Командующий сухопутными войсками Центрального командования США генерал-лейтенант Майкл Гаррет 15 августа в Душанбе обсудил вопросы обеспечения мира и стабильности в Афганистане и укрепления таджикско-афганской границы. Эксперты не исключают, что речь идет о более тесном военном сотрудничестве вплоть до создания американского военного центра на территории Таджикистана.

пентагон, майкл гаррет, таджикистан, граница, афганистан, безопасность

Это первый визит американского генерала в Таджикистан. В конце прошлого года он побывал в Казахстане и Узбекистане. В Душанбе Майкла Гаррета принял президент Эмомали Рахмон. Он также провел переговоры с министром обороны Таджикистана генерал-лейтенантом Шерали Мирзо и представителями Генштаба Вооруженных сил Таджикистана. На встречах представители США и Таджикистана обсудили вопросы сотрудничества в сфере безопасности, укрепления таджикско-афганской границы, которой с 2005 года де-факто уже занимаются США. Ранее внешние рубежи Таджикистана охраняли российские пограничники, но сегодня вопрос их возвращения не рассматривается, хотя ситуация на таджикско-афганской границе осложняется. Более того, МИД России призвал США вывести из Афганистана свои войска. «Москва никогда не торопила вывод войск США из Афганистана, – напомнил бывший посол России в Афганистане Замир Кабулов. – Но поскольку Армия США ничего толком не может сделать, пусть уходят из Афганистана».

Настаивают на выводе американских войск из Афганистана и талибы. Западные СМИ цитируют открытое письмо руководства движения «Талибан», в котором они указывают на бесперспективность пребывания ВС США в Афганистане.  Сегодня численность американских военных в этой стране составляет 8,5 тыс

Покидать Афганистан Вашингтон не собирается. Председатель Института Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса, бывший советник по России и Евразии при трех президентах США Фредерик Старр, побывавший недавно в Таджикистане, рассказал в интервью «Азии плюс» о том, что число американских военных в Афганистане увеличится. Будет у США расти и интерес к странам Центральной Азии. «Сейчас все меняется, и Центральную Азию в Америке снова изучают и смотрят на нее свежим взглядом», – сказал Старр. Он отметил, что с  точки зрения Вашингтона, судьбы Афганистана и других республик Средней Азии крепко связаны. Поэтому если мы присутствуем в Афганистане, это будет положительно влиять на присутствие США и здесь – в бывшей советской Средней Азии», – уточнил доктор Старр.

Военный эксперт Виктор Литовкин считает, что свою цель обосноваться в государствах Центральной Азии США не оставят. «Вашингтон будет вести любые переговоры, а также оказывать любую техническую, военно-техническую помощь республикам Центральной Азии, в том числе при помощи военных учений, которые они проводят, например, в Казахстане – «Степной орел» или обучения кадров для ВС Таджикистана (в Турсунзаде, что в 45 км от Душанбе, находится учебный центр ВС США). Но долгосрочная цель США – разместить в регионе свои военные базы и любым способом закрепиться на этой территории. Таджикистан, Туркменистан и Киргизия – это подбрюшье России, и оттуда можно так или иначе угрожать Москве», – сказал «НГ» Литовкин. Однако, как заметил эксперт, Таджикистан и Киргизия – члены ОДКБ. Они союзники России. Любое размещение американской базы в этих республиках будет вызовом этим союзническим обязательствам. «Всем очевидно, для чего американцы оказывают помощь странам Центральной Азии, хотя они будут прикрываться борьбой с талибами и игиловцами. Но в России вряд ли отнесутся с пониманием к американской настырности», – считает эксперт. Он напомнил, что в Киргизии президент Алмазбек Атамбаев закрыл американскую военно-воздушную базу. Он пояснил, что ему пришлось это сделать, потому как «по ней обещали нанести удар». «Однако Атамбаев не сказал, какая страна могла нанести удар. Это могли сделать Китай и Россия. Других стран, которые могут нанести удар, нет», – считает Литовкин. При это он считает, что вряд ли нынешнее руководство Таджикистана или любой другой из стран региона позволит США разместить на своей территории военную базу. «Но есть такое понятие, как стратегическое терпение, – выстраивается долгосрочная программа, которая будет реализовываться поэтапно», – отметил он.

