В Мосгорсуде завершилось рассмотрение дела предполагаемого лидера Боевой организации русских националистов (БОРН) Ильи Горячева. Присяжные признали его виновным по всем пунктам, без какого-либо снисхождения. Обвинение строилось на показаниях двоих уже осужденных ранее националистов Никиты Тихонова и Евгении Хасис. Расследование и судебное разбирательство по делу основателя националистической партии «Русский образ», экстрадированного из Сербии в 2013-м, окружено множеством странностей, последняя из которых — исчезновение одного из присяжных по дороге в суд.

По полной программе

14 июля в Мосгорсуде огласили вердикт коллегии присяжных заседателей, согласно которому Илья Горячев признан виновным в организации серии убийств, незаконном обороте оружия, создании и руководстве экстремистской бандой БОРН.

Перед присяжными поставили в общей сложности 26 вопросов. Последний из них о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения. И только на этот вопрос ответ был отрицательный.

Обсуждали судьбу Горячева менее трех часов, из-за чего в Twitter подсудимого появился язвительный комментарий:

«Итого, у присяжных на решение каждого вопроса ушло по 2-3 минуты. Ровно столько, сколько надо, чтобы переписать заранее заготовленные ответы».

После оглашения вердикта итоги делу подвели и в Следственном комитете России (СКР).

«Следствием и судом установлено, что в середине 2008 года в городе Москве Илья Горячев, Никита Тихонов и другие лица, придерживавшиеся радикальных националистических взглядов, руководствуясь мотивами идеологической и национальной ненависти и вражды, создали экстремистское сообщество и устойчивую вооруженную группу, назвав их "Боевая организация русских националистов"», — сказано в пресс-релизе, полученном редакцией «Ленты.ру» из ведомства.

Среди жертв экстремистов — федеральный судья Эдуард Чувашов, адвокат Станислав Маркелов, журналистка Анастасия Бабурова, антифашисты Федор Филатов, Илья Джапаридзе, Иван Хуторской, граждане Расул Халилов, Сосо Хачикян и чемпион мира по тайскому боксу Муслим Абдуллаев.

Еще двоим удалось пережить встречу с борновцами: гражданину Рамазану Нуричуеву и московскому участковому милиционеру Гагику Беняминяну.

В апреле в Мособлсуде были осуждены члены экстремистской группировки и непосредственные исполнители вышеперечисленных убийств: Алексей Коршунов, Михаил Волков, Максим Баклагин и Вячеслав Исаев. Тогда все, кроме Волкова, получили пожизненные сроки. Ранее такое же наказание назначили их руководителю Никите Тихонову. Именно он до начала нынешнего процесса считался единоличным главарем банды.

Горячева долго и планомерно привязывали ко всем преступным эпизодам. Хотя прямого участия в убийствах, как в случае с Тихоновым, ему не инкриминировали, только пособничество и удаленное руководство.

«Именно Горячев поручил Тихонову совершить убийство адвоката Станислава Маркелова, к которому он испытывал идеологическую ненависть и вражду в связи с осуществлением им своей профессиональной деятельности по уголовным делам по защите прав потерпевших, придерживающихся антифашистских взглядов», — подчеркивает официальный представитель СКР Владимир Маркин.

В деле лидера БОРН содержатся доказательства, добытые оперативным путем. Есть записи телефонных переговоров Тихонова и Хасис, где Горячев фигурирует под позывным Студент. Сведения о том, что Тихонов хранил у Ильи дома оружие. В компьютере Горячева обнаружились данные на некоторых жертв борновцев. А еще Илья как-то фотографировался с боевой миной.

Однако, по мнению стороны защиты, обвинение построено лишь на показаниях Никиты Тихонова и его жены Евгении Хасис, которые Илью могли оговорить из-за давления правоохранителей или из мести за то, что ранее допрос Горячева лег в доказательную базу по делу Тихонова.

Примечательно, что адвокаты рядовых членов БОРН в разговоре с корреспондентом «Ленты.ру» после оглашения приговора в Мособлсуде отметили, что их клиенты фактически осуждены за свои же собственные показания, которые они дали в ходе расследования, рассчитывая на снисхождение. Один из защитников подчеркнул, что, в отличие от остальных членов группировки, Юрий Тихомиров избрал тактику молчания и в результате был оправдан присяжными.

