История с разоблачением в Австрии отставного австрийского полковника Альфреда Редля, который, как утверждается, 20 лет занимался разведывательной деятельностью в пользу России, вызовет, возможно, серьезные осложнения в отношениях (до этого вполне дружественных) между Москвой и Веной. Во всяком случае, это дали понять глава МИД Австрии Карин Кнайсль, а также федеральный канцлер республики Себастьян Курц.

«Если эти подозрения подтвердятся (о шпионаже), тогда это может вызвать серьезную напряженность для двусторонних отношений Австрии и России», — говорится в заявлении Кнайсль, которое было распространено в пятницу, 9 ноября, по каналам Австрийского агентства печати.

Министр также отменила свой визит в Россию, запланированный на начало декабря, в ходе которого намеревалась обсудить реализацию австрийско-российского форума общественности «Сочинский диалог».

Не менее жёсток был в своих высказываниях и канцлер Курц. Информируя журналистов о «разоблачении русского агента», он отметил, что такие случаи «не улучшат отношения между Россией и Евросоюзом». И потребовал от Москвы объяснений. «Любой шпионаж недопустим, включая российский шпионаж в Европе», — заявил он.

Из пояснений министра обороны Австрии Марио Кунасека следует, что информацию о противоправных действиях бывшего офицера австрийским спецслужбам Вене передали европейские партнеры:

«Мы получили намек от партнёрской европейской службы, что идет утечка информации. Начали проверять эту информацию и идентифицировали подозреваемого несколько недель назад», — рассказал он, не забыв поблагодарить за хорошую работу и партнеров, и сотрудников австрийской контрразведки.

Как сообщает, в свою очередь, австрийское издание Kronen Zeitung, 70-летний бывший армейский полковник Альфред Редль выходил на связь с российским коллегой «Юрием» каждые две недели и регулярно передавал зашифрованную информацию о функционировании австрийских ВВС и артиллерийских установок напрямую в Москву. За свою работу он якобы получил около 300 тыс. евро.

После того, как вся эта детективная фабула вылилась в информационное пространство, в МИД РФ был вызван посол Австрии в Москве Йоханнес Айгнер, которому выразили протест в связи с обвинениями в шпионаже.

Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, комментируя ситуацию с отставным полковником Австрии, сказал, что его «неприятно удивила» мегафонная дипломатия, к которой в данном случае прибегла Вена. «В соответствии с нормами международного общения следует напрямую запрашивать разъяснений. В последнее время, к сожалению, наши западные партнёры взяли за правило прибегать не к традиционной дипломатии с соблюдением всех приличий, а к мегафонной дипломатии, обвиняя нас публично, требуя публично объясниться по вопросу, о котором нам ничего не известно», — сказал министр.

По его мнению, в подобных случаях необходимо следовать правилам, которые были выработаны в ходе формирования практики международного общения.

А ведь с Австрией у нас, действительно, были очень хорошие отношения. Австрийцы не русофобствовали, не истерили из-за «отравленных» Скрипалей и даже не присоединились к европейским санкциям против наших дипломатов.

Именно Австрия стала первой зарубежной страной, которую после переизбрания на новый срок посетил президент России Владимир Путин. А в августе, перед тем как отправиться в Берлин на переговоры с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, он был там гостем на свадьбе Карин Кнайссль.

И вдруг, как гром среди ясного неба, шпионский скандал, да еще накануне встречи мировых лидеров в Париже по случаю 100-летия окончания Первой мировой войны… Случайно или нет — вопрос отдельный.

Важнее то, как теперь будут складываться наши двусторонние отношения?

— Я уверен, что задержание этого человека не связано с парижской встречей, и вообще не связано с глобальной политикой, — комментирует ситуацию профессор МГУ, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло. — Фактура этого дела предельно проста. Этот экс-полковник австрийского Генерального штаба был в разработке австрийской контрразведки и, видимо, довольно долго, если судить по той информации, которую о нем предоставляют. Двадцать лет. Детально описывают его сеансы связи.

«СП»: — А министр обороны Австрии говорит, что «идентифицировали агента» за две недели…

— Не похоже, что так быстро. Информация, которую они предоставили СМИ по этому якобы «агенту ГРУ», не соответствует двухнедельному сроку наблюдения за ним. То, что им кто-то там «намекнул» недавно (вроде как, спецслужбы Германии), это не более чем легенда прикрытия, желание скрыть тот долгий период наблюдения за агентом. Слишком уж детально австрийцы описывают, как он шифровал и передавал (через спутник даже) секретные сведения. Как встречался каждую неделю или каждые две недели со своим куратором.

Но не бывает еженедельных встреч с агентом. Такие сеансы — абсолютно точно — возможны не чаще одного раза в месяц, а то и реже. Иначе очень быстро агент «засветится» и его возьмут. Этот работал, как нам говорят, двадцать лет.

