Глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая 22 октября перед журналистами по итогам сочинских переговоров президентов России и Турции, заявил о том, что Россия призывает создателей тюрем для террористов в Сирии осознать свою ответственность за недопущение их бегства из мест заключения. А такая опасность реально существует. «Мы об этом не раз говорили и призываем тех, кто эти тюрьмы содержит, и тех, кто их создавал, включая внешних покровителей этих лиц, осознать свою ответственность за то, чтобы эта зараза не распространялась по всему региону», – в частности, сказал министр.

Редкий случай: похожую реакцию проявил и генсек НАТО Йенс Столтенберг, во время недавней встречи министров обороны альянса в Брюсселе высказавшийся о недопустимости бегства исламистов из северных районов Сирии.

При этом немного ранее некоторые американские СМИ сообщили, что военные США при отходе из района проведения турецкой военной операции в Сирии не успели забрать с собой около 50 опасных террористов «Исламского государства». Одновременно арабская пресса сообщила о бегстве из курдского лагеря почти 800 исламистов.

По мере того как в Сирии с помощью российских военных наводится порядок, все большую тревогу вызывают изредка просачивающиеся в СМИ сообщения о том, как на Украине вполне спокойно, вольготно и даже комфортно обосновываются исламские террористы. Их в качестве наемников используют для гражданской войны в Донбассе. Подобные факты зафиксированы Интерполом. Там отследили случаи участия боевиков, которые могли побывать в зонах боевых действий на территории Ирака и Сирии, в конфликте на востоке Украины.

Британская газета Times в конце прошлого года также сообщала, что некоторые боевики, участвовавшие в боях на стороне ВСУ в Донбассе, проходили подготовку в лагерях террористической группировки ИГ в Ираке и Сирии. В основном это выходцы с Северного Кавказа, боевики, избежавшие наказания за преступления времен «чеченских войн» и сумевшие сбежать от ФСБ, участники террористического подполья, в частности Дагестана и Кабардино-Балкарии. Из них во время активных боевых действий в Донбассе были сформированы специальные батальоны. Например, крымско-татарский «батальон имени Челебиджихана» или чеченский «батальон им. шейха Мансура». Да и в военных сводках, сегодня приходящих из Донбасса, можно увидеть сообщения о том, что украинская сторона применяет методы «Исламского государства». Ведь сбежавшие из Сирии исламисты – идеальные исполнители диверсий. Причем не только на территориях республик Донбасса или в Крыму.

На Украине сведения об исламских террористах всплывают только тогда, когда их убивают, как это было с небезызвестной А. Окуевой, или когда их депортируют даже в Российскую Федерацию. Да, СБУ периодически подвергает такой процедуре исламистов. Наверное, чтобы как-то контролировать их численность. И каждая такая депортация проходит под истошные вои украинских националистов.

Совсем недавно некая общественная организация «Одесский медиацентр» выразила свое возмущение задержанием украинскими правоохранительными органами члена радикальной группировки «Хизб ут-Тахрир» гражданина РФ Шерзода Кутбидинова. Задержан он был на контрольно-пропускном пункте «Кучурганы» в Одесской области по ордеру Интерпола. На родину из Одессы скоро отправится и гражданин Кыргызстана Махмуджон Холдаров – также член «Хизб ут-Тахрир».

На Украине запрещенная во многих странах и признанная террористической группировка «Хизб ут-Тахрир» действует легально. Мало того, здесь активно работает некая «Ассоциация мусульман-беженцев» (ассоциация «Азан»), которая оказывает содействие в легализации на территории страны и иную юридическую помощь. Известно, что подобного рода услуги предоставляются в Киеве и Одессе по прейскуранту: оформление приглашения на украинскую визу – $400, приглашение для стран из так называемой группы риска (Сирия, Ирак, Ливия и т. п.) – $600, вид на жительство на один год – $1 тысяча, он же через брак с гражданкой Украины – $2,5 тысячи. А вот регистрация в Одессе на один год стоит всего $100.

