События в Йемене ― небольшом арабском государстве, занимающем стратегическое положение на юге Аравийского полуострова, привлекли внимание во всем мире. Здесь совершенно неожиданно для непосвященных вспыхнул ожесточенный вооруженный конфликт. Гражданская война внутри страны, бегство президента Абд-Раббу Мансура Хади, дополнились теперь военным вторжением международной коалиции мусульманских государств во главе с Саудовской Аравией. Активную дипломатию на йеменском направлении развивают шиитский Иран и Россия, поддерживающие шиитских повстанцев хуситов. Впрочем, это не спасло генеральное консульство РФ в Адене, которое 2 апреля было разгромлено и разграблено хуситами. Разобраться в том, что происходит в Йемене обозревателю "Росбалта" помог старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Сергей Серебров.

— Каковы причины нынешнего внутригражданского конфликта в Йемене?

— Длительный внутриполитический кризис в Йемене вылился в революцию против президента Али Абдаллы Салеха, правившего страной 33 года, еще в феврале 2011 года. Для предотвращения гражданской войны в этой беднейшей стране арабского мира в ноябре 2011 года был введен план мирного урегулирования под эгидой СБ ООН. Его ведущими кураторами были США и Саудовская Аравия, связанные с Йеменом стратегическим партнерством с 2001 года. Но помощь в продвижении плана оказывали десятки других государств (включая Россию) и множество региональных союзов (ССАГЗ, ЛАГ, ЕС и другие). Координировал и направлял процесс Специальный посол ООН Джамаль Беномар — помощник Генерального секретаря ООН.

Подавляющая часть политических партий и движений Йемена, хоть и без особого энтузиазма, но приняла этот план. Благодаря этому в феврале 2012 года вместо Салеха пост главы государства занял его заместитель ― Хади. В 2013 году начался инклюзивный всеобщий Национальный диалог, который успешно закончил свою работу в январе 2014 года. Среди ведущих политических движений страны, отказавшихся от участия в диалоге в предложенном формате, были основные фракции Мирного Движения Юга (Хирака).

— Почему они отказались от участия в диалоге?

— Они заявили, что хотят признания права народа Юга на самоопределение и участия в диалоге в формате Север-Юг. Им было отказано. Небольшие фракции в составе Хирака все же направили представителей на этот форум, но и они подтвердили, что Юг должен отделиться от Йемена в границах 1990 года. Это решение проблемы было отвергнуто организаторами и кураторами конференции, заявившими о приоритете территориальной целостности страны над прочими вопросами. Тогда, в качестве компромисса, эти представители Хирака выразили осторожное согласие на образование федерации в Йемене по формуле "Север-Юг" в границах 1990 года. Но их предложение вызвало негативную реакцию у ведущих партий Севера. Вопрос о преобразовании Йемена в федеративное государство пришлось решать вне рамок Диалога.

Проект федерализации предложил президент Хади. В нем предлагалось создать шесть субъектов федерации в составе будущего государства. Но одобрения в обществе этот проект получил со стороны не слишком многих политических сил. Таким образом, итогом конференции стала не только нерешенность проблемы Юга, но и появление новой оси противоречий вокруг плана федерализации в масштабах всей страны.

Точно также в процессе национального диалога остались неурегулированными и две другие давние и острые конфликтные ситуации в Йемене. Во-первых, борьба за власть между фракциями в правящих элитах, во-вторых, вооруженный конфликт на севере между зейдитским движением Ансаруллах (хуситами) с салафисткими ополчениями Ислаха, порожденный саадскими войнами в 2004-2010 годов.

— Что это за войны?

— Это войны, которые правивший в Йемене режим Салеха начал в 2004 году против группы молодых последователей зейдитского религиозного лидера, организованных в движение "Шабаб мумин" ("Верующая молодежь"). Их лидером был член йеменского парламента — сейид Хусейн аль-Хуси, выходец из провинции Саада. Среди главных причин объявления войны этой диссидентской группе было их настойчивое желание скандировать лозунг "Смерть США! Смерть Израилю!" после завершения пятничной молитвы.

Лидер движения, сейид Хусейн, считал, что США поддерживая Израиль, проводят антиисламскую политику в регионе. Он осуждал режимы, которые согласились встать под знамена глобальной антитеррористической кампании во главе с США для борьбы с Аль-Каидой. Аль-Хуси считал, что планы США состоят в разрушении исламского общества, а "Аль-Каиду" — главным инструментом этого разрушения.

