Нижняя палата парламента Афганистана проголосовала за пересмотр двустороннего соглашения с США о сотрудничестве в сфере безопасности. В экспертной среде называют начатый депутатами Волуси Джирги процесс попыткой оказать давление на американское руководство. Цель – убедить Вашингтон отказаться от поддержки президента Исламской Республики Ашрафа Гани. Для афганского лидера ситуация становится потенциально опасной, особенно учитывая то, что на фоне этого он теряет свой политический актив.

Ожидание уступок от США

О намерении афганских парламентариев запустить пересмотр исторического соглашения с Соединенными Штатами было известно давно, однако только сейчас они перешли к делу. Из 150 депутатов, которые присутствовали на соответствующем заседании, 146 выступили за пересмотр двустороннего соглашения. Парламентариев не устраивает неэффективность договоренностей с американской стороной. По их словам, США не выполнили условия договора и не смогли обеспечить афганские силы безопасности необходимой поддержкой. Против сохранения договоренностей выступают и депутаты Мешрано Джирги (верхней палаты законодательного органа). Сенаторы обращают внимание на дестабилизацию обстановки в стране и подчеркивают, что отсутствие необходимого ответа Соединенных Штатов на существующие угрозы безопасности лишает двустороннее соглашение всякого смысла.

Соединенные Штаты пытались добиться подписания соответствующего соглашения долгое время. Предыдущий президент Хамид Карзай, который сейчас составляет оппозицию официальному Кабулу, тогда не поддержал ратификацию договора. Добиться прогресса удалось только при действующем главе афганского государства Ашрафе Гани. В экспертной среде указывают, что сам процесс пересмотра направлен против фигуры президента. «Это очень важный документ для США, – напомнил директор Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Омар Нессар. – Они долгое время добивались его подписания. Любая попытка пересмотра этого договора – это акт давления на Соединенные Штаты. Политики делают это не для того, чтобы довести дело до реального пересмотра. На самом деле, речь, скорее всего, идет о том, чтобы получить от США отказ от поддержки Ашрафа Гани».

Когда отсутствие команды опаснее ракет

Но куда более опасным для фигуры афганского лидера становится потеря своего политического актива. В августе прошение об отставке подал советник президента Афганистана по вопросам национальной безопасности Мохаммад Ханиф Атмар. С таким же прошением к президенту Афганистана обратился заместитель главы Совета национальной безопасности Афганистана Сулейман Какар. Отставку прочат и и. о. министра национальной обороны Тарику Шаху Бахрами и главе МВД Ваису Ахмеду Бармаку. Формальным поводом стал произошедший 21 августа ракетный обстрел президентского дворца и дипломатического квартала Кабула.

Значительной потерей Гани эксперты считают уход Атмара. «До прихода Атмара аппарат Совета безопасности Афганистана был номинальной структурой, – считает Омар Нессар. – Сейчас же он превратился в значимую структуру, которая имеет влияние не только на силовой блок, но и даже на формирование внешней политики. Не приведет ли уход Атмара к разрушению этого политического органа? Сейчас президент фактически может потерять управление своим активом и тем сложным механизмом, который был создан Атмаром». Некоторые аналитики не исключают, что уход Атмара может быть связан с российским фактором. О разногласиях между президентом и его советником по вопросам национальной безопасности сообщалось и ранее. Однако отставка Атмара произошла фактически спустя считанные дни после того, как он провел переговоры с российским послом в Кабуле, на которых они явно обсуждали встречу в Москве (московский формат). По данным агентства «Пажвок», в тот день Атмар попросил российского посла Александра Мантыцкого оказать давление на «Талибан».

Президент без социальной базы

«Системные политические движения Афганистана можно разделить на две большие группы, – говорит Омар Нессар. – Это моджахеды – те политики, чей бэкграунд сформировался в годы советского присутствия в Афганистане. И вторые – это технократы, образованные афганцы с двойным гражданством, которые вернулись из других стран, в основном, из западных. Эта группа сформировалась после прихода в Афганистан американцев. В отличие от первых, вторая политическая группа – а точнее, большинство ее лидеров – не смогла найти себе социальную базу в афганском обществе. Если посмотреть, у кого какая социальная база, то нынешний президент – как представитель технократов – имеет минимум. Именно поэтому, когда в Афганистане идут выборы, технократы вынуждены объединяться с другими политиками. Но после выборов такие альянсы, как правило, распадаются».

Накануне прошлой борьбы за президентское кресло Ашраф Гани создал тактический альянс с узбеками и таджиками и тем самым обрел некую легитимность. «После этого при первом случае он разошелся с ними, – напомнил Омар Нессар. – Теперь он уже расходится со своим политическим активом, с технократами, которые пытаются получить свою социальную базу. Например, Атмар, в отличие от президента, имел прямой выход на народ, мог полагаться на него. Гани же всегда ищет посредников, потому что прямого контакта у него нет. С одной стороны, это уменьшает его легитимность, с другой стороны, это ставит его в зависимость от других политических групп в его окружении».

Игорь Субботин

15.09.2018

Источник: afghanistan.ru