В среду, 9 октября, в США драматически прошли выборы 45-го президента. Вопреки прогнозам, сенсационную победу на них одержал кандидат от Республиканской партии — миллиардер Дональд Трамп (Биография Дональда Трампа).

Уже в первые часы наблюдателей ошеломил отрыв Трампа от кандидата от демократов, экс-госсекретаря Хиллари Клинтон в таких штатах как Индиана и Кентукки. Однако маститые аналитики настаивали, что необходимо дождаться результатов из колеблющихся штатов. Там тенденция поначалу складывалась в пользу экс-госсекретаря.

И действительно, Клинтон вроде бы опережала Трампа в двух крупных штатах — Северной Каролине, где голосовали 50 тысяч военнослужащих, и в Огайо. Но уже после подсчета 50% голосов в Огайо вперед вырвался Трамп, а потом Клинтон «слила» Северная Каролина.

Во Флориде ситуация несколько раз менялась до тех пор, пока не были подсчитаны голоса Майами. Флорида с 29 голосами выборщиков была, без преувеличения, ключевым штатом на нынешних выборах. Трампу нужно было выиграть Флориду во всех сценариях, при которых он мог бы рассчитывать на победу. Достаточно сказать, что и республиканец Джордж Буш-младший, и демократ Барак Обама по два раза «брали» этот штат, и побеждали на президентских выборах.

На этот раз голоса во Флориде распределились практически поровну. Но большая часть штата все-таки проголосовала за Трампа — 49,2% избирателей после подсчета 99% голосов. Хиллари Клинтон набрала лишь 47,7%.

Кандидаты шли, что называется, ноздря в ноздрю. К 5 утра мск стало известно, что Клинтон выиграла Нью-Йорк, а Трамп победил в Техасе и Арканзасе. Через три часа после начала подсчета голосов выяснилось, что Трамп лидирует: у него 49,9% голосов избирателей США, против 46,2% у Хиллари Клинтон, и 128 голосов выборщиков против 97 у Клинтон.

Еще час спустя, после победы в Монтане и Западной Виргинии, The New York Times оценила шансы на победу Трампа более чем в 80%. Запахло сенсацией, поскольку всего сутки назад, за считанные часы до начала голосования, агентство Reuters, со ссылкой на данные финального опроса, оценивало шансы на победу Хиллари Клинтон в супер-убедительные 90%.

Гонка продолжалась: Трамп взял Миссури, Хиллари Клинтон победила в Вирджинии. Айова долго колебалась, но в конце концов, проголосовала за Трампа. Когда шансы на победу республиканца, по версии The NewYork Times, превысили 95%, ожил Twitter Барака Обамы. Уходящий президент не без меланхолии написал: «Что бы ни произошло, солнце утром поднимется, и Америка все еще будет оставаться величайшей страной на Земле».

В 8 утра мск в США закрылись все избирательные участки, включая Аляску. Президентская гонка закончилась — ее выиграл Дональд Трамп. К 10 утра мск он победил 26 штатах из 50-ти. Республиканец получал голоса 247 выборщиков из 270 необходимых для победы, Хиллари Клинтон — всего 215 голосов. Судьбу выборов решила Пенсильвания, где на кону стояло 20 голосов выборщиков: их взял Трамп. После этого борьба для Клинтон потеряла смысл: в большинстве оставшихся штатов также лидирует республиканец, и свои 3 голоса наберет наверняка.

Чего теперь ждать от Трампа, Клинтон, и внешней политики США?

— Трамп считал, что против него велась нечестная кампания, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — И это было действительно так. Все социологические опросы, которые проводились американскими СМИ, строились таким образом, чтобы Дональда Трампа дискредитировать. Против кандидата-республиканца велась игра со стороны американской элиты, и на нее выделялись большие деньги. Наконец, госаппарат США, который должен оставаться нейтральным, полностью работал в интересах Хиллари Клинтон.

И все-таки Трамп выиграл. Нам такой поворот событий на руку, поскольку он ослабляет антироссийские позиции Вашингтона. Москве в такой ситуации, я считаю, нужно поддержать Трампа — информационно, политически и дипломатически.

