В четырех регионах России синхронно прошли задержания преступников, которые создали подпольный банк. За два года работы через него было «прокачано» около 50 млрд рублей, часть из которых пошла на финансирование боевиков в Сирии и Ираке. Отправятся ли преступники за решетку, или уйдут от наказания, как уже было не раз?!

Подпольный банк штурмовал СОБР

Российские силовики перекрыли канал нелегальной «обналички» денег, который действовал несколько лет и, возможно, был одним из самых масштабных в новейшей истории страны. Задержания прошли в четырех регионах — Москве, Подмосковье, Дагестане и Чечне. В спецоперации были задействованы сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России и Росфинмониторинга. А силовое прикрытие осуществляли бойцы Росгвардии и отряда быстрого реагирования «Рысь».

Всего, как сообщила журналистам пресс-секретарь МВД Ирина Волк, были задержаны около двадцати членов преступной группировки, проведено более 60 обысков жилых и офисных помещений, выемки документов. Были изъяты чековые книжки, расчетные карты, печати и учредительные документы юридических лиц в разных регионах, компьютеры, электронные носители информации… Также изъято инвалюты на сумму более 65 млн. рублей.

Как сообщает пресс-служба МВД, было возбуждено уголовное дело по двум статьям: ч. 1, 2 ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества и участие в нем») и ч. 2 ст. 172 УК РФ («Незаконная банковская деятельность, совершенная организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере»). Десять участников преступной группировки были помещены под арест в СИЗО, еще двое — под домашний арест, а еще двое — под подписку о невыезде и надлежащем поведении. Им может грозить до семи лет заключения.

Каким же образом действовал подпольный банк?! Работал он, если верить официальной информации последние два года. «Офисы» действовали в Дагестане и Чечне, куда и вносились наличные средства. Затем эти деньги переправляли в Московский регион, где были зарегистрированы более сотни фиктивных юридических лиц (фирм-«однодневок»).

Именно на их счета и зачислялись эти деньги под различными предлогами (например, якобы за поставки оборудования или оказание услуг). А потом эти деньги, уже будучи «отмытыми» либо обналичивались на Северном Кавказе, либо переводились за рубеж — подставные фирмы, задействованные в преступной цепочке, действовали даже Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ).

ИГИЛ оплачивали «наличкой»

Как установила полиция и Росфинмониторинг, сотрудники ОПГ брали от 6,5% до 8,5% за каждую транзакцию по «отмыванию» наличных денег. Один из источников, хорошо знакомых с ходом расследования, сообщил, что деньги даже переводились в Сирию и использовались для оплаты боевиков. Всего же за два года подпольного банка через него были «прокачаны» почти 50 млрд. рублей.

Для читателя, пожалуй, должно быть интересно, откуда в двух не самых богатых северокавказских республиках такие огромные суммы наличности?! На этот вопрос в интервью еще в декабре 2013 года отвечал начальник Главного управления МВД по СКФО (уже бывший, впрочем) Сергей Ченчик.

По его словам, среди обналиченных денег — те, которые похищались за счет завышения стоимости подрядных работ в Дагестане. В частности, подряды на обслуживание Гимринского автодорожного тоннеля получили фирмы, подконтрольные членам Унцукульского джамаата: по словам Ченчика, это подрядные компании «Укремстрой», «СУ-900» и «Мостоотряд-99», которые легализовали полученные деньги через подставную фирму «Стройэкспорт». Всего таким образом было якобы похищено, а затем обналичено 338 млн рублей.

Новости о том, что в Дагестане перекрыли очередной канал легализации «серой» наличности, приходят из МВД регулярно. В числе фигурантов подобных уголовных дел называли, в частности, депутата Левашинского района Дагестана (партия «Единая Россия») Абдуллу Гасанова, председателя правления «Нафтабанка» Бухари Курбанова, совладельцев ЧОП «Карат-1», братьев Магомеда и Магомедрасула Каратовых и многих других. На сей раз, впрочем, пресс-служба МВД делиться фамилия задержанных владельцев подпольного банка не спешит.

В Дагестане только за последние четыре года вынесено более двух десятков приговоров по ст. 172 УК РФ. «СП-Юг» изучила судебную практику и убедилась, что служители Фемиды проявляют странную «гуманность» по отношению к преступникам, подрывающим экономическую безопасность страны.

Почем «сердобольность»?!

В мае прошлого года судья Ленинского райсуда Махачкалы Аслан Мирзаметов приговорил теневого банкира Магомеда Абдулатипова к четырем годам условно (да плюс к тому к уплате штрафа в размере 1 млн рублей). При том, что Абдулатипов «отмыл» через сеть принадлежащих ему фирм более 440 млн рублей, с которых получил 4% комиссии — или почти 10 миллионов.

В июне прошлого года судья Кировского районного суда Махачкалы Гаджимагомед Гаджимагомедов рассмотрел дела двух теневых «банкиров» — Евгения Тарасова и Альберта Омарова, которые обналичивали деньги через счета принадлежащих им фирм «Восточный полет» и «Центр». Сумма средств, которые были легализованы преступниками, в приговоре не указывается.

Факт в том, что в отношении Омарова уголовное дело прекратили в связи с амнистией к 70-летию Великой Победы. Ну а Тарасов отправился за решетку, поскольку прежде у него уже были две «ходки» за кражи. Хотя крайне сомнительно, что он мог заниматься легализацией миллионных сумм: у Тарасова даже не было высшего образования, а трудился он разнорабочим в ауле. Скорее всего, его просто подставили.

В июне нынешнего года судья Ленинского районного суда Махачкалы Руслан Исаев вынес приговор некоему М. Алибекову, который обналичил через счета трех подконтрольных ему фиктивных фирм («Вита», «Ситиком» и «Элитпартнер»), а также счет индивидуального предпринимателя, который никакой реальной деятельности не вел, более 400 млн рублей.

И это лишь за четыре месяца (с августа по ноябрь) 2015 года! Алибеков получал в качестве вознаграждения 15% от суммы «обналички» — всего почти 40 миллионов. Судья Исаев приговорил его к двум годам условно…

Полгода назад подпольный банк правоохранители обнаружили на Ставрополье, причем он действовал, что называется, на периферии — в тихом Георгиевске, под вывеской одного из местных ООО (согласно ЕГРЮЛ, он занимался арендой недвижимости). На скамье подсудимых оказался один из трех соучредителей этой фирмы Максим Потапов: следствие доказало, что он незаконно обналичил более 140 млн рублей.

То есть заказчики перечислили на расчетные счета деньги, а затем Потапов вернул их в наличном виде — за вычетом 4%-ной комиссии (то есть себе он взял почти 6 млн рублей). Потапов с предъявленным обвинением полностью согласился, заявил, что раскаялся, и попросил дело судью Нину Анашкину рассмотреть в особом порядке.

Анашкина приняла во внимание раскаянье предпринимателя, а также то, что он воспитывает ребенка… и приговорила его к выплате 150 тысяч рублей штрафа. Вдумайтесь только, учитывая, что Потапов получил «комиссию» почти в 6 миллионов. Подобная «сердобольность» судей, пожалуй, и объясняет то, почему ФСБ и МВД так сложно бороться с теневыми банкирами.

Антон Чаблин

08.08.2016

Источник: yug.svpressa.ru