Чуть не успел до весны

По данным осведомленного источника «Ленты.ру», знакомые и единомышленники Горячева после начала кризиса на Украине уехали на Донбасс, где выступают на стороне самопровозглашенных республик, либо поддерживают их из России. Он также отметил, что и сам Илья несомненно выступил бы на стороне пророссийских сил юго-востока Украины. И возможно, его имя значилось бы среди героев ополчения, а не особо опасных преступников.

«Запрос на державную идею появился значительно раньше "Русской весны" 2014 года в Крыму, "Русский Образ" в 2008-2009 годах и имел поддержку, потому что тогда уже говорил то, что сейчас говорит телеканал "Россия"», — отметил Горячев в последнем обращении к присяжным.

Но здесь не все так просто. Известно, что российские правые раскололись из-за войны на Донбассе. Многие из русских националистов тесно связаны с украинскими правыми, а также националистическими организациями Западной Европы. И этот союз они ценят больше, чем связь со своим государством и своим же народом.

Горячев как раз активно развивал связи с правыми партиями других стран и имел там немало друзей. Источник «Ленты.ру» подчеркнул, что контакты с украинскими националистами Горячев использовал бы для того, чтобы переубедить их выступать на стороне Майдана. Однако, учитывая, что организации, подобные запрещенному в России «Правому сектору», стали не просто союзниками, а главной движущей силой украинского госпереворота, в возможность их переубеждения верится с трудом. А вот перспектива обратного влияния на русских наци, мечтающих о революции на родине, кажется весьма реальной.

Ответа на вопрос, какова была бы роль Ильи Горячева в украинском конфликте, мы уже не узнаем. «Русской весны» он на свободе не дождался. 8 мая 2013 года его задержали в Белграде и в ноябре того же года экстрадировали в Россию.

Ирландские мотивы

Илья Горячев был основателем и одним из руководителей вполне легального националистического движения «Русский образ», хотел развивать его в качестве партии, планомерно двигаясь к власти, заводил связи во властных структурах.

БОРН и «Русский образ» существовали параллельно. По мнению Евгении Хасис, такова была задумка Горячева, управлявшего и той, и другой структурой.

«Горячев предложил использовать европейский опыт, в частности, опыт ИРА, где существуют легальное и нелегальное крыло. Легальное крыло отстаивает интересы, к которым путем террора и насильственных действий призывает нелегальное крыло», — цитирует судебные показания Хасис ТАСС.

Горячев в свою очередь проявил в суде немалую осведомленность в истории ирландского протестного движения, цитировал стихи по данной тематике. Утверждения Хасис он опроверг, сравнив себя с президентом Ирландии Де Валера, отказавшимся от союза с создателем Ирландской республиканской армии Майклом Коллинзом, под которым следует, видимо, понимать Никиту Тихонова. Оба ирландца, как и Илья с Никитой, были друзьями и лишь потом разошлись из-за разных взглядов на способы освобождения родного края от английской оккупации.

Присяжные под угрозой

В практике рассмотрения дел присяжными заседателями случаются добровольные отказы от участия в процессе по личным причинам. Для того и существует институт запасных присяжных. Но в деле лидера БОРН таких отказавшихся было сразу трое, что дало почву для рассуждений о давлении на коллегию.

Через два дня после массовой замены, 8 июля, один из присяжных пропал по дороге в суд. Адвокат Горячева затем сообщил журналистам, что по факту его исчезновения, по словам прокурора, назначена проверка.

На следующий день этот присяжный как ни в чем не бывало пришел на судебное заседание, и рассмотрение дела продолжилось. Об обстоятельствах его пропажи так ничего и неизвестно.

Свидетели и Стерлигов

Защитники Горячева перед началом судебного процесса заявляли, что потребуют вызова в суд некоторых известных в политической среде лиц, с которыми Илья когда-либо был в контакте. Но какое, спрашивается, они могут иметь отношение к делу об организации убийств? Ясно, что адвокаты всячески старались окрасить дело лидера БОРН в политические тона.

Осведомленный источник «Ленты.ру» сообщил, что некоторые свидетели защиты подверглись давлению со стороны спецслужб, выразившемся во внезапных обысках и беседах. Однако он же отметил, что эти свидетели — лишь знакомые Горячева, ничего не знающие по существу обвинения.

То есть все эти люди могли рассказать суду о том, какой Горячев умный, отзывчивый и честный, какие у него были интересные задумки и планы. В уголовном праве это называется обстоятельствами, характеризующими личность обвиняемого. Они конечно подлежат установлению и могут повлиять на вид и размер наказания, однако о виновности или невиновности ничего не говорят. Соответственно, нет нужды на них и как-то давить.