Естественно, мы не могли ожидать ничего хорошего от президентства Хиллари Клинтон. Было понятно, что в случае победы она будет усиливать военно-политическое давление на Россию. Это могло бы привести к вооруженному конфликту между РФ и США в той же Сирии. Клинтон, как известно, выступала за введение бесполетных зон в ряде районов. Мы бы эти зоны соблюдать не стали, и риск столкновения стал бы расти, как снежный ком.

Но теперь, надо думать, российско-американские отношения ждут крупные перемены. Вместе с тем, надо понимать: борьба идет за влияние в мире, за мировое лидерство. Поэтому какое-то время напряженность по линии США-РФ, возможно, будет сохраняться.

— За Трампом не было политической структуры, руководство Республиканской партии его не поддерживало, и казалось, что истеблишмент США не выпустит из рук добычу — президентское кресло Хиллари Клинтон, — говорит директор Института политических исследований Сергей Марков. — Но даже если бы победила Клинтон, она была бы вынуждена взять на вооружение часть программы Трампа в части внутренней политики — настолько значительной была поддержка населением республиканца.

Трамп, напомню, предлагает ввести протекционистские меры для американской экономики, и остановить миграцию на территорию США. По сути, Трамп оставил политическую риторику, и называет вещи своими именами.

Но главное — Трамп наверняка не будет поддерживать политику, направленную на свержение Владимира Путина. Эту политику, при молчаливом согласии Барака Обамы, де-факто проводили ЦРУ и Пентагон, которые курировал вице-президент Джо Байден. Теперь с этой линией, надеюсь, покончено.

Трамп будет крайне непредсказуемым президентом США, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — У кандидата-республиканца, напомню, были очень противоречивые высказывания по внешней политике. Зато у него нет за плечами груза негативного общения с Путиным, как у Клинтон. Трамп с российским президентом могут достигнуть определенных договоренностей, и сдвинуть российско-американские отношения с мертвой точки.

С другой стороны, президент США не определяет внешнюю политику единолично. Республиканская партия не оставит Трампа одного в Овальном кабинете, и ему придется учитывать позицию — во многом антироссийскую — однопартийцев. Как придется учитывать и интересы мощнейшего американского ВПК — тоже далеко не пророссийские.

Андрей Полунин

09.11.2016

Источник: svpressa.ru

«Счастливого Трамповства!». Американцы избрали Дональда Трампа новым главой государства

Вопреки прогнозам практически всех социологов, экспертов и политологов, новым президентом США стал республиканец Дональд Трамп. Миллиардер в ходе беспрецедентной по накалу страстей гонки одолел своего оппонента — демократа Хиллари Клинтон.

«Счастливого Трамповства!» — написал один из пользователей Reddit, узнав об успехах своего кумира. 8 ноября 2016-го могло войти в учебники истории как день, когда Соединенные Штаты Америки впервые в истории возглавила женщина, но этого не случилось. Хотя накануне аналитики прочили победу Клинтон — агрегатор предвыборных опросов RealClearPolitics фиксировал ее трехпроцентное преимущество, а результаты досрочного голосования (исторически выгодного для демократов) тоже внушали оптимизм бывшей первой леди.

Но Дональд Трамп сдаваться не собирался — он ушел от ответа на вопрос, признает ли он результаты народного волеизъявления в случае поражения, а в ходе выборов даже обвинил машины для голосования в приписке голосов своему оппоненту. Впрочем, опасения в нечестности выборов не подтвердились: избиратели гораздо чаще жаловались на огромные очереди (явка, по оценкам экспертов, была близка к рекордной).

Поначалу все заявления республиканца выглядели как нежелание задиры смириться с поражением — ранние результаты свидетельствовали о победе Клинтон в основных «колеблющихся» штатах — Флориде, Огайо и Нью-Гэмпшире.

Но это были лишь первоначальные данные — что характерно, в основном полученные в крупных городах. Как только в общей статистике появились результаты из сельской местности, картина кардинально менялась. В «копилку» Трампа ушли Флорида, Огайо и Аризона — эти штаты не считались «красными», в 2016-м на них претендовали и демократы. Потерпела крах и теория о том, что из-за демографических изменений (в частности, увеличения доли нацменьшинств) перейдет к «ослам» и традиционно республиканский Техас.

На фоне новостей о победе Трампа рекордно рухнул курс мексиканского песо, подешевела нефть, подорожало золото, а также отключился из-за лавинообразно возросшей популярности сайт миграционной службы Канады. Биржевой индекс Dow обвалился сразу на 750 пунктов (для сравнения: после терактов 11 сентября 2001 года он опустился лишь на 560).

