VII Московская конференция по международной безопасности стартовала 4 апреля в российской столице. Среди тем, которые находятся на повестке дня, – не только проблемы Ближнего Востока, но и трудности, которые переживает Центральная Азия и, в частности, Афганистан. Один из участников конференции с российской стороны – зампредседателя комитета Государственной думы по обороне Юрий Швыткин – рассказал порталу «Афганистан.Ру», что волнует Россию на афганском направлении и что в настоящее время мешает разрешить затянувшийся вооруженный конфликт в Исламской Республике.

- Число переговорных площадок по урегулированию афганского конфликта растет. Недавно прошла международная мирная конференция в Ташкенте. Ей предшествовали переговоры формата «Кабульский процесс». Вероятно, скоро состоится встреча в «московском формате». Почему, несмотря на увеличение мирных инициатив, ситуация в Афганистане не меняется к лучшему?

- На мой взгляд, прежде всего этому препятствует позиция США, которые не рассматривают игроков в Афганистане, в том числе группировку «Талибан», как силы, с которыми необходимо выстраивать конструктивные отношения и вести диалог по мирному урегулированию ситуации в стране и в регионе. США пытаются поддерживать воинствующий тон – сегодня они демонстрируют его в том, что касается Афганистана. Для них это выгодно. В связи с этим переговорные процессы, в конечном счете, не ведут к решению и не позволяют достичь цели.

- Соединенные Штаты еще в прошлом году решились на увеличение контингента в Исламской Республике. Насколько оправдывает себя ставка на силовое решение?

- Безусловно, силовое решение приводит только к разжиганию конфликта в Афганистане. Это еще раз подтверждает сказанные мной слова, что США не заинтересованы в урегулировании и в обеспечении стабильности. Они пытаются сеять конфронтацию – в том числе при помощи подконтрольных им сил. Сегодня Афганистан рассматривается как территория для «Исламского государства», как некая перевалочная база для проведения вылазок на другие территории, в том числе региона Средней Азии.

- Ярко ли проявляется в Афганистане геополитическое соперничество РФ и США?

- Безусловно, это соперничество в Афганистане есть. Мы, в отличие от США, заинтересованы в мирном урегулировании, потому что рассадник наркобизнеса и терроризма, который существует в Исламской Республике, ни в коем случае не устроит нашу страну. Проникновение ИГ в государства, граничащие с Россией, и проникновение наркотиков на территорию нашего государства не может оставаться без ответа. Американцы же заинтересованы в обратном, то есть в развитии наркобизнеса и поддержке тех боевиков, которые составляют часть ИГ.

- России стоит делать какую-либо ставку на разные политические силы в Афганистане или необходимо придерживаться другой тактики?

- Трудно сказать. В любом случае нашей стране нужно придерживаться позиции миротворца, роли органа, который бы усадил противоборствующие стороны за стол переговоров, и тогда можно добиться некого мирного урегулирования.

- Наши вертолетные поставки в Афганистан долгое время считались одним из положительных примеров сотрудничества Москвы и официального Кабула. Сейчас же афганская сторона не демонстрирует большую заинтересованность в нашей технике. С чем, по вашему мнению, это связано?

- Это связано, на мой взгляд, с попыткой принуждения со стороны США по линии военно-промышленного комплекса. Есть некоторый конфликт интересов. Идет борьба. Я бы не сказал, что в Афганистане не востребованы наши вертолеты. Ни в коем случае. Мало того, мы готовы сейчас к этому сотрудничеству – в военно-техническом плане, чтобы те виды вооружений, которые могут быть использованы против ИГ, применялись в том числе в Афганистане.

- Вы сказали, что Россия готова к сотрудничеству с афганской стороной. А Афганистан теоретически может стать той сферой, где Москва и Вашингтон смогут сблизиться?

- Я принимаю участие в Московской конференции по международной безопасности. Там участвуют министры обороны многих иностранных государств. Мне будет небезынтересно услышать позицию военных руководителей других стран. Но на мой взгляд, США не заинтересованы в сближении с нашей страной. Это касается не только Афганистана, но и Сирии и других регионов. На словах они говорят о необходимости сотрудничать, а на деле происходит, к примеру, высылка дипломатов нашей миссии в НАТО. Это говорит о том, что они настроены на конфронтационный подход, к великому сожалению.

- После стабилизации в Сирии могут ли страны Центральной Азии и Афганистан стать одним из приоритетных направлений российской борьбы с терроризмом?

- Даже в рамках той ситуации, которая существует сейчас, я скажу, что мы не являемся сторонними наблюдателями – нам небезразлична судьба наших границ в том, что касается возможного проникновения наркобизнеса, терроризма. Мы и сейчас предпринимаем целый ряд усилий. Даже то, что на ташкентской конференции присутствовал министр иностранных дел России Сергей Лавров, свидетельствует о том внимании, которое наше государство уделяет Афганистану.

- То есть мы сфокусированы исключительно на дипломатических усилиях?

- Мы сфокусированы на них. Речи пока не идет, конечно же, о применении наших каких-то подразделений, но в части военно-технического сотрудничества некоторые элементы могут быть.

Справка: Юрий Швыткин родился 24 мая 1965 года в городе Красноярске. С 1982 года служил в Вооруженных силах (воздушно-десантные войска) на должностях: заместитель командира парашютно-десантной роты, командир отдельной разведроты дивизии, заместитель командира парашютно-десантного батальона. В 1986 году окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище (г. Новосибирск), факультет воздушно-десантных войск, по военно-политической специальности. 1986-1992 годы: служба в Вооружённых силах РФ — служба в ВДВ (в 76-й псковской воздушно-десантной дивизии заместитель командира парашютно-десантной роты 234-го ПДП, заместитель командира отдельной разведроты дивизии, заместитель командира 1-го ПДБ 104-й ПДП). С 1992 года переведён на службу в органы внутренних дел Красноярского края: начальник штаба батальона Управления вневедомственной охраны при ГУВД КК, заместитель начальника СОБРа УБОП при ГУВД КК, начальник СОБР УБОП при ГУВД КК, начальник Учебного центра Управления вневедомственной охраны при ГУВД КК, командир ОМОН ГУВД КК. Участник боевых действий. Выполнял специальные задачи в Баку, Фергане, Оше, Вильнюсе, Кировабаде, Ереване, Ленинакане, Чечне (6 раз).

Полковник милиции.

С 2016 года депутат Государственной Думы РФ. Избран по Красноярскому одномандатному округу.

Беседу вел Игорь Субботин

04.04.2018

Источник: afghanistan.ru