Дипломатические представители 28 стран-членов Евросоюза соберутся 5 мая в бельгийской столице, чтобы обсудить возможность введения дополнительных санкций против России. Ангела Меркель уже отрапортовала на встрече с Бараком Обамой в Белом доме, что принять новый пакет антироссийских санкций Евросоюз готов. Похоже, Меркель с благословения Вашингтона решила взять бразды правления Европой в свои руки, не спрашивая согласия на то европейских партнёров Берлина. По крайней мере, с Обамой она строила разговор так, словно мандат говорить от лица всего Старого Света у неё уже на руках.

По итогам встречи в Белом доме можно сделать вывод, что Меркель безоговорочно поддерживает обвинения США в отношении России, от которой оба лидера почему-то ждут стабилизации ситуации на Украине до конца мая. Вашингтон и Берлин хотели бы также, чтобы Москва поддержала их кандидата в президенты Украины. Союзники готовы ввести дополнительные санкции, если Москва помешает проведению президентских выборов на Украине 25 мая, заявил Обама в ходе совместной пресс-конференции с Меркель.

При этом канцлер Германии позволяет себе говорить от имени всей Европы: «Позиция Европы заключается в том, что в случае дальнейшей дестабилизации мы предпримем третью волну санкций». Демонстрируемый Меркель альянс Берлина с Вашингтоном в вопросе о поддержке киевского режима может дорого обойтись европейцам. Именно Германия в значительной степени ответственна за развязывание кризиса на Украине в ноябре – декабре 2013 года. Тогда Берлин действовал самостоятельно, мнение партнеров по Евросоюзу не учитывал, надеялся на роль победителя, которого «не судят». Не получилось.

Сейчас Меркель пытается отойти на задний план, прячась за спиной хозяина Белого дома. Берлин хотел бы занять в текущем конфликте промежуточное положение между США и Россией, играя на их конфронтации, отодвигая европейских партнеров за кулисы событий. Американское пренебрежение к Евросоюзу известно, но при этом Германия нужна Вашингтону для трансформации украинского внутреннего кризиса в общеевропейский конфликт. Спецслужбы Америки не остаются в стороне от происходящего на Украине. Сотрудники ЦРУ и ФБР по заданию правительства США консультируют киевский режим по вопросам «борьбы с организованной преступностью». Десятки сотрудников американских спецслужб помогают украинским путчистам, которые стали «властью», подавлять политический протест в Новороссии. На Донбассе в рядах карателей слышна английская речь, местные боевики-националисты стреляют в мирных жителей из американских винтовок.

Все ссылки Запада на «кремлевскую пропаганду» после трагедии в Одессе выглядят кощунством. Здесь мир увидел настоящее лицо украинских фашистов, сжигающих коктейлями Молотова мирных граждан. Соучастником этого преступления является Америка. Барак Обама считает, что Киев «имеет право и обязанность поддерживать порядок» на Украине. Страна сейчас пожинает плоды преступной американской политики использования ультраправых сил на Майдане. Вашингтон уже вовлечён в гражданскую войну на стороне марионеточного режима, неприемлемого для миллионов украинцев. Таково «дипломатическое решение» конфликта по американскому сценарию, в котором Германия, становясь на сторону США, рискует совершить геополитическую ошибку.

Корень кризиса, в который погружена Украина, – расширение НАТО на восток и попытки Вашингтона любой ценой переориентировать Украину на Запад. Для американцев Украина – всего лишь сумма территорий, неуправляемое и отсталое государство на границах с РФ. Однако для Германии украинская тема имеет иное значение. Киев создаёт на деньги Запада «эскадроны смерти» для борьбы с Новороссией, нацистская Германия также использовала украинских националистов. Они служили в полиции, батальонах «Нахтигаль» и «Роланд», в дивизии войск СС «Галичина», в местной оккупационной администрации, обучались в немецких разведшколах. Их жертвами стали сотни тысяч поляков, евреев, украинцев, а главной целью всегда оставалась борьба со всем русским.

Нынешнее вмешательство Берлина во внутренние дела Украины можно расценить как попытку Берлина реанимировать традиционную германскую геополитическую установку на создание «Срединной Европы» (Mitteleuropa). Россия дважды в XX веке сталкивалась в мировых войнах с этим геополитическим планом. В 1945 году Германия оказалась в руинах, потерпев крах в своем стремлении расшириться за счет восточных территорий. Наблюдающийся сейчас раскол германского общества объясняется не столько пророссийской позицией значительной части немцев, сколько их неприятием возрождения гегемонистской политики Берлина. Далеко не все граждане ФРГ оценивают трагические события на Украине в кубометрах недополученного из России газа или в упущенной экономической выгоде от присоединения к санкциям против Москвы.

Сегодня больше половины немцев (55 %) считают, что Германия в ходе кризиса послушно следует за Соединёнными Штатами. Наиболее последовательным противником союза с Америкой и сторонником самостоятельной внешней политики является Партия левых, имеющая опору преимущественно в восточных землях Германии, в бывшей ГДР. В этом к левым близка новая партия немецких евроскептиков – «Альтернатива для Германии». Немецкое общественное мнение демонстрирует традиционный для послевоенной Германии пацифизм. 61 % опрошенных выступает против любого участия бундесвера в военном патрулировании в Восточной Европе. Большинство немцев (56 %) не одобряют прием Украины в Евросоюз, а 67 % опрошенных полагают, что конфликт с Россией невыгоден как Евросоюзу, так и России [1]. Так что было бы неверным судить о состоянии общественного мнения в Германии лишь по заявлениям канцлера Меркель. Её воинственная риторика по адресу Москвы всё чаще вызывает обратный эффект:недоверие немцев к официальной политике Берлина. Хватит ли благоразумия у руководства ФРГ прислушаться к мнению своих граждан или верх возьмёт солидарность с Вашингтоном?

Этот же вопрос можно задать и руководству Франции. Большинство французов, как и большинство немцев, выступают против присоединения Украины к ЕС и против оказания Киеву финансовой помощи. Об этом говорят и последние результаты социологического опроса, проведенного Французским институтом изучения общественного мнения (IFOP) по заказу газеты Le Figaro: против вступления Киева в ЕС высказались 71 % французов, 64 % респондентов из Франции не хотят, чтобы Париж помогал украинцам деньгами. Способен ли Париж поставить национальные интересы Франции выше планов администрации Обамы в отношении Украины?

Санкции против России – инструмент внешней политики США. Поддерживая в этом Вашингтон, европейцы выказывают бессилие перед Америкой и принимают на себя позор соучастия в преступлениях киевского режима против своего народа. Европейские ценности скорее требуют введения санкций против Киева, ответственного за преступления в Одессе. Сегодня «преступниками становятся те, кто считает киевскую хунту законной», заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Николай БОБКИН

05.05.2014

Источник: Фонд стратегической культуры