Результаты голосования стали неприятным сюрпризом для многих аналитиков. Известный политтехнолог-республиканец Майк Мерфи, противник Трампа, написал в Twitter сообщение, больше похожее на исповедь: «В течение 30 лет в политике я верил в статистику. Сегодня статистика умерла. Кажется, нельзя ошибаться сильнее, чем я ошибся при оценке этих выборов». Экспертам предстоит найти ответ на вопрос, почему Клинтон, потратившая почти в два раза больше денег и проведшая блестящую классическую кампанию, потерпела столь сокрушительное поражение. Многие из них проводят аналоги с референдумом о Brexit — выходе Великобритании из ЕС, результаты которого тоже никто не смог правильно предсказать.

Американцы 8 ноября голосовали не только на президентских выборах — в Калифорнии, например, ими был одобрен план полной легализации марихуаны (до сих пор жителям штата разрешалось покупать и употреблять каннабис лишь по медицинским показаниям). Ожидается, что это решение, принятое самым густонаселенным штатом страны, вынесет вопрос легализации «травы» на федеральный уровень. А жители округа Колумбия (в котором находится Вашингтон, столица США) высказались за то, чтобы стать полноценным штатом. В Колорадо, в свою очередь, легализовали эвтаназию.

Победа Трампа пока не осмыслена американским обществом — на сайте The New York Times, например, можно почитать рассуждения экспертов газеты, которые утверждают, что его штаб, говоря о «скрытых избирателях Трампа» (тех, кто собирался за него голосовать, но не готов был в этом открыто признаться), сам не верил в собственную победу.

В любом случае, у республиканца будет минимум четыре года, чтобы попытаться реализовать предвыборное обещание «сделать Америку снова великой». У Трампа теперь карт-бланш: его однопартийцы контролируют и Сенат, и палату представителей, у него есть возможность предложить законодателям кандидатуру как минимум одного судьи Верховного суда.

Единственное значимое препятствие: внутрипартийная оппозиция. В период конкурентных праймериз миллиардер нажил себе множество влиятельных врагов среди республиканского истеблишмента — отныне ему предстоит попробовать себя в роли примирителя и лидера, чтобы повести за собой всех без исключения американцев.

Алексей Наумов

09.11.2016

Источник: Lenta.ru

Эволюция Трампа: сможет ли новый президент выполнить свои обещания

"Если победит Трамп, я поверю в реальность американской демократии", — говорили в беседах с автором статьи различные российские политологи и простые обыватели. Что ж, им пора держать свое слово — Дональд Трамп стал 45-м президентом США. Вот только будет ли он выполнять свои предвыборные обязательства?

Итак, некоторое время назад Дональд Трамп по совокупности гарантированных и взятых голосов выборщиков преодолел заветную планку в 270 голосов. К 11 часам по московскому времени 9 ноября у него было уже 288 голосов выборщиков, (у Хиллари Клинтон — 215).

Сделать это ему удалось за счет победы в ряде колеблющихся штатов, прежде всего — Флориде (29 голосов выборщиков), Огайо (18 выборщиков), Северной Каролине (15 выборщиков). Если посмотреть на результаты выборов по графствам, то ситуация чем-то напоминает расклад голосов по Brexit. За Хиллари голосовали жители крупных городов и пригородов (взять хотя бы столичный Вашингтон, где она победила с неприличными 93%, или Вирджинию, которую Хиллари вытянула за счет входящих в состав штата пригородов Вашингтона). Трампу же отдали голоса жители сельской глубинки — представители традиционной белой Америки.

Более точные расклады голосов потом проанализируют социологи. Впрочем, уже сейчас можно провести еще одну параллель с Brexit.

Как и тогда, социология допустила серьезную ошибку.

Но речь не идет о некоем заговоре либеральных СМИ против Трампа (которые намеренно печатали липовые опросы для смущения простых американцев). Люди вводили социологов в заблуждение, не признаваясь в своих симпатиях к "несистемному решению" в лице Трампа (их так и стали называть — стеснительные трамписты).

А все потому, что, как и в Британии, в США стараниями мейнстримных СМИ исчезает понятие свободы слова. Либеральные издания навязывали населению мысль о том, что Трамп — это плохо, что поддерживать Трампа — моветон. Вот люди и побоялись подвергнуться остракизму в обществе, но зато на избирательных участках сполна выразили свою волю.

