Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил в интервью телеканалу CNBC, что перезагрузка отношений РФ и США в условиях санкций невозможна. Премьер уверен, что «через некоторое время санкции испарятся, и их просто не будет, но то, что они нанесли урон нашим отношениям, никакого сомнения нет».

«Когда фундаментальные основы международных отношений, то, что мы с таким трудом налаживали, приносится в жертву всякого рода ограничениям просто для того, чтобы показать, какие мы крутые, что вот мы, если что, кого-нибудь накажем, - мне это кажется абсолютно деструктивно, я бы даже сказал: глупая позиция», - цитирует Медведева «Интерфакс».

По мнению премьера России, отмена санкций станет шагом, после которого можно будет ожидать нормализации отношений между Россией и Западом.

Кстати, на днях был опубликован доклад Международного валютного фонда, в котором делается прогноз, что большая часть санкций будет отменена уже в 2015 году. А некоторые и раньше, поскольку все меры экономического воздействия на Россию серьёзно бьют и по тем, кто их вводит.

Можно ли ждать, что после окончания санкционной войны отношения между Россией и Западом начнут «теплеть» и мы, несмотря на всё произошедшее с февраля этого года, опять станем «стратегическими партнёрами»? Или мир изменился необратимо?

- Если даже все санкции будут отменены и торгово-экономические связи вернутся в то русло, в котором они были до украинского кризиса, возврата прежних отношений между Россией и Западом не произойдёт. Это невозможно. – Считает руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. – В первую очередь пострадали отношения между Россией и США. Здесь точка невозврата пройдена.

Принципиальные установки внешней политики США, видение политической элиты этой страны того, как должен развиваться мир, вступают в прямое противоречие с интересами России, с российской концепцией многополярности. Впрочем, США давно вели политику, которая рано или поздно должна была привести к серьёзному противостоянию между нашими странами. И политика эта продолжается. США отступать от неё не намерены.

Да, в будущем могут быть какие-то тактические договорённости, вроде договорённости об обмене разведданными между США и Россией касательно «Исламского государства». Возможны взаимодействия в решении частных вопросов в международных отношениях. Но в ближайшей перспективе доминировать будет всё-таки конфронтация.

После того, что произошло в последний год, уровень доверия между российским руководством и американским руководством опустился до критически низкой отметки. Исправить это крайне сложно. Да, есть англосаксонский принцип: нет вечных врагов и друзей, а есть вечные интересы. Но, видимо, Россия сейчас не принадлежит к числу таких интересов.

«СП»: - Как повлияет на отношения России и США уход администрации президента Обамы через два года?

- Те, кто придут на смену президенту США Обаме, судя по всему, будут вести по отношению к России ещё более жёсткую политику. Дело даже не в том, кто будет президентом, а в настрое политической элиты США. Она настроена в целом антироссийски, и видит нашу страну в качестве своего основного геополитического противника.

Соединённые Штаты, выражая интересы мирового финансового капитала, приступили к переформатированию мирового политического и экономического пространства в интересах глобальных компаний, глобального финансового капитала. Здесь Россия им мешает, поэтому её надо устранить. В этом смысле была помеха – Ливия. Что с ней стало, мы знаем. Сейчас жмут на Сирию, давят на Иран. Россия – на очереди. Идёт зачистка мирового политического пространства для последующей ожесточённой схватки с Китаем.

Поэтому я не вижу перспектив нормализации российско-американских отношений.

«СП»: - То есть, чтобы избежать вышеупомянутой зачистки, Россия «обречена» на дружбу с Китаем в противостоянии с Западом?

- Да, в Китае прекрасно понимают, какую политику ведут сейчас США. В Поднебесной готовятся к будущему обострению отношений с этим государством. Понимают там и то, что, если Западу удастся сломать Россию, это ослабит позиции самого Китая. Поэтому Китай, напрямую не вмешиваясь в конфликт России и США, соблюдает в отношении нашей страны доброжелательный нейтралитет. Оказывает нам ту помощь, которая отвечает его собственным интересам. Это создаёт предпосылки для дальнейшего геополитического сотрудничества между нашими странами в обозримом будущем.

- Прогноз МВФ сделан на основе экономической целесообразности, - говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов. – С этой точки зрения, очевидно, что санкции вредны для обеих сторон. Но если бы всё в международных отношениях определялось экономической целесообразностью, политика была бы простой и предсказуемой штукой. Однако на политику влияют соображения международного престижа, честолюбия тех или иных правителей и т.д. Поэтому МВФ при всех таблицах и методах не может учитывать такую величину, которую я бы назвал «политические эмоции».

Возврата к тому, что было «до Украины», быть не может. Введение таких санкций – это всё-таки качественное изменение отношений. Против России действуют примерно по той же схеме, по какой действовали против Каддафи и Хусейна. Отменить это, и вернуться к тому, что называли «стратегическим партнёрством» невозможно.

Какая-то другая форма менее конфликтных и более прагматичных отношений реальна. Однако предсказывать, будет ли это и когда, - довольно бессмысленно, поскольку политические отношения сейчас далеко не всегда укладываются в рамки логики.

США вообще в экономическом плане очень слабо связаны с Россией, и этими связями они могут пренебречь. С Европой сложней. Поэтому слова Медведева практических последствий иметь, скорей всего, не будут.

«СП»: - Одно время часть экспертов говорила о том, что Европа колеблется: не поменять ли ей проамериканскую позицию на пророссийскую. Можно ли сказать, что Европа уже свой выбор сделала и будет вместе с США жёстко противостоять России?

- Да, в целом это так. Хотя внутри Европы существуют свои сложные противоречия. Многие там сомневаются в целесообразности проводимой политики. Причём некоторые страны, от которых этого не ждали, вроде Чехии и Словакии, открыто заявляют об этом. Конечно, от них мало что зависит, но сам факт показателен. Вообще, в Европе происходят процессы, которые могут привести к совершенно неожиданным результатам. Прежде всего, это связано с тем, как меняется самовосприятие Германии.

Наиболее позитивным мне представляется вариант, при котором наши отношения с Западом хотя бы останутся в нынешней стадии противостояния, не будут ухудшаться.

«СП»: - Если всё же возникнет Новороссия от Донбасса до Одессы – это ещё больше обострит отношения России и Запада?

- Если бы Россия хотела, такая Новороссия давно бы уже появилась. У президента Путина своя какая-то задумка на этот счёт. Никакой Новороссии создавать он не хочет. Может быть, он ведёт хитрую игру, направленную на то, чтобы Украина всё время находилась в подвешенном состоянии. Возможно, чтобы со временем она сама собой фрагментировалась.

Запад, конечно, не будет безучастно смотреть на возникновение Новороссии до Одессы и Приднестровья. Он окончательно станет тем антироссийским Западом, который существовал во времена Холодной войны. США используют эту ситуацию, чтобы напугать всех «русской угрозой». А Европа будет настолько растеряна, что она предпочтёт привычную для неё с середины 20 века роль сателлита США.

Алексей Полубота

16.10.2014

Источник: svpressa.ru