По ходу предвыборной гонки Дональд Трамп сделал немало заявлений, касавшихся внешней политики. Некоторые из них давали надежду на то, что он постарается улучшить отношения России и США, находящиеся сегодня в глубоком кризисе. Правда, частенько предвыборные обещания Трампа противоречили друг другу. Каким будет внешнеполитический курс 45-го президента Соединенных Штатов Америки и стоит ли действительно рассчитывать на то, что он наладит конструктивный диалог с Москвой?

В американской политике нередко стремятся играть жестко, желая получить весь выигрыш. Это игра с нулевой суммой: проигравший не самоустраняется физически, как в русской рулетке, но лишается шансов на повторную игру. Во внутренней политике он не набирает политических очков и, как правило, больше не выставляет свою кандидатуру. Во внешней политике проигравший либо устраняется как серьезный конкурент, либо встраивается в американскую глобальную повестку в качестве ведомого, выбравшего «правильную сторону истории». Третьего, компромиссного решения изначально не дано. Оно может возникнуть лишь ценой жестоких кризисов, подобных тем, что случались в период холодной войны.

Сегодня, увы, такие кризисы становятся правилом, а не исключением. А американские политики, как это продемонстрировали президентские выборы, к жесткой игре готовы. Для дискредитации конкурента претенденты на главный пост в стране оказались способны предъявить друг другу любые обвинения. Хиллари Клинтон во многом построила свою кампанию на обвинениях Дональда Трампа в предательстве национальных интересов: порочащих связях с Кремлем, потворстве российскому шпионажу и хакерским атакам. Ее стараниями республиканский кандидат представавал перед избирателями то платным агентом, то «полезным идиотом» коварного «агрессора» и «диктатора» Владимира Путина. Трамп же без обиняков заявил, что нарушившая правила секретной переписки Хиллари должна не баллотироваться в президенты, а отбывать тюремное заключение, чего он и добьется, если будет избран. По количеству компромата, грязи и взаимных обвинений эти выборы трудно сравнить с какими-либо из предыдущих.

В международной политике стремление получить весь выигрыш особенно опасно. Соединенные Штаты уже не в состоянии управлять миром с позиции силы и навязывания своих ценностей. Окрепли и заявили о себе другие державы, стремящиеся увеличить свой выигрыш и разделить ответственность за глобальное управление. Растет список разногласий между США и Китаем, который отстаивает собственную сферу военно-политического влияния в Азии и не желает присоединяться к инициированной Америкой системе торгово-экономических соглашений. Еще больше претензий к системе глобального доминирования США у Москвы. Выталкивание России из Европы путем расширения НАТО, стратегия глобальной смены неугодных Вашингтону режимов, экономические санкции в связи с украинским кризисом — лишь некоторые из проявлений всеобъемлющего кризиса российско-американских отношений.

Можно ожидать, что новая администрация США попытается наладить диалог с Россией. После окончания холодной войны такие попытки предпринимались трижды — всякий раз, когда менялось американское руководство. Сегодня отношения с США вступают в четвертый цикл своего развития. Хотя эти отношения находятся в самой низкой за последние тридцать лет точке, список вопросов, требующих для своего решения участия России, по-прежнему значителен. В частности, для Вашингтона приоритетны вопросы ядерного нераспространения, киберугроз, терроризма и региональной нестабильности. При наличии соответствующей политической воли дипломатия сможет выработать условия, на которых диалог окажется возможен.

К тому, чтобы наладить отношения с Россией, Соединенные Штаты будут подталкивать еще два обстоятельства. Первое связано со снижением международных возможностей США, порожденным значительными внутренними проблемами. Доверие основных слоев общества к политическому классу находится на низком уровне и продолжает падать. Экономика развивается вяло. Американская система нуждается в реформах и новом контракте с обществом. Эти проблемы и обусловили феноменальный успех Трампа. Если он намерен переизбраться на второй срок, то обязан заняться структурными реформами.