Таджикский эксперт Хурсанд Хуррамов также считает, что речь на переговорах в Душанбе может идти о долгосрочном сотрудничестве в сфере безопасности. «Высокопоставленные американские генералы систематически посещали страны Центральной Азии. Последний подобный визит в Душанбе состоялся в апреле текущего года, когда таджикскую столицу посетил командующий Центрального командования США генерал Джозеф Вотер. Нынешний визит командующего сухопутными войсками Центрального командования генерала Майкла Гаретта стоит рассматривать в качестве продолжения серии этих встреч. Однако на этот раз Таджикистану могут предложить более эффективно сотрудничать в вопросе обеспечения мира и стабильности в Афганистане, что может в том числе означать создание военной базы США на территории Таджикистана. Поскольку радикальные группировки сосредоточены именно на севере Афганистана, на границе с Таджикистаном», – сказал «НГ» Хуррамов. Однако, по его словам, учитывая высокое напряжение во взаимоотношениях США и России и зависимость Душанбе от Москвы, вряд ли официальная таджикская сторона может на себя взять многообещающие обязательства, которые бы отвечали интересам США.   

Виктория Панфилова

15.08.2017

Источник: НГ

США хотят адаптировать Узбекистан и Таджикистан под свое оружие

Госдепартамент США ищет подрядчиков, которые проведут для узбекских и таджикских представителей правительств конференции и семинары по контролю за оборотом вооружений.

Госдепартамент США готовится преподать Средней Азии уроки оружейного экспорта. Вашингтон ищет подрядчиков, способных за 200 тысяч долларов научить правительства Узбекистана и Таджикистана "следить за оборотом оружия". Информация одновременно скудна и многомерна:

"Целевая аудитория должна обладать… навыками, необходимыми для полного понимания законодательства,.. чтобы привести его в соответствие с международными стандартами, передовыми практиками и процедурами лицензирования в области контроля торговли стратегическими товарами", — цитирует текст документа РИА Новости.

Понятно, что экспортеров оружия в Средней Азии нет, а оружейный оборот в упомянутых странах осуществляется на основании законов и правил, под жестким государственным контролем. Правительства и силовые структуры Узбекистана и Таджикистана вполне самодостаточны.

К тому же Таджикистан состоит в ОДКБ (со своим комплексом оружейных опций). То есть мы наблюдаем слегка закамуфлированную попытку США расширить военно-политическое влияние в Среднеазиатском регионе (куда входят Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан) и, возможно, переориентировать, перевооружить региональных партнеров. Почему именно здесь и сейчас? Регион ценен сам по себе, и все же, вероятнее, ответ находится по соседству.

Цели — Афганистан и Иран

США надолго забуксовали в песках и горах Афганистана. Изначально, в 2001 году, планировалось силами США и НАТО в сжатые сроки уничтожить афганских экстремистов и "навести порядок в стране". Талибы де-юре потеряли власть, но сохранили боевой потенциал и перешли к партизанской войне. В стране появились боевики ИГ.

Сегодня американцы могут сколько угодно планировать те или иные операции, изменять формат военного присутствия (Пентагон или частные военные компании), но абсолютно очевидно: этот важный и непокоренный геополитический перекресток будет оставаться в фокусе американских интересов и усилий десятилетиями. В Афганистан за 15 лет вложено 700 миллиардов долларов, и просто так Соединенные Штаты не уйдут.

