Пристальное внимание к новым лицам в Вашингтоне из команды Дональда Трампа, к стоящим за ними структурам, кланам, группам интересов, совершенно закономерно. Как говорил И.В. Сталин, «кадры решают всё» и был прав. Остановимся лишь на некоторых знаковых фигурах. 

Вице-президент Майк Пенс – новое поколение в администрации. Родился в 1959 г. и гораздо моложе большинства своих коллег. Ирландский католик по происхождению Пенс поначалу стоял за демократов и утверждал, что его идеал – Джон Кеннеди. Затем под влиянием своей супруги Карэн перешёл в лагерь республиканцев, что помогло его избранию в 2000 г. в конгресс, где он впоследствии возглавлял комитеты иностранных дел и высоких технологий. 

Пенс сумел выстроить отношения со всеми главными течениями в Республиканской партии, включая мощную группу, связанную с семьёй Бушей. Лично Трамп не хотел назначать Пенса на должность вице-президента, но под давлением согласованной позиции республиканского истеблишмента, подкреплённой мнением такой влиятельной пары, как зять президента Джаред Кушнер и дочь Иванка, был вынужден это сделать. Вряд ли Пенса можно назвать человеком Бушей (всё гораздо сложнее), но он однозначно представляет интересы того крыла Республиканской партии, которое связано с так называемым Движением чаепития, где клан Бушей играет одну из главных ролей

Значительный вес Бушей в политике определяется их связью с нефтяным бизнесом и контролем над Техасом, где сосредоточена треть всех нефтяных запасов Америки и расположены штаб-квартиры ведущих нефтяных компаний. К этому надо добавить, что в конце прошлого года в Техасе открыли крупнейшее в США месторождение сланцевой нефти Wolfcamp, где есть и запасы природного газа (оценка запасов – 20 млрд баррелей нефти, 400 млн кубометров газа и 1,6 млрд баррелей газового конденсата). 

Государственный секретарь Рекс Тиллерсон (Техасский Ти-Рекс) также связан с нефтяным бизнесом. Окончив в техасском Остине университет, специализирующийся на нефте- и газодобыче, в 1975 г. поступил на должность инженера в Exxon Mobil. Спустя 31 год – в 2006-м – стал генеральным директором и председателем совета директоров этой крупнейшей в мире нефтегазовой корпорации, контролируемой Рокфеллерами. Карьера Тиллерсона, когда первый руководитель компании-гиганта всю жизнь работает в ней и проходит все карьерные ступени – уникальное явление в мировой корпоративной практике. За этим стоит не только развитое чувство ответственности, но и невероятная преданность корпорации. Не будет преувеличением сказать, что Exxon Mobil для Тиллерсона – сама жизнь. Вполне возможно, что на новом посту Тиллерсон попытается воплотить в жизнь принцип «что хорошо для Exxon Mobil, то хорошо для Америки»

Последнюю четверть века Ти-Рекс занимался преимущественно международными проектам. За его плечами сложнейшие переговоры в 54 странах, включая Россию. Можно с уверенностью утверждать, что Тиллерсон давно вхож в самые высокие кабинеты. Поэтому не стоит воспринимать Техасского Рекса как новичка в международной политике. Что же касается его назначения на пост госсекретаря, то есть мнение, что оно также не обошлось без клана Бушей. В частности, кандидатуру Тиллерсона активно лоббировали бывший министр обороны и директор ЦРУ Роберт Гейтс и госсекретарь при Буше-младшем Кондолиза Райс.

Журналист, писатель и президент фонда «Новая Америка» Стив Колл, несколько раз бравший у Тиллерсона интервью, выделил пять его главных черт как человека корпоративной культуры: предельная ответственность за порученный участок работы; жёсткость в сочетании с умением в интересах дела поладить с любым человеком; потрясающая способность к самообучению, впитыванию новых знаний и навыков; отсутствие догматизма; преданность командной работе

В дополнение к портрету следует добавить, что Тиллерсон – приверженец философии так называемого рационального индивидуализма, создателем которой считается Айн Рэнд (1905-1982), американская писательница родом из России, сторонница концепции «минимального государства» (настоящее имя Алиса Зиновьевна Розенбаум). В духе этих воззрений новый госсекретарь весьма критически относится к практике социального государства и европейской модели капитализма с социал-демократическим уклоном.