Второе обстоятельство связано с ростом Китая — единственной страной, которую США рассматривают как вызов своим глобальным позициям и будущей безопасности. Подавляющее большинство американских политиков считают необходимым сдерживать международные амбиции Китая, а некоторые открыто призывают к тому, чтобы заручиться в этом поддержкой Москвы. Даже те, кто убежден, что Россия слишком слаба, чтобы рассматриваться в качестве партнера, опасаются укрепления китайско-российских военно-политических связей. Сближение Москвы и Пекина, получившее дополнительный импульс из-за западных санкций, — это процесс, за которым в Вашингтоне следят внимательно и с тем большей тревогой, чем сильнее он напоминает движение к альянсу на китайских условиях.

Весомы, увы, и факторы, затрудняющие налаживание диалога между Россией и США. Главный из них — огромный дефицит доверия между элитами обеих стран. Только что завершившаяся в Соединенных Штатах избирательная кампания показала: не только в Кремле считают, что противоположная сторона стремится ослабить конкурента путем смены режима и разрушения его политической системы. Выяснилось, что и у американского политического класса сильно ослабло как понимание внешнеполитических целей России, так и уверенность в прочности своих внутренних устоев. Обе стороны убеждены в том, что их базовые представления о глобальном миропорядке несовместимы. Интересы, действительно, отличаются, причем к поляризации взглядов и действий подталкивают союзники обеих сторон. Например, Польша, Прибалтика и другие требуют жесткости в отношении России, в то время как Сирия и Иран с ревностью воспринимают попытки Москвы и Вашингтона договориться.

Важная и типичная для российско-американских отношений проблема — психологическая совместимость руководителей двух государств. Публичные пикировки Путина и Хиллари хорошо известны. Обнадеживает то, что такого рода проблем нет между Путиным и Трампом. Оба политика неоднократно высказывали симпатию друг другу и, несомненно, надеются найти общий язык. Но это еще не гарантия успеха. Вспомним, что у Путина и Буша тоже было личное взаимопонимание, однако именно Буш инициировал целый ряд неприемлемых для России шагов в сфере ядерной безопасности, расширения НАТО и глобальной смены режимов. Позиции Трампа по ряду вопросов также будут серьезной проблемой для России. В частности, он высказывался критически о российско-американских соглашениях по Ирану и контролю ядерных вооружений. Кроме того, Трамп импульсивен и политически непредсказуем. Не исключено, что те пункты предвыборной программы Трампа, что вызвали наибольшую симпатию в России, будут им пересмотрены. Трамп вполне способен оказаться сложным партнером. Даже если первые шаги навстречу будут сделаны, вероятность того, что их не воспримут адекватно, с должной мерой ответственности, достаточно высока.

До сих пор в отношениях Москвы и Вашингтона стремление сдерживать амбиции противоположной стороны явно преобладало над стремлением к прагматичному сотрудничеству. Все это подводит к выводу, что диалог будет сложным и, возможно, кратковременным, после чего вновь последуют попытки воздействовать силовым путем. Только время покажет, достигли ли уже стороны предела в желании мериться мускулами или же впереди очередные бои за Украину, Ближний Восток, контроль над информационным пространством и так далее. Чтобы отношения не оказались снова в жестком кризисе, требуется «дорожная карта» движения к новому миропорядку. Переходный период будет длительным и нуждается в формировании «негативной» повестки по принципу «не навреди» с выявлением «красных линий» и развитием мер по укреплению доверия. Это пока все, к чему мы можем реально стремиться.

Андрей Цыгансков, профессор международных отношений и политических наук Университет штата Калифорния в Сан-Франциско, эксперт клуба «Валдай»

09.11.2016

Источник: Lenta.ru

Трамп устроит чистку элиты США. Какие страны теперь станут главными врагами Америки?

Итак, миллиардер Дональд Трамп победил на президентских выборах США. Кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон, которая считалась фаворитом гонки, позвонила Трампу и поздравила его с победой.

Истеблишмент США пережил этот удар тяжело. Общее настроение выразил бывший посол США в России Майкл Макфол. В своем Twitter он написал, что «никогда не был настолько пессимистично настроен по поводу будущего Америки, как сейчас».

Теперь, надо думать, Дональд Трамп не упустит случая поквитаться с элитой, которая вставляла ему палки в колеса. Достаточно вспомнить, что в начале октября Трамп в ходе дебатов с Хиллари Клинтон пообещал посадить ее в тюрьму в случае своего прихода к власти. Республиканец пообещал назначить специального прокурора для расследования использования Клинтон личной электронной почты в служебных целях. Он также призвал соперницу извиниться за исчезновение из ее электронного почтового ящика 33 тысяч писем. «Ты будешь в тюрьме», — ответил Трамп на слова Клинтон о том, что его президентство неприемлемо для США.

