Ватикан продолжает подготовку к совещанию по Сирии, которую Святой престол созывает 13 января в преддверии большой конференции «Женева-2». Catholic Herald поделилась на днях интересными подробностями. В частности - касающимися приглашенных внешних экспертов. Среди них – бывший премьер-министр Великобритании Энтони Блэр, египетский политик Мухаммед аль-Барадеи, американские экономист Джеффри Сакс и религиовед Томас Уолш, советский и российский дипломат Петр Стегний, ливанский аналитик Иосиф Майла, испанский дипломат Мигель Анхель Моратинос, французский экономист Тьерри де Монбриаль. Это серьезная команда, как интеллектуально, так и по своим связям с сильными мира сего.

Что стало еще известно. Папская академия наук, модератор совещания, подготовила краткую справку о темах, которые будут обсуждаться. Речь пойдет «о прекращении огня, чтобы сделать возможным оказание гуманитарной помощи», прекращению «гонений против христиан и поощрению межрелигиозного диалога», «положить конец торговле людьми и проституции в истерзанной войной стране», наконец, вопрос организации выборов – в 2014 году Сирии предстоит избрать президента.

Интересны предварительные оценки, сделанные экспертами Папской академии наук по истории сирийского конфликта. В справочных материалах отмечается, что призывы Вашингтона об уходе в отставку президента Сирии Башара Асада «противопоставили США мирной инициативе ООН», выдвинутой в начале 2012 года. «Россия утверждала, что настойчивость американцев в отношении немедленного ухода Асада является препятствием к миру. В этом, пожалуй, Россия была права», – считают ватиканские аналитики. Вместе с тем, Москву и Тегеран критикуют за поставки современного оружия правительственным войскам, США и другие страны Запада – за аналогичные действия в отношении мятежников. Но надо понимать, что 13 января в Ватикане обсуждать будут не только Сирию. Косвенно это дал понять в два хода сам сирийский лидер.

Шаг первый. Под конец прошлого года Асад направил папе Римскому Франциску личное послание. Святой престол не стал разглашать его содержание. Хотя кое-что в прессу просочилось. Судя по «утечкам», президент подчеркнул, что высоко ценит сделанный понтификом 25 декабря призыв к прекращению насилия в Сирии. Он настаивает на том, что «сирийцы должны определить свое будущее и своего лидера» в ходе избирательной кампании. Асад сообщил о своей готовности к переговорам, но просит, чтобы иностранные страны прекратили поддержку «вооруженных террористических групп», отметив, что «эта поддержка была предоставлена некоторыми соседями Сирии и другими известными странами Ближнего Востока».

Шаг второй. 30 декабря, сирийское информационное агентство SANA процитировало заявление Асада, в котором тот призвал к борьбе против ваххабизма, политической и религиозной идеологии правительства Саудовской Аравии, главного покровителя мятежников. По словам президента, «экстремисты и ваххабиты искажают настоящий ислам». Это намек на существовании гораздо большей опасности, чем конкретный сирийский конфликт, затрагивающей, как минимум, весь Ближний Восток. Но не только его. А значит «Женева-2» должна если не сделать «проблему ваххабизма» одним из пунктов конференции, то хотя бы обозначить ее пунктирно для дальнейшего изучения и реагирования.

И здесь не обойтись без анализа трагических событий, произошедших в российском Волгограде. МИД России уже сделал по этому поводу примечательное заявление: «Преступные вылазки в Волгограде, как и атаки террористов в США, Сирии, Ираке, Ливии, Афганистане, Нигерии и других странах, организованы по единому лекалу, у них одни и те же общие вдохновители». Как замечает в интервью Radio Vaticana президент Центра международных исследований Андреа Маржеллетти, есть достаточно оснований говорить об «интернационализации» Кавказа по типу конфликта в Сирии и других частях мира.

Ливанская газета Al-Akhbar идет еще дальше и задается вопросами: «Что будет, если выяснится, что за атаками в Волгограде стоит арабская политическая сила, арабское государство? Будет ли нанесен им ответный удар – по их территории и против их интересов? Как представляется, Путин не будет говорить миру, что он – жертва. Путин требует, чтобы мир помог ему в войне с терроризмом. И сдвиг уже наметился. Турция начинает действовать, мешать инфильтрации террористов в Сирию. Говорят, в том же направлении двигается Катар. Большую активность проявляет ливанская армия. Но Саудовская Аравия остается главным фронтом…».

Таким образом, если Святой престол рискнет в рамках сирийского урегулирования поставить более широкий вопрос нейтрализации террористического подполья на всем Ближнем Востоке, это поможет также Москве. Ватикан решит задачу предотвращения угроз христианским меньшинствам в этом регионе. Россия, в свою очередь, получит дополнительную мобильность и простор для действий в своем приграничье на Закавказье, откуда террористы могут приникать на российский Северный Кавказ, после чего расползаются дальше по всей стране.

Станислав Стремидловский

01/01/2014

Источник: iarex.ru