Ещё один нефтяник в команде Трампа, связанный с Бушами и Движением чаепития, – бывший вице-губернатор Техаса при Буше-младшем, трижды избиравшийся губернатором Техаса (2002, 2006, 2010 гг.), а ныне министр энергетики Рик Перри. Он принадлежит к числу инициаторов создания федерального фонда финансирования исследований и разработок по добыче нефти и газа из сланцевых и битуминозных песков и считается одним из отцов «сланцевой революции» в США. В настоящее время Перри – крупный акционер ведущей сланцевой компании Dakota Access Pipeline

Министр финансов Стив Мнучин – представитель финансового конгломерата Goldman Sachs. Семья Мнучиных давно входит в число влиятельных акционеров инвестиционного банка Goldman Sachs, а сам Стив много лет проработал в этом банке. Мнучин широко известен также как кинопродюсер: на его счету такие бестселлеры, как «Аватар», «Люди Х», «Безумный Макс: дорога ярости». С Трампом Мнучин познакомился именно на ниве финансирования кино, а в ходе избирательной кампании он отвечал за финансы республиканского кандидата. 

Министр промышленности и торговли США Уилбур Росс (личное состояние – 2,9 млрд долл.) – не только ещё один опытный финансист в президентской команде, но и старинный друг Трампа: более 30 лет они вместе делают бизнес и дружат семьями. Россу 79 лет, но он отнюдь не дряхлый старик: ежедневно проходит 3 километра пешком и по воскресеньям играет в гольф. Проработав четверть века в инвестиционном банке Rothschild и занимаясь вопросами слияний и поглощений, а также вопросами банкротств и кризисного управления, Росс заработал говорящее прозвище – Король банкротств. В 2000 г. он открыл собственную компанию WL Ross & Co. LLC, а в 2002 г. основал металлургическую компанию International Steel Group. Важно также, что Росс был советником мэра Нью-Йорка Руди Джулиани по вопросам приватизации и консультировал президента Билла Клинтона по вопросам американо-российской торговли. 

Дополняют картину предстоящих в Америке (и в мире!) перемен назначения министров юстиции и образования, а также директора ЦРУ. 

Министерство юстиции в США традиционно играет огромную роль в политической системе и возглавляется Генеральным прокурором. Выбор на этот пост Джеффа Сешнса – ультраправого сенатора-республиканца, убеждённого противника рабочего движения и любых форм организации трудящихся (особенно из числа афроамериканцев и латинос) также определяет возможный выбор парадигмы развития США. Именно Сешнс первым публично высказал идею строительства стены на границе между США и Мексикой, предложил осуществить депортацию нелегальных мигрантов и установить жёсткие ограничения на въезд в страну мусульман. В то же время он был первым сенатором, который открыто поддержал кандидатура Трампа в ходе кампании по выборам президента. 

Министр образования в США – также весьма влиятельный пост. Возглавила ведомство далеко не бедная женщина – дочь и жена миллиардеров Бетси Девос. Однако важно даже не это, а то, что она решительная противница государственных школ и вообще образования для малообеспеченных, жёстко выступающая за сокращение расходов на любые формы бесплатного обучения. Когда на слушаниях в сенате у Бетси спросили, была ли она когда-либо в государственной школе, та ответила: «Нет. Я хорошо знаю частные школы. Они намного лучше государственных». 

Семейное положение Девос подтверждает поговорку «Деньги к деньгам». Её муж владеет одной из крупнейших торгово-маркетинговых компаний Америки Amway, широко известной по всему миру. Брат Бетси Эрик Принс – основатель знаменитой частной военной компании Blackwater. После скандала, связанного с недозволенными методами ведения военных действий и допросов, Принс вынужден был уйти из компании, но не из этого бизнеса. В последнее время он оказывал консультационные услуги по созданию ЧВК в Гонконге, Турции, Саудовской Аравии, Сингапуре. 

