Российский ответ на санкции — ограничение импорта ряда зарубежных продовольственных товаров — вызвал настоящую бурю в соцсетях. Люди, лишенные камамбера, выражали свое недовольство, а те, кто камамбер ел по праздникам или не ел вообще, пытались их урезонить. Между тем ограничения на импорт обсуждают не только в России, но и за ее пределами. Похоже, ответные санкции хотя бы отчасти достигли цели, заставив политиков и бизнесменов задуматься. Для того, чтобы выяснить реакцию западных партнеров на решение Кремля, «Лента.ру» изучила западную прессу.

Настоящее немецкое качество

Сразу после того, как стало известно о санкциях со стороны России, на немецком новостном сайте T-online было организовано голосование. Редакторы интересовались, что думают жители Германии об ответных ограничениях со стороны Москвы. Выяснилось, что 30 процентов немцев уверены, что в войне санкций в итоге проиграет Запад. Формулировка «Россия в конце концов должна загнуться» набрала намного меньше голосов.

Европейские санкции против России затронули широкий пласт немецкой экономики. Это касается товаров двойного назначения, целиком банковского и финансового секторов, а также поставщиков оборудования для нефтегазовой отрасли. Некоторые газеты ФРГ также отмечают, что экономика страны «во втором квартале стагнировала, и в целом в 2014 году рост будет ниже, чем прогнозировалось изначально». Кризис особенно сказался на деятельности компаний, которые осуществляли или планировали обширные прямые инвестиции, например Volkswagen и Continental в Калуге, MAG — в Омске, Sсhaeffler Gruppe — в Ульяновске, Edscha — в особой экономической зоне в Тольятти, Bosch — в Энгельсе в Саратовской области.

Предприниматели ФРГ, с самого начала выступавшие против санкций в отношении России, в первые часы после объявления эмбарго со стороны Москвы потребовали у своего правительства компенсаций. Мятежный дух продемонстрировали бизнесмены из федеральных земель Саксония, Нижняя Саксония и Саксония-Анхальт. По их словам, немецкие предприниматели не хотели портить деловые отношения с Россией в угоду чьим-то политическим амбициям.

Эту точку зрения разделяет и глава Германо-российской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. В интервью Deutsche Welle он заявил: «Российский рынок представляет для нас большой стратегический интерес, поэтому мы очень сожалеем, что события развиваются таким образом. Нам хотелось бы скорейшего урегулирования ситуации, чтобы эти санкции, которые носят ограниченный по времени характер, прекратили свое действие. Российский рынок открывает для немецких компаний стратегические перспективы, поэтому жители ФРГ обеспокоены тем, какой ущерб могут взаимные санкции нанести двусторонним отношениям».

Между тем, многие немецкие СМИ не стали подсчитывать ущерб от российских санкций. Вместо этого они решили порассуждать о том, как эмбарго отразится на гражданах РФ и лично российском президенте. По мнению германских журналистов, «зависимость России от Евросоюза гораздо выше, чем наоборот, поэтому санкции больнее всего ударят по ней самой; Москва отдает приоритет политическому сигналу, а не реальным последствиям для собственных граждан». Frankfurter Allgemeine Zeitung вышла под заголовком «Любой ценой». По мнению журналистов, «Путин рискует ухудшением положения своих граждан». В то же время «ответ Путина на санкции Запада свидетельствует о его решительности в борьбе с США и ЕС». Немцы также сомневаются, что продукты из стран, не поддержавших антироссийские санкции, окажутся такими же качественными.

Американский оптимизм

В американских СМИ можно встретить самые разные прогнозы. Так, Foreign Affairs критикует партнеров России по БРИКС — Бразилию, Китай, Индию и ЮАР, — которые не поддержали «усилия Запада наказать Россию». Вместо этого «они использовали противостояние между Россией и Западом как возможность для заключения крупных торговых соглашений с Москвой». При этом издание отметило, что «немецкие предприниматели охотно пошли на санкции», поэтому совершенно не опасаются российского эмбарго.