Более того, для некоторых ощущение несправедливости даже стало неким побудительным мотивом для того, чтобы прийти и назло всем проголосовать. А, как известно, на выборах побеждает не тот, у кого рейтинг больше, а тот, кто убеждает свой электорат оторвать пятую точку от диванов и прийти на участки.

Хотелось бы надеяться, что Brexit и голосование для Трампа станет уроком всем западным медиамагнатам и политикам, которые живут по правилу: "у нас свобода слова, и слово это — мое". Если они урок не выучат, если продолжат охоту на ведьм против симпатизантов Путина, критиков Евросоюза, недовольных нынешней миграционной политикой в Европе или же уставших от политкорректности представителей белого среднего класса, то может настать момент, когда 15% рейтинга "Альтернативы за Германию" превратится в 30% мест в Бундестаге. Или же Марин Ле Пен займет Елисейский дворец. И вот тогда системным западным политикам учить уроки будет поздно.

Впрочем, самый важный вопрос сейчас в том, будет ли политика президента Трампа хотя бы частично совпадать с данными им предвыборными обещаниями? Очень сомневаюсь.

Казалось бы, для этого есть все возможности. По итогам прошедших выборов республиканцы не только оккупируют Белый Дом, но и сохранят контроль за обеими палатами Конгресса. Кроме того, Трамп может назначить своего сторонника на место умершего члена Верховного Суда, в результате чего в данном органе будет больше республиканцев. Таким образом, все три ветви власти будут находиться в руках одной партии.

Но самому Трампу это не особо поможет.

Не секрет, что у избранного республиканского президента большие проблемы с имиджем. С рейтингом — 20% (то есть 40% он симпатичен, а 60% — нет) он являлся самым ненавидимым кандидатом от мейнстримной партии на общих выборах, и, как следствие, стал самым ненавидимым избранным президентом.

Дошло до того, что, по данным британской газеты Independent, после новостей о победе Трампа лег канадский сайт, на котором расписаны правила и порядок иммиграции в Страну Кленов — сервера просто не выдержали наплыва посетителей.

Причем среди этих людей не только демократы — Трамп так и не сумел найти общий язык даже со значительной частью республиканцев, которые, выражаясь словами бывшего госсекретаря Колина Паулэла, считали его "позором партии" и призывали избирателей голосовать за Хиллари.

И теперь эта же республиканская фронда будет блокировать наиболее спорные инициативы Трампа в Конгрессе — если, конечно, Трамп вообще будет эти инициативы выдвигать.

Да, он обещал построить стену на границе с Мексикой и выслать всех нелегальных мигрантов. Но какой смысл избранному президенту углублять конфликт в партии, особенно на фоне того, что расстроенные поражением демократы будут искать повод для импичмента "сумасшедшего миллиардера"? У демократической партии не хватит голосов для реализации этого плана, но коль республиканцы призывали голосовать за Хиллари, то, возможно, они будут готовы и на импичмент Трампу? Особенно если он их сильно заденет.

Поэтому весьма вероятно, что президент попытается сместиться к центру и потратить какое-то время на интеграцию своих мыслей и желаний в общий республиканский котел.

Это же правило будет действовать и во внешней политике. Да, Дональд Трамп в своей программной статье провозгласил курс на неоизоляционизм, пообещал пересмотреть отношения с "обременительными" союзниками и даже покусился на идею целесообразности НАТО.

Однако далеко не все в республиканской партии дошли до мысли о том, что США больше не могут и не должны играть роль одинокого рейнджера в мире, что им нужно сотрудничать с другими странами, в том числе и с Россией. Именно поэтому никакого прорыва в российско-американских отношениях в виде решения сирийского или украинского вопроса ждать не стоит.

Однако, с другой стороны, с Дональдом Трампом хотя бы можно разговаривать на языке интересов, а если он подберет себе правильную и нужную команду, то даже договариваться о каких-то конкретных делах. Что, учитывая нынешнее состояние дна в российско-американских отношениях, уже неплохо.

Трамп о своей победе: возможно, потом все поймут, что это было не зря

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ

09.11.2016

Источник: РИА Новости

Подробнее о выборах в США читайте в онлайн-репортаже РИА Новости