В судебной практике по делам о серийных маньяках нередко десятки людей отзывались об убийце как о прекрасном семьянине, отзывчивом соседе и усердном труженике.

К одним из косвенных свидетелей в ходе судебного процесса СМИ причислили известного российского бизнесмена Германа Стерлигова. Недавно он уехал из России в Нагорный Карабах, поскольку в адрес его семьи поступали угрозы.

Громким отъездом бизнесмена воспользовался адвокат Горячева Николай Полозов. Он подчеркнул, что Стерлигова планировали вызвать в суд для дачи показаний по делу БОРН. Но адвокат бизнесмена Артур Айрапетов затем это утверждение опроверг.

Лучший враг и худший друг

Ключевую роль в деле русской экстремистской группировки сыграли взаимоотношения Горячева и Тихонова, наполненные противоречиями и недоговоренностями. Молодые, энергичные и целеустремленные люди после знакомства в 2002 году приступили к активной совместной деятельности на журналистском и политическом поприще.

При этом Горячев догадывался, что Тихонов — человек, придерживающийся весьма немирных методов, «видя его разбитые костяшки на кулаках». Однако между друзьями якобы существовал негласный уговор не касаться этой стороны жизни Никиты.

Илья весьма сдержанно прокомментировал кровавый путь БОРН, даже проявил некое сочувствие к осужденным убийцам.

«Я верю, что 4 человека — Тихонов, Волков, Паринов, Коршунов — один из которых мертв, а второй где-то в "Азове" из ОБ-88 в какой-то момент заблудились, — сказал Горячев в суде. — Также верю, что дважды Никита Тихонов, следуя поветрию среди радикалов конца 2000-х годов, брал ответственность за преступления от виртуального бренда».

Подсудимый жестко планировал свою повседневную жизнь и политическую карьеру. Уделял чрезвычайное внимание деталям. Так, он вел в таблице Excel учет всем своим расходам, включая передвижение на маршрутке. Трудно поверить, что он, человек хорошо знакомый с политической историей, не считал нужным разорвать все компрометирующие связи, которые, конечно же, обнажились бы усилиями конкурентов в ходе будущей предвыборной компании.

Источник «Ленты.ру» из числа сочувствующих Илье подтвердил, что он был весьма неразборчив в связях. И завершившееся недавно судебное разбирательство установило, что неразборчивость эта была умышленной.

Не революционер, но пижон

По тяжести обвинений Илья Горячев встает в один ряд с лидерами криминального мира, руководителями известных преступных группировок. Однако он резко выделяется на их фоне, не только внешне. Молчаливый, очкастый ботаник с чрезвычайно высоким самомнением — на пламенного революционера Горячев совершенно не похож, но некоторой харизмой природа его все же наделила. Хладнокровность и сдержанность, доходящая до флегматизма, создают впечатление, что Илья — человек с большим умом и жизненным опытом.

При этом в частной интернет-переписке с девушкой он вел себя как кичливый подросток, без конца доказывающий свою крутость рассказами о четвертом рейхе и некоем подполье, с которым он может ее познакомить. Следствие использовало эту переписку как доказательство радикальных экстремистских взглядов подсудимого.

«Если бы Елена Сергеевна (собеседница Горячева — прим. «Ленты.ру») тогда вступила бы в секту или же приняла, скажем, буддизм, я бы сделал то же самое, правда, на тот лишь срок, который мне понадобился, чтобы достать ее и вернуть из этого заблуждения. У меня очень развиты имитационные навыки, коммуникативные. Можно сказать, я хамелеон», — говорит основатель БОРН.

24 июля в Мосгорсуде будет оглашена мера и размер наказания для Ильи Горячева. Он вполне может получить пожизненный срок заключения. Однако адвокат Полозов считает, что его подзащитному максимум грозит 25 лет заключения, так как в Сербии, откуда его доставили в Россию, нет пожизненного лишения свободы, а назначить более суровое наказание по правилам экстрадиции в отечественном суде не могут.

Грядущее судебное заседание, однако, не поставит точку в нашумевшем деле БОРН. В Следственном комитете России сообщают, что продолжается расследование в отношении еще некоторых лиц, имевших отношение к деятельности этой экстремистской группировки. Их имена пока не разглашаются.

Сергей Лютых

19.07.2015

Источник: Lenta.ru