История так называемого «Исламского государства» медленно катится к своему бесславному концу. Сирия и Ирак, где международные террористы собирались создать свое пресловутое образование, приложили все усилия, чтобы изгнать этих новоявленных бандитов и террористов со своей земли. Многие политические деятели отмечают, что главную лепту в эту борьбу внесли Военно-космические силы России, которые своей мощью переломили хребет террористам и заставили их убраться с территории двух арабских государств.

Однако после изгнания террористов и их разгрома встает вполне определенный вопрос: что же будет с Сирией и Ираком, какова их дальнейшая судьба, и если они будут по-прежнему существовать, то в каких границах, и не предусмотрено ли создание каких-либо новых государств? Все эти вопросы беспокоят не только сирийцев и иракцев, но и многих политических деятелей, как на Ближнем Востоке, так и во всем мире.

Достаточно сказать, что во многих западных СМИ появилось множество карт Ближнего Востока, на которых изображены новые государственные образования и новые государственные границы. Например, на сирийской территории отдельные западные СМИ изображают уже три государственных образования: алавитское — на побережье Средиземного моря, большое суннитское — на юге и юго-западе Сирии и некое курдское формирование на севере Сирии. На иракской территории выделяется суннитское формирование, которое вместе с сирийским создает единое Государство суннитов, на юге — шиитское со столицей в городе Басра, и на севере независимый Курдистан.

Другими словами, ныне Запад, продолжая свою старую столетнюю колониальную политику, пытается навязать арабским народам свое видение Ближнего Востока. Чтобы разобраться в хитросплетениях Запада необходимо вернуться ровно на 100 лет тому назад, когда между шерифом Мекки и правителем Хиджаза Хусейном ибн Али аль-Хашими и британским Верховным комиссаром в Каире Мак-Магоном в результате длительной переписки было достигнуто соглашение. Согласно ему арабы обязались поднять восстание и воевать против солдат Османской империи, в это время наносивших чувствительные удары британским войскам в регионе Синайского полуострова. Если Англия обеспечила себе реальную помощь арабских войск против немецко-турецких сил на Ближнем Востоке, то в ответ Лондон дал туманные обещания в будущем признать независимость Арабского государства, которое будет создано на освобожденной от турок территории. Однако своих обязательств перед арабами Англия никогда так и не выполнила: ещё во время войны, в конце 1915 г., она вступила в тайные переговоры с Францией о разделе арабских стран, закончившихся соглашением Сайкс-Пико, которое резко противоречило ранее достигнутому соглашению Мак-Магона – Хусейна. После войны Англия совместно с Францией произвольно разделила освобожденные с помощью арабов турецкие территории и установила на них свою колониальную мандатную систему.

Если Сирия с Ливаном занимали свои обычные территории, то в 1921 году в Каире на совещании британских чиновников У. Черчиллем, тогдашним министром по делам колоний, произвольно из трех бывших османских вилайетов (провинций) – Багдадского, Бассорского и Мосульского было создано новое государство Ирак. Интересно, что вначале, согласно соглашению Сайкс-Пико, Мосульский вилайет входил в состав Сирии, но поскольку там к этому времени были обнаружены громадные запасы нефти, то Лондон на правах сильного забрал этот вилайет себе и включил его в состав Ирака. Если бы не нефть, то сейчас Ирак состоял бы только из двух вилайетов – Багдадского и Бассорского.

Необходимо сказать, что курды – основные жители Мосульского вилайета – всю свою историю с оружием в руках выступали за свою независимость как против Османской империи, так и против подчинения Багдаду. Создание Курдистана в качестве независимого государства предусматривалось условиями Севрского мирного договора от 10 августа 1920 года, однако на практике его условия не были реализованы, поскольку это было не в интересах западных колонизаторов.

Однако сейчас этот вопрос встал со всей остротой не только перед правительствами Ирака и Сирии, но и в мировом масштабе. Дело в том, что 25 сентября в Иракском Курдистане состоится референдум по вопросу о независимости. Если курды проголосуют утвердительно, а в этом нет никакого сомнения, то это может стать началом новой государственности, которой курды были лишены на протяжении столетий. По этому поводу президент Иракского Курдистана Масуд Барзани заявил, что главной целью референдума является независимость. М. Барзани добавил, что особенностью референдума является тот факт, что он обладает высшей формой легитимности, а значит, не нуждается в разрешении со стороны третьих сил.

«Референдум в основном зависит от источника законодательства, которым является народ. Он не требует разрешения какой-либо стороны. Это очень естественная и демократическая практика», — подчеркнул М. Барзани. При этом лидер иракских курдов понимает, что признание государства Курдистан не может произойти сразу же после объявления независимости. Однако он уверен, что мало кто будет выступать против воли 6 млн человек.

Проведение референдума и его результаты окажут, вне всякого сомнения, значительное влияние на курдов Сирии и Турции, и заставят их решать свои национальные задачи либо в составе тех государств, где они находятся, либо искать новые пути.

Анкара на протяжении веков не хочет решать курдскую проблему, прибегая к подавлению и террору против этой национальности. Курды лишены многих прав и являются в составе Турции людьми «второго сорта». В свою очередь, созданная Рабочая партия Курдистана (РПК) с августа 1984 года объявила войну официальным властям Турции, которая продолжается и сегодня. До 1999 года РПК выступала с самым радикальным требованием — провозглашение единого и независимого Курдистана, объединяющего курдские территории, ныне входящие в государственные границы Турции, Ирана, Ирака и Сирии. С 1999 года РПК выдвинула требования, близкие и понятные основной массе курдского населения, а именно: предоставление автономии, сохранение национальной самобытности, практическое уравнивание курдов в правах с турками, открытие национальных школ и введение теле- и радиовещания на курдском языке.

Вполне естественно, что сирийские курды, учитывая их активную нынешнюю борьбу, также захотят более широких демократических прав. Но дело осложняется тем, что на северные районы Сирии, где проживают курды, претендует нынешнее турецкое руководство Турции. Кроме того, в их дела активно и бесцеремонно вмешивается нынешний современный колонизатор – Соединенные Штаты, которые при любой возможности подливают масло в курдский костер противоречий. Вместо того, чтобы вести переговоры о возможности мирного развития сирийских курдов, Вашингтон предпочитает поставлять им оружие, видимо, для того, чтобы продолжались военные действия и чтобы вопросы решались лишь только на поле боя. Как сообщило агентство Anadolu со ссылкой на корреспондента в сирийской провинции Хасеке, США только что направили силам самообороны сирийских курдов очередную партию, состоявшую из 112 грузовиков с оружием и боеприпасами.

Однако Турция считает силы самообороны сирийских курдов террористической организацией, связанной с запрещенной в стране Рабочей партией Курдистана (РПК) и продолжает с ними бороться. Таким образом, проблема сирийских курдов пока решается только на поле боя. Другими словами, Соединенные Штаты, которые утратили с приходом России в Сирию свое влияние в этом регионе, сейчас пытаются наверстать упущенное, с одной стороны, пытаясь дестабилизировать ситуацию в стране, например, с помощью своих подопечных курдских формирований, а с другой — возвращая свое лидерство в информационном пространстве. Отсюда и дежурные заявления Вашингтона о неких мирных инициативах в Сирии.

Видимо, пора уже самим арабам садится за стол переговоров и решать свои собственные проблемы. В этом помощь им могут оказать различные международные организации, прежде всего Организация Объединенных Наций, а также те государства, которые не заинтересованы в эксплуатации и грабеже богатых природных богатств региона Ближнего Востока.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН

18.08.2017

Источник: ru.journal-neo.org