Видимо, почуяв, куда подул ветер, пресс-секретарь Джорджа Буша-младшего поспешил опровергнуть информацию, что экс-президент и его жена Лора голосовали на выборах за Хиллари Клинтон. «Они оставили бюллетени пустыми», — заявил пресс-секретарь. Трамп на это заметил, что огорчен решением Буша-младшего — представителя верхушки Республиканской партии — не голосовать за него.

Не менее интересно, чем грядущие разборки Трампа с элитой, выглядит другой момент: как отразится победа республиканца на внешнем мире? Например, на результатах грядущих парламентских выборах в Германии в 2017-м году?

Победу Трампа в Берлине, напомним, рассматривали в качестве худшего сценария для Германии. В МИД ФРГ полагали, что в этом случае Дональд Трамп сменит около трех тысяч человек в президентской администрации. И отношения с ФРГ, с приходом новых людей, могут значительно ухудшиться. Надо думать, Трамп не забудет, что канцлер ФРГ Ангела Меркель подчеркнуто его игнорировала, не отвечая публично на нападки в свой адрес, в частности, по поводу решения принять один миллион беженцев в страну в прошлом году.

Можно также ожидать, что Трамп усилит нажим на европейских партнеров по НАТО. Он не раз обещал заставить их платить «справедливую долю» за безопасность, которую обеспечивают США. Если же европейцы попытаются увильнуть, не исключено, что программы по укреплению альянса в Европе будут приостановлены.

Что меняет победа Трампа, каких шагов можно ожидать от нового президента США?

— Американский народ сделал правильный выбор, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Все-таки ситуация была опасной, хотя в одноэтажной Америке, которая проголосовала за Трампа, это вряд ли осознавали. США под руководством глобалистской элиты, которую и представляла Хиллари Клинтон, явно двигались к красной черте. И курс Клинтон вполне мог вылиться в крупную войну, что бы Макфол ни писал в своем Twitter.

Трамп, надо думать, поумерит активность глобалистов. В то же время надо понимать: Дональд Трамп — тоже представитель американской элиты, пусть другой ее части, но также весьма влиятельной. Если бы Трамп эту элиту не представлял, он бы не победил на выборах, и даже не был бы к ним допущен. Поэтому Трамп будет жестко отстаивать американские национальные интересы, и проводить тот курс, который неглобалистская элита считает правильным.

Тут я хочу обратить внимание на важную особенность позиции Трампа: у него имеется очень сильная антииранская направленность. Это связано с тем, что миллиардер является представителем произраильского лобби в США.

Видимо, та часть элиты, которую представляет Трамп, сочла, что конфронтация с Россией, во-первых, опасна, во-вторых, не приводит к эффективным результатам. Поэтому она решила пойти во внешней политике другим путем: изменить направление главного удара с России на Иран.

«СП»: — Что это означает для нас?

— Что конфронтация с Америкой — в той или иной форме — продолжится. Сдать американцам Иран мы не можем. Прежде всего, у нас имеются перед Тегераном определенные обязательства в области безопасности. Кроме того, для нас совершенно неприемлемо оголять свой южный фланг.

Россия — не СССР. Сегодня вся Центральная Азия находится в зоне турбулентности, и мы не можем полностью ее контролировать. Если в Иране и Афганистане укрепятся американские позиции, это приведет к тому, что от нас начнут отваливаться куски Закавказья и Центральной Азии. Если мы такое позволим, это будет началом конца России.

Поэтому мы будем защищать Иран, и именно вокруг Ирана завяжется новый комплекс противоборства с американцами. Другое дело, в какой форме это противоборство будет протекать. Думаю, Трамп не пойдет на открытое военное вторжение. Значит, будет иметь место гибридная война США против Ирана и его союзников на Ближнем Востоке.

Соответственно, мы в этой войне каким-то образом будем участвовать. И это не будет способствовать нормальным отношениям РФ и США.

«СП»: — Как Трамп собирается выстраивать отношения с Китаем?