Что же касается директора ЦРУ Майка Помпео, то по первой специальности он военный (окончил Вест-Пойнт, служил в Западном Берлине). После ухода из армии получил в Гарварде юридическое образование, поработал в бизнесе, где и познакомился с миллиардерами братьями Коч - совладельцами крупнейшей в мире частной компании Koch Industries с числом занятых в 100 тыс. человек (пакет акций обоих братьев в этой компании оценивается в $94.2 мрлд). Чарльз и Дэвид Коч двинули Майка Помпео в большую политику и стали его главными спонсорами на выборах в палату представителей, где он представлял Канзас. В конгрессе Помпео возглавлял комитет по разведке и, став видным членом Движения чаепития, завязал немало нужных знакомств. В частности, его связывают тесные контакты с входящим в Топ-50 списка Forbes 83-летним Шелдоном Адельсоном, состояние которого, по данным на 2014 год, оценивается в 38 млрд долларов. Именно Адельсон предложил кандидатуру Помпео в новую администрацию, хотя решающую роль в его назначении на пост директора ЦРУ сыграл М. Пенс

Не вдаваясь в характеристику военных кадров, следует отметить, что в лице таких авторитетных генералов, как Д. Мэттис (министр обороны), Дж. Келли (министр внутренней безопасности), Г. Макмастер (советник по национальной безопасности, его кандидатуру поддержал М. Пенс), военные наряду с представителями крупного бизнеса будут также играть важную роль в принятии политических решений. Отмечу лишь одно. Военная элита, поддерживаемая промышленным лобби и поддерживающая его, видит неизбежность конфронтации с Китаем. Поэтому им нужна возрождающаяся Америка. 

********

Официальные лица в новой администрации США – это лишь один срез «коллективного Трампа». Есть и другой срез, влияние которого трудно переоценить. Это советники

Так, весьма значимой структурой является созданный в 1993 году Национальный экономический совет, председательствует в котором президент США. Главная задача Совета – координация внутренней и внешней экономической политики США, подготовка аналитических докладов и проектов решений президента. 

Старшим советником Трампа по экономической политике и директором Национального экономического совета стал инвестиционный банкир Гэри Кон (его личное состояние оценивается в 1 миллиард долларов). Кон практически всю жизнь проработал в Goldman Sachs. Начав карьеру рядовым менеджером регионального отделения, он дослужился до президента и главного операционного директора одного из крупнейших в мире банков и является, если угодно, олицетворением могущества финансового капитала. 

По имеющимся свидетельствам Трамп до вступления в борьбу за пост президента не имел тесных контактов с Коном. На его кандидатуре настояли «близкие из близких» Джаред Кушнер и Иванка Трамп, а также старый друг Трампа миллиардер Карл Икан и руководитель крупнейшей компании по управлению активами Black Stone и тоже миллиардер Стив Шварцман, возглавивший общественный Совет бизнеса при Президенте.

Ещё один представитель Goldman Sachs в новой администрации и главный стратег Трампа, возглавлявший его предвыборный штаб, а после инаугурации президента создавший «новый теневой центр силы» – Группу стратегических инициатив Стив Бэннон. Всё чаще в массмедиа Бэннона называют «теневым президентом». А он невозмутимо поддерживает ажиотаж вокруг своего имени, эпатирует общественное мнение, сравнивая себя с Лениным и одобрительно высказываясь о В. Путине как защитнике традиционных ценностей и национального суверенитета.

Крупнейший и наиболее удачливый в истории Америки рейдер и корпоративный «стервятник» с состоянием свыше 17 млрд долл. 81-летний Карл Икан получил пост председателя Комиссии по реформе регулирования в области финансов и экономики

Занимаясь рейдерскими атаками, Икан отдавал предпочтение технологическим компаниям. В его сети попадали Motorola, Yahoo, Dell, Apple. В разгар финансового кризиса 2007-2008 гг. Икан инициировал (при негласном одобрении Трампа и еще нескольких человек) создание движения Объединённых акционеров Америки. Суть идеи проста – объединить мельчайшие пакеты акций, а затем от их имени как миноритарный акционер приступить к захвату крупных корпораций. Лозунг Объединения идентичен знаменитому слогану Трампа «Сделаем Америку снова великой». 