Похожую позицию занимает и The New York Times. В редакционной статье говорится, что «грустная правда санкций Москвы против Запада заключается в том, что по россиянам они ударят куда больнее». К тому же многие россияне среднего класса расстроятся из-за исчезновения хороших европейских продуктов, заполнявших супермаркеты страны. Они интересуются, за что платят такую высокую цену, и этот вопрос встанет с еще большей остротой, когда последствия эмбарго ощутят россияне с невысоким доходом.

В свою очередь, экономический журнал Forbes уверен, что «российский бойкот продовольствия нанесет наибольший урон Европе». Как отмечает в редакционной статье журналист Марсель Майклсон, в результате российского эмбарго «будет либо ценовой демпинг на основных рынках Западной Европы, либо пострадавшие секторы будут просить правительственные субсидии, либо произойдет и то, и другое». В то же время журналист уверен, что текущие санкции продержатся недолго, так как «в прошлом эта мера никогда не срабатывала».

Жизнь без хамона

Подсчитали убытки от российских санкций и в Испании. Как сообщает в заголовке El Pais, «Испания окажется на 5-м месте среди стран ЕС по ущербу от санкций». Наиболее серьезные последствия ожидают местных производителей овощей и фруктов, которые в 2013 году экспортировали в Россию продукцию на 311 миллионов евро. «На овощи и фрукты пришлось 68 процентов испанского продовольственного экспорта в Россию», — говорится в статье. Также пострадают мясоперерабатывающая промышленность (поставки в Россию на 111 миллионов евро) и рыболовецкая отрасль (поставки на 13 миллионов евро).

Как пишет газета, Испания, Германия, Нидерланды и Италия изначально пытались смягчить антироссийские ограничения, понимая, что «санкции ударят рикошетом по европейским аграрным производителям». Российское эмбарго, в свою очередь, нанесет большой урон европейской экономике, в частности, испанской.

По словам журналистов, «в последние дни Брюссель пытался преуменьшить последствия российских санкций для европейского рынка». Однако Мадрид уверен, что дела обстоят иначе. Испанские земледельцы потребовали, чтобы Еврокомиссия возместила им убытки от российского эмбарго.

Газета El Mundo обвинила в происходящем Евросоюз, в частности, единую европейскую внешнюю политику: «Эти геополитические шаги сотрясают наш аграрный сектор, так как у Брюсселя нет мер управления рынками, а единая аграрная политика постепенно ослабила меры регулирования».

Британские ученые прогнозируют

Журналисты британской газеты The Financial Times полагают, что «американский и европейский экспорт продовольствия в опасности». Удар по экспортерам сельскохозяйственной продукции и продовольствия окажется очень мощным. Журналисты отмечают, что Россия — самый крупный рынок для фруктов и овощей из ЕС, объем продаж которых составляет два миллиарда евро в год, а также второй по величине рынок для американской птицы.

Корреспонденты издания также высмеяли «типичную для поляков браваду» в ответ на российский запрет поставки фруктов. Польская газета Puls Biznesu начала кампанию в поддержку отечественных яблок с редакционной статьи под заголовком «Назло Путину: ешь яблоки, пей сидр». По словам британцев, «в прошлом году поляки съели около 600 000 тонн яблок, теперь же они должны съесть в два раза больше, чтобы отомстить России».

Печаль свиновода

В Канаде, по данным телеканала CBC, сильнее всего от ответных российских санкций пострадает свиноводство. В 2012 году канадский сельскохозяйственный экспорт в Россию составил 563 миллиона долларов. По данным за 2011 год Россия оказалась на 13-м месте в списке экспортных агропромышленных рынков Канады, хотя при этом находится на третьем месте в списке импортеров канадской замороженной свинины. Более того, в прошлом году, когда в Москву приезжал канадский министр сельского хозяйства Джерри Ритц, были подписаны контракты на сумму 11 миллионов долларов.

