Вчера это была «Аль-Каида», сегодня это ДАИШ, завтра появится что-то иное. Другими словами, было бы неверно полагать, что с военным поражением ДАИШ всё образуется. Конец ДАИШ запомнится пропагандистам следующей ДАИШ как лишь одно историческое поражение в войне с более сильными «неверными», и это будет способствовать активизации фактора «жертвенности».

ДАИШ принципиально не отличается от предшествующих исламских группировок, проповедовавших насилие. Как и «Аль-Каида» и «Талибан», конечной целью ДАИШ является формирование халифата, где жизнь будет, пусть даже теоретически, приведена в полное соответствие с канонами пророка Мухаммеда. Но по сравнению с их предшественниками боевикам ДАИШ удалось получить больше свободного пространства и реализовать в течение ограниченного периода времени невозможную мечту большинства салафистских мыслителей.

Основные причины зарождения ДАИШ – это скрытый народный гнев против нынешних социальных, экономических и политических правил в сочетании с многовековой пропагандой, которая предусматривает уничтожение врага (иноверца или полуиноверца), что объективно приводит к увеличению числа жертв. Это характерно для группировок, которые нацелены на изменение существующего миропорядка. Более того, великие державы, местные гегемоны и другие игроки используют это явление по мере реализации своих интересов.

Вчера это была «Аль-Каида», сегодня это ДАИШ, завтра появится что-то иное или даже комбинация из двух. Другими словами, было бы неверно полагать, что с военным поражением ДАИШ всё образуется. Также неверно считать, что ДАИШ, её предшественники и преемники являются лишь следствием махинаций определённых спецслужб.

На данный момент поражение ДАИШ, своего рода постмодернистского негосударственного игрока, претендующего на роль квазистраны, уже имело место в войне по Клаузевицу, что предусматривает поражение от регулярной армии в полурегулярных боях. Тем не менее большая часть региона Ближнего Востока и Северной Африки остаются тем самым привлекательным парником, в котором имеются все упомянутые выше семена. Поэтому проблема заключается не столько в том, куда переместятся боевики ДАИШ, а в том, где появится следующая ДАИШ.

Оставшиеся формирования боевиков, которые были побеждены, могут попытаться восстановить своё движение на Ближнем Востоке или в другом месте. Возможно, они вернутся домой и будут вести войну в странах, откуда прибыли. Терроризм «одиноких волков» (так называемый «индивидуальный джихад») будет культивироваться и держать в страхе весь мир.

Но те, которые проходили под знаком ДАИШ, проиграли, их слава прошла. Однако дети, которых они воспитывали, насчитывают десятки тысяч, и они станут серьёзной проблемой, когда повзрослеют. Это армия психически невменяемых или нестабильных элементов, и они станут испытанием для стран, в которых обоснуются. Многих из них в конечном счёте ждёт судьба их отцов, другие присоединятся к преступным группировкам, которым уготовано играть свою роль в будущем.

Самое главное, что экономические и политические проблемы в мире, а также рост ксенофобии и расизма в более богатых и более развитых частях света, создают идеальный рецепт для конфронтации. Конец ДАИШ запомнится пропагандистам следующей ДАИШ как лишь одно историческое поражение в войне с более сильными «неверными», и это будет способствовать активизации фактора «жертвенности». Со стороны «неверных» следует ожидать врожденную враждебность и чрезмерное насилие, что вновь и вновь будет приводить к повторению существующего сценария.

Юсеф Шириф

18.02.2018

Источник: ru.valdaiclub.com