Кстати, Бюро финансовой защиты потребителей, созданное администрацией Обамы, запретило деятельность Объединённых акционеров Америки, уличив эту организацию в использовании чужих активов для достижения личных целей. Однако причастность к этой деятельности Карла Икана не помешала ему занять пост председателя Комиссии по реформе регулирования в области финансов и экономики. 

Дела новых советников не заставили себя ждать: подписан президентский указ о пересмотре закона Додда-Франка, регулирующего банковскую сферу и принятого с целью предотвратить повторение кризисов, подобных финансовому кризису 2008-2009 гг.; подписано распоряжение о проведении анализа целесообразности сохранения Бюро финансовой защиты потребителей. А Министерство юстиции готовит разъяснения, которые поставят крест на возможностях сената и палаты представителей Конгресса США проводить независимый аудит Федеральной резервной системы (ФРС). 

Если же говорить об узкой команде Трампа, о «Семье» с большой буквы, то в неё входят наиболее доверенные лица и близкие родственники. Они имеют беспрепятственный доступ к президенту и участвуют в выработке важнейших решений. Состав «Семьи» следующий: главный стратег Стив Бэннон; глава аппарата Белого дома, главный оперативник Райнхольд Ричард «Райнс» Прибус; старший советник Трампа по политическим вопросам – Стивен Миллер; Джаред Кушнер и Иванка Трамп (в Вашингтоне их называют «Джованка»). В эту тесную группу входят также экономический советник Трампа Дэвид Мэлпэсс и министр финансов Стивен Мнучин.

Такой «коллективный Трамп» сам по себе является свидетельством грядущих перемен. 

Во-первых, угроза второй волны финансового кризиса требует не просто консолидации элиты, а более тесного сплочения представителей её финансового, энергетического, промышленного и военного секторов. 

Во-вторых, доминирование в ряду высокопоставленных лиц новой американской администрации представителей Goldman Sachs говорит о расколе в среде банкстеров – в случае чего власти будут спасать далеко не все крупные банки, но только банки «лоялистов». 

В-третьих, под лозунгами возвращения Америке величия могут происходить невозможные ранее рейдерские схемы и банкротства, когда крупные рыбы будут пожирать мелких. 

В-четвёртых, союз части банкстеров и нефтяников, промышленников и военных может стать рычагом, способным изменить вектор развития не только Америки, но и мировой политики в целом, в том числе и в первую очередь – энергетической политики. Уже отменены введенные при президенте Обаме ограничения на добычу сланцевой нефти на территории США, расконсервированы угольные месторождения. Скорее всего, в ближайшем будущем будут отменены ограничения на добычу нефти на шельфе. Трамп дал зелёный свет прокладке нефтепроводов Keystone XL из Канады в США и Dakota Access из Северной Дакоты в Иллинойс, на строительство которых Обама наложил вето из-за возможного вреда окружающей среде. 

По всей видимости, и другие вредные с точки зрения новой команды в Белом доме ограничения в сфере энергетики будут отменяться или пересматриваться. Уже сняты все ограничения на экспорт американской нефти. А 3 февраля 2017 г. сенат отменил правила раскрытия информации и сумм, которые американские нефтяные компании платят местным правительствам при разработке месторождений. Фактически это решение означает легализацию и засекречивание (для широкой общественности) коррупционных механизмов. 

Ещё не стали, но станут новыми факторами мировой политики ужесточение позиции США в отношении Ирана и усиление давления на Китай. В условиях глобальной взаимозависимости это коснётся и всех других крупных участников международных отношений. 

Приход новой команды в Белый дом в Вашингтоне и её первые шаги можно рассматривать как артподготовку перед боем – грядущим и очень болезненным переделом мирового нефтяного рынка. Пресловутый «изоляционизм», который приписывают новому президенту США, может обернуться новой формой глобальной экспансии и драматической перестройкой мировой политики. Преимущество в этих условиях будет иметь тот, кто при любом повороте международных событий не утратит стратегическую инициативу.

Елена Пономарёва

10.03.2017

Источник: Фонд стратегической культуры