В 2004 году Аль-Хуси был убит. В 2009 году к операциям регулярной армии в горах Саады присоединились части Саудовской Аравии, но не очень удачно. По ходу дела хуситы завладели большим арсеналом оружия и обрели большой опыт ведения партизанских войн, которые продолжались до 2010 года.

— В чем еще были недостатки попыток урегулирования внутреннего конфликта в Йемене?

— Ход урегулирования кризиса в Йемене вызвал также недовольство участников революционных выступлений 2011-2012 годов, которые считали недопустимым включение бывшего президента Салеха в мирный процесс и получение его людьми 50% мест в правительстве страны, что было предусмотрено международным планом. Стоит ли удивляться, что после завершения Диалога в январе 2014 года ситуация начала обостряться с новой силой?

— Кто такие хуситы и чего они добиваются?

— Движение Ансаруллах (хуситы) — одна из важнейших сторон политического урегулирования кризиса в Йемене. Они сформировались в ходе саадских войн, поддержали революцию 2011 года и заявили о поддержке плана демократических реформ в стране, основанных на равенстве всех религиозных общин Йемена. В основе их движения была борьба за возрождение культурного наследия зейдитской общины (около 30% населения), оставившей колоссальный след в истории страны, а также борьба против дискриминации зейдитов со стороны власти и нападок ваххабитских группировок с позиций религиозной нетерпимости.

В ходе саадских войн они занимали сугубо оборонительную позицию, сумев противостоять атакам армии, спецслужб, салафитских ополчений и племен, лояльных "Ислаху" — второй по влиянию партии страны. Они накопили боевой опыт и завладели большим количеством оружия. Но они не устраивали переворот, а вступили в переговорный процесс под эгидой СБ ООН для мирного выхода из кризиса.

Их позиция осталась неизменной и после того, как в сентябре 2014 года они одержали победу над ополченцами "Ислаха" и вошли в Сану — столицу страны. Они приняли участие в подписании коллективного Договора о мире и национальном партнерстве от 21 сентября 2014 года, само название которого указывает на намерения хуситов.

— В чем причины недовольства Запада и саудитов усилением хуситов, помимо их антиамериканских настроений?

— Причины широкого недовольства на Западе и в регионе усилением хуситов в Йемене в их политическом кредо, состоящем в курсе на усиление суверенитета страны и выводе ее из-под опеки Саудовской Аравии и США. Со времени саадских войн их обвиняли в проиранской позиции, основанной на принадлежности их самих к шиитской ветви ислама. Но никаких фактов, свидетельствующих о военном сотрудничестве и "направляющей руке" Тегерана установлено не было. В 2009 году президент Салех официально снял эти обвинения. Сегодня они звучат вновь, но и сейчас выглядят необоснованными.

Заключение торговых договоров с Ираном в период добровольной отставки правительства и президента, т.е. после 22 января 2015 года, было обоснованным, так как Саудовская Аравия — главный экономический партнер Йемена, ввела санкции.

— В чем интерес России в Йемене? Почему она в этой стране поддерживает повстанцев и якобы стоящий за ними Иран? Это еще один шаг в противостоянии с Америкой, учитывая, что свергнутый президент Йемена Хади считался проамериканским?

— Россия поддерживала и поддерживает исключительно мирный путь вывода Йемена из кризиса, потому что убеждена, что другого варианта нет. Этот же вывод делают специальный посол ООН в Йемене Джамаль Беномар и его шеф — Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Да и многие европейские страны. Интерес России, насколько я понимаю, состоит в том, чтобы противостоять дестабилизации Ближнего Востока, приведшей к катастрофе целые государства.

— Почему Саудовская Аравия и ряд других мусульманских стран, так активно включилась в войну в Йемене на стороне бежавшего президента? Дело в стратегическом положении этой страны или в чем-то еще?

— Думаю, что Саудовская Аравия (как и другие мусульманские страны) включилась в войну в Йемене по ошибке, но не исключено — и для расширения своего стратегического доминирования на Аравийском полуострове. На мой взгляд, это их серьезный политический просчет.

Беседовал Александр Желенин

03.04.2015

Источник: rosbalt.ru