Убили очередного заложника — на этот раз русского. Сообщили американские СМИ. Вопросы отечественной прессы: почему русского, мы же не против мусульман? И тем более не против арабов? Почему сообщили американцы, нашим он что, безразличен? Почему не спасли, не выкупили, не поменяли? Сколько там в Сирии (Ираке, на Ближнем Востоке) народу из России? И не пора ли вместе с американцами все и всех там разбомбить?

Увы, тем, кто убивает заложников, плевать, русские они или американцы. Это такой бизнес — "охота за головами". Взял в плен "белого человека", есть у его родственников или его страны деньги — заработал. Нет — убил. Демонстративно, жестоко, под камеру-- и в сеть. Чтобы выкупали охотнее. Чистой воды маркетинг. Заложников берут под продажу, а не для того, чтобы они канавы копали или баранов пасли. Для того и головы отрезают, чтобы не тянули, когда попадется обеспеченный, а платили, сколько скажут. А русский он или нерусский... Иностранец — значит, товар. Не платят — плохой товар. К утилизации его — в рекламных целях.

Нормальная местная традиция. Всегда так было. Единственное исключение, когда в стране правит диктатор или король, у которого за развлечения такого рода грозит быстрая, неминуемая и болезненная смерть. Причем не только виновным, но и их родственникам. Тогда заложников под выкуп не берут и иностранцев не убивают. Себе дороже. Так ведь "арабская весна" — демократия торжествует. Имеем результат. Диктаторов почти всех свергли — пришли исламисты.

Что до того, почему обо всем первыми узнают именно американцы... Они в бизнесе на заложниках товар номер один просто потому, что у них денег больше. Поэтому им первым и сообщают. Для того чтобы они не кочевряжились своих выкупать, им демонстрируют, что бывает с чужими. Впрочем, их тоже убивают. Реклама — двигатель торговли. Бизнес большой, в год на миллионы и десятки миллионов в СКВ. Не до сантиментов.

Спасать... Особо некем. СССР с ПГУ КГБ больше нет. И террористов слишком много, а стабильных режимов-союзников почти не осталось. А менять... Теоретически идея хорошая. Но чтобы было, на кого менять, надо захватить всех, кто конкретному командиру группировки, которая удерживает заложника, близок, и быть готовым убить их, если с заложником что-то произойдет. Метод генерала Ермолова. Работает только в условиях войны на уничтожение при подавляющем перевесе армии над противником.

При этом на Ближнем Востоке граждан России тысячи и десятки тысяч. Учатся. Живут. Работают. Кто встал на консульский учет, о том в посольстве знают. За тех, кто работает на государство или на крупные корпорации, отвечает их начальство. Прочие сами по себе. Тут ничего не сделаешь. Выездных виз нет, въездных часто тоже нет, самолеты летают. Есть паспорт — вперед. На хадж, по контракту, дикарем, на море. Миллионы каждый год ездят. Контролировать их так же нереально, как защитить.

Что до того, чтобы вместе с американцами кого-то бомбить... А смысл? Оно им сильно помогло? У России другие методы работы — и толк от них есть именно потому, что делают те, кто должен, то, что могут и умеют и на что есть необходимые ресурсы. Которых как всегда не хватает. Но это совсем другая история.

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока

29.10.2014

Источник: kommersant.ru