона беженцев из Афганистана и Пакистана, и иранское руководство пытается использовать этих людей. Война в Ираке и Сирии потребовала огромных людских ресурсов, и афганские и пакистанские беженцы стали одним из их источников. Попавшие в бедственную ситуацию люди вынуждены соглашаться на контракт. Иранские граждане тоже идут в наемники, и немалая часть попадает на войну примерно таким же путем: среди них немало обычных уголовников. Понятно, что мотивация всех этих людей находится на крайне низком уровне, а потому воюют они из рук вон плохо. Претензии руководства «Тигров» обоснованы, но ничего другого у сирийских властей нет — сирийцы не алавитского происхождения тоже мало мотивированы воевать за Б.Асада. Так что начало операции против Дамаска не предвещает мира в этой стране.

Александр Орлов, политолог, эксперт-востоковед

19.12.2017

Источник: ru.journal-neo.org