Правительство уверяет, что все шаги оно предпринимает только после тщательной оценки их влияния на канадский бизнес. При этом говорится, что национальные интересы Канады стоят на первом месте, но что Оттава не будет определять внешнюю политику, исходя только из деловых соображений.

В самой Канаде, судя по всему, отношение к ограничениям неоднозначное. Так, лидер Новой Демократической партии Поль Дьюар потребовал ужесточить санкции против России, а министр обороны Роб Николсон выразил надежду, что благодаря им усилится давление на Путина изнутри России.

При этом директор Института европейских и российских исследований при Карлтонском университете Питер Дуткевич заявил, что санкции, хотя и нанесут в краткосрочной и среднесрочной перспективе ущерб российской экономике, в долгосрочной перспективе окажутся неэффективными: постепенно место западных компаний на российском рынке займут их конкуренты из Бразилии и Китая, и сама Россия нарастит выпуск продукции, которую она не сможет импортировать.

По словам Дуткевича, Западу стоит уделять больше внимания сближению позиций Киева и Москвы, которое позволило бы прекратить боевые действия на востоке. На данный момент ни у США, ни у Канады нет даже приблизительного плана прекращения конфликта. Санкции могут только увеличить решимость россиян и помешать переговорам, отметил Дуткевич.

Кенгурятина для китайцев

В Австралии, как сообщает The Guardian, и правящие, и оппозиционные политики хором критикуют решение России ввести ответные санкции. Россия — 31-й по величине торговый партнер Австралии, товарооборот составил 901 миллион долларов в 2013 году — в основном это мясо, масло и скот.

По мнению австралийских политиков, Россия несет полную моральную ответственность за насилие на востоке Украины и за падение «Боинга», и потому «не имеет морального права» принимать ответные меры. Австралийцы просто не понимают, за что против них вводятся санкции — по их мнению, они предстают исключительно пострадавшей стороной, так как на сбитом самолете летели их сограждане. «Это совершенно экстраординарное поведение», — заявила заместитель лидера оппозиции Таня Плиберсек.

В целом австралийские политики понимают, что запрет нанесет урон австралийскому производителю, но рассчитывают на альтернативные азиатские рынки. Аграрии меньше озабочены потерей российского рынка, чем конкуренцией с европейскими поставщиками, которые в спешном порядке начнут искать, куда деть уже выращенный урожай. В прошлом году австралийские производители молочных продуктов продали в Россию продукции, преимущественно масла, на 110-112 миллионов долларов. Австралийские фермеры надеются на бездонный китайский рынок. Сейчас две трети всего производимого в Австралии продовольствия идет на экспорт — товарооборот составляет 38 миллиардов долларов, 400 миллионов из которых приходится на Россию. Конечно, российский рынок уступает японскому и корейскому, но фермеры все равно выражают беспокойство.

Ирландцы готовы подождать

The Irish Times пишет о возможных негативных последствиях российских санкций для ирландской пищевой промышленности. В основном, по словам министра сельского хозяйства Саймона Ковени, ирландцев заботит экспорт сыра — в прошлом году поставки этого товара в Россию принесли экономике страны 4,5 миллиона долларов. Тем не менее, как надеются в министерстве, особо по ирландской экономике это не ударит, в отличие от плодоовощного сектора ЕС — но как раз на Ирландии это особо не скажется.

По данным президента Ассоциации ирландских фермеров Эдди Дауни, у такого экспортноориентированного сектора, как аграрный, любые ограничения вызывают беспокойство, и пока трудно предсказать, как это отразится на фермерском хозяйстве и экономике страны. Но производители смотрят в будущее с оптимизмом: как заявил глава Ирландской ассоциации поставщиков молочных продуктов Джон Камер, ирландские фермеры ждут нормализации отношений с Россией, которая рано или поздно наступит. Он выразил уверенность в том, что качество ирландских продуктов и профессионализм менеджеров позволит ирландцам вернуть свою долю рынка по окончании срока санкций и даже нарастить ее.

Алексей Куприянов, Ксения Мельникова

08.08.2014

Источник: Lenta.ru