СМИ публикуют фамилии тех, кто сейчас подобным образом легализован на Украине: скрывавшийся в Турции и Сирии от уголовного преследования за подготовку терактов имам из Карачаево-Черкесии 51-летний Альберт Богатырев; воевавший на стороне боевиков в Сирии выходец из Ингушетии Зелимхан Белхароев; разыскиваемый в России за террористические преступления «наиб» Крыма Руслан Мейриев; 45-летний уроженец Дагестана Магомед Абдулкаримов, ранее судимый за бандитизм и преступления террористической направленности; член националистического «батальона имени Дудаева» чеченец Али Бакаев…

Кроме Одессы, еще один накопительный центр исламистов существует на западе Украины. Но там отношение местных жителей к «хизбам» резко отрицательное. Не то что в многонациональной Одессе.

Жемчужина у моря достаточно давно имеет особое значение для исламских террористов. Еще со времен «чеченских войн» город стал чем-то вроде санатория для боевиков и террористов. И этот «статус» сохраняется и сегодня. Причем «хизбы» чувствуют себя в Одессе, похоже, более чем уверенно. И активно множатся. Даже общеобразовательную школу открыли. Под характерным названием «Хаджибей» – так назывался турецкий порт на месте нынешней Одессы до того, как эта местность вошла в состав Российской империи.

Это частная школа, стоимость обучения в которой $200 и в интернате – $300. Т. е. родители, воюющие, например, в Сирии, могут вполне спокойно оставить детей под присмотром своих «побратимов» в Одессе. Причем тут есть все 11 классов классического образования. Одним из основателей школы «Хаджибей» является Арслан Мирзаев, уроженец Махачкалы, известный как Али Чаринский и обвиняемый в России по нескольким статьям, среди которых публичные призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма.

Дети изучают не только общеобразовательные предметы, но и арабский язык, с первого класса преподается фикх (исламское право), таджвид (правила чтения Корана) и жизнеописание пророка Мухаммада. Среди преподавателей есть даже хафиз (знающий Коран наизусть). Также в школе обязателен азан, а на переменках дети читают намаз в школьной мечети. Есть и уроки боевых искусств. Причем при школе действует и детский сад.

Характерно, что родители 90% учеников прибыли в Одессу из Российской Федерации. Напрямую или окольными путями, в частности через Ближний Восток. Все они активные члены запрещенной в России группировки «Хизб ут-Тахрир». И еще один момент: после того как о школе «Хаджибей» сообщили многие СМИ, в том числе интернет-издание «Кавказ.Реалии», действующее под эгидой пресловутого «Радио “Свобода”», учебное заведение ушло в подполье. Едва ли не буквально. Сначала школа резко изменила адрес, потом и по новому адресу перестали отвечать. Если это просто школа, пусть и с религиозным уклоном, то к чему такие странные движения? В списках Министерства образования и науки Украины о существовании частной школы «Хаджибей» в Одессе сведений нет.

Между тем «хизбы» ведут себя скрытно, но, похоже, преуспевают, судя по способности оплачивать опубликованные выше прейскуранты. Выдают их присутствие разве что многодетные женщины в хиджабах, которых в последние годы на городских улицах становится все больше.

При этом для Украины характерна порочная западная градация исламистов на «правильных» и «неправильных». «Хизб ут-Тахрир» относится к первой категории, потому что «Исламское государство» имеет уж слишком громкую «славу». В то же время хорошо известно, что хотя «хизбы» действуют якобы ненасильственными методами, но способствуют распространению экстремистских настроений среди мусульман. К тому же при демонстративном неприятии насилия как метода ведения борьбы эта организация во многих странах является вербовочной базой для исламских боевиков, а члены якобы сугубо мирной организации участвуют в боевых действиях бок о бок с боевиками «Исламского государства».

Ведь у них одинаковые цели: политическая и «просветительская» деятельность направлена на восстановление не просто традиционного исламского уклада жизни, а на создание «справедливого», по их мнению, государства, т. е. халифата. Вот в этом и состоит общность кавказских боевиков из 1990-х и нынешних исламистов. У них одинаковые цели, и одни и те же хозяева. И один и тот же «санаторий» – город Одесса.

Яна Гордиенко

29.10.2019

Источник: «Ритм Евразии»