— Сейчас, конечно, экономическое давление США переместится на Китай. Нас американцы задавить экономически не могут, поскольку у нас ничего особо нет, и нам ничего особо не нужно — мы способны продержаться в полной изоляции.

Другое дело Китай, который сильно зависит от внешней торговли и внешних рынков. И тут, видимо, американцы попытаются перекрыть Пекину каналы мировой торговли. Это тоже обострит ситуацию — уже в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для нас такое смещение вектора давления лучше, чем нынешнее его положение. Однако стратегически мы не можем дать проиграть ни Пекину, ни Тегерану. Удары США по ним — это косвенные удары по России.

Именно поэтому я не испытываю эйфории по поводу будущих росийско-американских отношений.

«СП»: — Будет ли Трамп пересматривать отношения с НАТО?

— Здесь могут быть подвижки, раз Трамп взял курс на то, чтобы не вступать в прямую конфронтацию с Россией. Возможно, Москве и Вашингтону удастся даже договориться о разделе сфер влияния в Восточной Европе. В этом случае мы можем получить под свой контроль Украину, Молдавию и Закавказье, а Прибалтика продолжит оставаться точкой напряжения в наших отношениях с Западом.

Кроме того, можно ожидать, что Трамп будет сокращать расходы на операции в Восточной Европе. И, возможно, план по развертыванию дополнительных сил альянса в ЕС, принятый на Варшавском саммите НАТО, будет скорректирован.

Возможно, будет законсервирована и система ПРО в Европе. НАТО в этом случае будет переориентировано на борьбу с так называемым международным терроризмом.

«СП»: — Как теперь изменится внутриполитическая ситуация в самой Америке?

— Думаю, Трамп действительно разделается с частью глобалистской элиты. К ней, кстати, относится не только клан Клинтонов, но и клан Бушей, которые связаны с саудовцами и катарцами через нефтяные компании.

В Америке, понятно, нельзя устроить 1937-й год, как у нас. Поэтому «зачистка» элиты сведется к тому, что Бушей выведут из руководства Республиканской партии. Впрочем, масштабы чистки будут напрямую зависеть от того, какую поддержку получат инициативы Трампа в США. При удачном для него раскладе, «зачищена» может быть вся верхушка Республиканской партии, и в нее будут кооптированы сторонники Трампа.

Что касается финансово-экономической — глобалистской — элиты, то ей придется раскошелиться. Если сейчас ее представители хотели решить свои вопросы за счет Америки, то теперь Америка решит свои вопросы за счет глобалистов. Возможно, часть банков элиты обанкротится, а другие потеряют серьезные деньги.

«СП»: — Америка при Трампе будет возрождаться как индустриальная страна?

— Будет, но неясно, в каком масштабе. Индустриальная мощь Америки базировалась на том, что она имела открытые рынки по всему миру. После Второй мировой, когда экономика Европы была разрушена, в Восточный блок полностью вышел из орбиты западной экономики, США получили карт-бланш, и за счет этого нарастили индустриальную мощь до невероятных размеров.

А сейчас это вряд ли получится: мировые индустриальные рынки заняты ФРГ, Китаем и Японией. США в такой ситуации могут разве что восстановить индустриальные возможности для внутреннего рынка, и частично латиноамериканского.

Это значит, американцев в любом случае ждут впереди тяжелые времена. Но если США откажутся от своих экспансионистских планов, и переориентируют ресурсы на развитие страны, это может купировать негативные моменты для населения.

Но тогда американцам придется делиться властью с другими странами — идти на раздел мира на сферы влияния, к чему мы давно Вашингтон призываем. Будем надеяться, что при Трампе американцы осознают необходимость такого шага, и пойдут на создание реальной многополярной системы.

— США ждут несколько месяцев стабильности и спокойствия, — уверен доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян. — Поскольку задача Трампа сейчас — не выступать с громкими заявлениями, а попытаться консолидировать хотя бы свою Республиканскую партию, с которой у него большие проблемы. Иначе нельзя исключить, что сразу после инаугурации ему будет объявлен импичмент. Поэтому если Трамп и будет реализовывать свои внешнеполитические обещания, то позже, когда будет уверен: в Конгрессе ему ничего не угрожает…

Андрей Полунин

09.11.2016

Источник: svpressa.ru