Госсекретарь США Джон Керри призвал государства, входящие в НАТО, увеличить военные расходы для защиты от России. А генсек альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что у НАТО "готовы планы по эффективной защите" своих союзников. Если верить альянсу, своими союзниками на Южном Кавказе он считает Грузию и Азербайджан. Хотя Грузия – особая статья. В отличие от Азербайджана, она постоянно заявляет о стремлении вступить в Североатлантический союз. Поэтому неслучайно в одном из своих недавних выступлений Расмуссен, говоря о странах – кандидатах в члены НАТО, выделил именно Грузию.

А сказал он следующее: события на Украине могут ускорить процесс сближения с НАТО стран-кандидатов. Так что на предстоящем в Уэльсе саммите альянса недостаточно будет "повторить терминологию "открытых дверей" прошлых саммитов, но и "отразить прогресс", достигнутый странами-кандидатами, в том числе и Грузией, на пути сближения с НАТО. Впрочем, Расмуссен не скрыл – неопределенность в вопросе предоставления Грузии Плана действий по членству в альянсе существует.

Что же касается Азербайджана, заместитель генсека НАТО Сорин Дукару назвал эту страну "одним из самых активных и важных партнеров" военно-политического блока, и дал высокую оценку участию Баку в натовских программах, включая энергетическую безопасность и борьбу с терроризмом. Всего, по его словам, НАТО с участием Азербайджана реализовал порядка 80 проектов.

Но, как отметил в беседе с "Новости – Азербайджан" политолог Зардушт Ализаде, у НАТО нет рычагов влияния на Южный Кавказ, и пока "все разговоры идут на политико-дипломатическом уровне".  Отвечая на вопрос, может ли начаться большая  война НАТО с Россией, политолог сказал, что ради Украины альянс на вооруженное столкновение не пойдет. "И не стоит забывать, — добавил он, — что Россия — ядерная держава, и она одна из двух стран в мире, которая способна вообще положить конец жизни на земле".

Между тем тезис Ализаде об отсутствии рычагов влияния НАТО в регионе Южного Кавказа верен в контексте самодостаточного и не идущего ни у кого на поводу Азербайджана, а также Армении – форпоста России в Закавказье и территории дислокации российской военной базы.

Несколько иная ситуация в Грузии. На днях министр обороны этой страны Ираклий Аласания заявил в Вашингтоне на конференции, организованной Атлантическим советом, что НАТО следует, во-первых, принять в свои ряды так называемые страны-аспиранты и разместить в них оборонительные системы. "Особенно это касается Грузии. В Грузии должны быть размещены средства воздушной обороны, и Россия поймет, что вы серьезно подходите к вопросу", — цитирует министра агентство "Интерпрессньюс".

Собственно, Грузия, в контексте НАТО, печется, в первую очередь, о себе. Также совершенно очевидно, что на данном этапе Грузия гораздо больше нуждается в НАТО, чем НАТО — в Грузии. Неслучайно спикер местного парламента Давид Усупашвили открыто заявил, что без НАТО Грузия, возможно, исчезнет с карты мира. И эти опасения усугубились с развитием украинских событий.

Трудно сказать определенно, подтолкнут ли они НАТО к более тесной смычке с Грузией, которая вполне могло произойти годами раньше, но этому помешала августовская война 2008 года. Тогда альянс не стал связываться с Россией и наступать ей на пятки, признав, таким образом,  что еще некоторое время Южный Кавказ может считаться если не прямой, то косвенной сферой влияния России.

Но Грузия от перспективы вступления в НАТО и углубления взаимодействия с ЕС не откажется, а Москве, в отличие от 2008 года, нечем будет ее покарать: она потеряла почти все, что можно было потерять – Абхазию и Южную Осетию.  А брать Тбилиси штурмом Москва не станет. По идее, ей сейчас важнее не допустить военного присутствия НАТО в Азербайджане, поскольку оно означает военное присутствие не в отдельно взятой стране, а на стратегически важном Каспии. Категорически против военного присутствия на Каспии третьей силы вместе с Россией выступает Иран.

С другой стороны, для НАТО сейчас наступил самый подходящий момент для выхода из "спячки" и "депрессии", в которых его все чаще обвиняют западные эксперты. И, судя по хронике последних событий, можно предположить, что альянс обретает "второе дыхание". Так, министр обороны России Сергей Шойгу заявил о "беспрецедентном" росте вооруженных сил США и НАТО в Восточной Европе у российских границ.

СМИ сообщают о нахождении в Черном и Балтийском морях натовских кораблей для "устрашения" России, об усилении военной группировки альянса в Европе и ее продвижении к восточным границам. А также о том, что НАТО устраивает эскалация конфликта из-за тесной связи альянса с военно-промышленным комплексом и жажде контролировать Евразию. На этом фоне президент Путин призывает россиян не бояться и заверяет, что "мы сами всех задушим".

Как пишет испанское издание Rebelion, "Запад, по всей видимости, намерен применить на Украине опыт балканизации и распространить конфликт на всю Евразию ради сдерживания России. Но его расчеты могут оказаться ошибочными и обернутся против самих западных столиц. Это опасная игра с непредсказуемыми последствиями, в том числе и для всей Европы".

А что же Турция – государство НАТО, претендующее на самостоятельное, внеблоковое политическое, идеологическое и военное доминирование как минимум на Южном Кавказе, в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, и имеющее более чем тесные отношения с Азербайджаном? Как поведет себя эта страна в условиях насущного для нее сотрудничества с Москвой, открытого объявления альянсом России как "противника", множества внутренних и внешних вызовов, грозящих вылиться в "разноцветную" революцию с турецким акцентом.

Для полноты картины добавим, что, по мнению многих экспертов, НАТО стало для Турции чем-то вроде шор или удавки, не дающей Анкаре проводить самостоятельную политику. Как следствие, в довольно крупном политическом сегменте Турции бытует мнение, что страна должна дистанцироваться от  НАТО, если вообще не покинуть эту организацию.

По всей вероятности, в заданной ситуации Турция будет пристально следить за обстановкой на Южном Кавказе, уделяя особое внимание сотрудничеству с Азербайджаном. То есть, с одной стороны Анкара, вероятно, даст понять России, что она намерена отстаивать свои интересы в Закавказье и особенно в богатом энергоносителями Азербайджане. С другой стороны она продемонстрирует НАТО свою претензию если не на полностью "свободный полет", то, по крайней мере, маневренность в определенном ареале без оглядки на планы альянса.

Можно также с определенной долей уверенности предположить, что Турция не станет лезть на рожон с Россией, что отразится на ее действиях в отношении этой страны, хоть они и будут сопровождаться риторическими "стрелами" по поводу тех или иных действий Москвы.

Ирина Джорбенадзе

05.05.2014

Источник: rosbalt.ru