Не меньших усилий США (Пентагона) требует Иран, отношения с которым находятся на уровне взаимных военных угроз, включая ядерную риторику. В частности, иранский президент Хассан Роухани заявил, что США не являются "хорошим партнером", и если США продолжат "угрозы и санкции", Иран может быстро восстановить развитие ядерной программы, даже на более высоком уровне. В свою очередь представитель США при ООН Никки Хейли отметила: "Невозможно позволить Ирану использовать "ядерную сделку" для удержания в заложниках мирового сообщества. Ни при каких условиях Ирану не будет позволено когда-либо обладать ядерным оружием". Интересно, кто разрешил Соединенным Штатам бомбить Хиросиму и Нагасаки?

Восток — дело тонкое. Многолетний опыт Северной Кореи говорит о высокой вероятности расширения круга ядерных государств (де-факто). Мы наблюдаем, как "ядерные клещи" Ирана и КНДР сжимают поле американского экспансионизма. Запуски северокорейских МБР 4 июля и 28 июля показали, что дамоклов меч навис над Аляской и континентальной территорией США, а военная мощь Ирана оставляет американцам еще меньше степеней свободы (вседозволенности), вариантов силового маневра.

Узбекистан и Таджикистан как базы подскока

В условиях дальневосточного геополитического унижения и бесперспективной ближневосточной битвы с "мировым злом" США будто утопающий за соломинку хватаются за среднеазиатские страны. Как минимум там возможно безопасное размещение складов вооружения, боеприпасов, материально-технических средств для продолжения ближневосточных операций.

В Узбекистане американцы ранее использовали авиабазу Карши-Ханабад (по соглашению от 5 октября 2001 года), где размещались до полутора тысяч военнослужащих 10-й горной дивизии, истребители F-15, F-16 и транспортные самолеты. Это был важный логистический центр для наземных и воздушных поставок продовольствия и материально-технических средств союзным войскам в Афганистане. Радиус действия самолетов С-17 (в зависимости от загрузки — от 1000 до 3500 км) и С-130 (4000-5400 км) позволяет из Средней Азии летать без дозаправки в любые точки Афганистана.

После событий в Андижане осенью 2005 года узбекский Сенат запретил американским войскам находиться в Ханабаде. Правда, военная авиация Германии в составе Международной коалиции НАТО (ISAF) с 2002 года беспрепятственно использовала узбекскую базу Термез, что не исключало присутствия самолетов США. И все же американцы оказались значительно стеснены, особенно после потери авиабазы Манас в Кыргызстане. Поэтому всеми военно-дипломатическими средствами пытаются вернуться в Узбекистан. Так, в 2014 году в Ташкенте было открыто региональное представительство НАТО (закрыто в ноябре 2016 года), обозначено участие США в проведении узбекской военной реформы.

В горячем Таджикистане ВВС США использовали аэродром Айни с сентября 2001 года по июнь 2002 года. Тогда же Душанбе разрешил американцам осмотреть авиабазы Куляб и Курган-Тюбе с перспективой их использования в афганской операции, однако что-то пошло не так. Постоянный военный контингент США в Таджикистане до сего дня не прижился, в отличие от российской военной базы.

И все же Душанбе старается сохранить определенный баланс отношений с Москвой и Вашингтоном. При финансовой поддержке США (около семи миллионов долларов) сформирован таджикский миротворческий батальон, который с 2012 года выезжает на многонациональные учения за рубежом под патронажем Вашингтона. Кроме того, на территории Таджикистана имеются урановые рудники, крупный комбинат по первичной переработке урановой руды, и США заботливо инициировали ряд долгосрочных и дорогостоящих программ по усилению контроля за перемещением расщепляющихся материалов.

Согласно стратегии в отношении среднеазиатских стран, американцы планируют внедриться в систему безопасности Таджикистана, разместить в стране войсковые подразделения США и 250 агентов-консультантов в американском посольстве в Душанбе, а также создать проамериканские общественные организации.

Таким образом, пусть крупные военные базы США в Средней Азии и закрыты, но ползучая американская экспансия в регионе продолжается — с дальним прицелом.

Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"

17.08.2017

Источник: ru.sputniknews-uz.com