Поэтому все эти ссылки на партнерскую помощь и оперативное выявление информатора, это враньё, рассчитанное на непрофессионалов. Чтобы убедить якобы в случайности раскрытия.

«СП»: — А смысл?

— Скорей всего, его выявили намного раньше. Понаблюдали какое-то время, а потом стали ему подсовывать материалы дезинформационного характера. То есть, стали использовать, как канал дезинформации. И сколько они влили этой «дезы» нашим спецслужбам, один бог знает, но думаю, что много. Все как раз указывает на это.

А для того, чтобы арест этого человека не поставил под сомнение ту работу, которую с ним «в темную», как говорится, вели австрийские контрразведчики, нам рассказывают сказку, что вот «по намеку» союзников его обнаружили. И арестовали.

В общем, здесь не соотносится реальная информация о деятельности этого человека с объяснением австрийских спецслужб. Это — первое.

Второй вопрос, почему его взяли?

Думаю, что австрийские контрразведчики, в конце концов, «засветились». Это обнаружило либо российское контрнаблюдение, которое прикрывало этого агента, либо еще кто-то, либо получили информацию от какого-то другого источника.

У нас же тоже есть источники, и не только в Австрии. Из той же Германии могли получить информацию о том, что агента разрабатывают. И этот человек получил сигнал тревоги. Возможно, он пытался скрыться из страны, поэтому из опасений, что так и случится, спецслужбы австрийские его арестовали.

Только в этом причина. И эта причина никак не связана — ни на йоту — с предстоящей парижской встречей.

«СП»: — Как-то уж очень «вовремя» эта «шпионская сенсация» случилась, и в случайность здесь не очень вериться?

— Понимаете, плотность событий, происходящих в мире, настолько велика, что какой бы скандал не произошел, он всегда будет очень «вовремя». Надо верить не случайности, а верить фактам. А факты указывают как раз на то, что я рассказал.

Другой вопрос, как этот скандал будут использовать для того, чтобы осложнить отношения с Российской Федерацией. А осложнения точно будут.

Начнут, конечно, привязывать к мифу о Скрипалях и вездесущих «агентах ГРУ», которые чуть ли не под каждой кроватью европейского гражданина. И австрийский сценарий станет продолжением общего сценария о «вездесущем ГРУ».

Причем, здесь следует обратить внимание, что это ведомство — не единственная спецслужба в России, которая занимается агентурной дельностью. Есть Служба внешней разведки, которая на несколько порядков более мощная. Есть Федеральная служба безопасности. Но СВР и ФСБ ни разу никем не упоминаются, только — ГРУ.

«СП»: — В СВР, кстати, не стали комментировать обвинения Вены…

— Они никогда не комментируют, и это правильно. Просто на Западе, что такое ФСБ, не знают, знают «КэДжиБи». ФСБ и СВР — это бренды не раскрученные. Поэтому всех собак вешают на ГРУ.

Второе. У Австрии, действительно, особая позиция по отношению к РФ. Там и канцлер дружественно настроен.

Другое дело, что в данной ситуации, он может реагировать только жестко. Он обязан это делать. Так же как и министр иностранных дел обязана отменить свой визит, что она, собственно говоря, и сделала.

Это, опять-таки, не изменит интересов Австрии, потому что страна заинтересована в хороших отношениях с Россией. Но эта история создаст большое количество препятствий — формальных и неформальных — для канцлера и для действующего кабинета в выстраивании отношений с Москвой. Теперь им придется еще и объяснять, почему они с «врагами европейской демократии» продолжают дружить.

Этот инцидент запросто может быть использован для удара по российской внешней политике в Европе. Ведь Австрия не только наш союзник и лоббист, она фактически является сегодня нашим ключевым партнером в Евросоюзе.

И для продолжения этих отношений у австрийского руководства сейчас появятся довольно существенные затруднения, которые, хотелось бы надеяться, они преодолеют.

«СП»: — А что, собственно, такого произошло? Спецслужбы работают по всему миру. Американцы саму Меркель прослушивали годами, и ничего, особо никто не возмущался…

— По большому счету, ничего не произошло. Дело обычное. Нет таких международных законов, запрещающих вести разведывательную деятельность. Все страны занимаются разведкой, и агентов разведок всех стран время от времени ловят.

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, в свою очередь, предположил, что скандал между Россией и Австрией был намеренно инспирирован теми, кого очень раздражают особые отношения между нашими странами.

«Я думаю, к этому скандалу приложили руки наши добрые друзья, из каких-то третьих стран, собственно говоря, это и сообщается, что разоблачить „крота“ помогла иностранная спецслужба», — сказал эксперт в комментариях РИА «Новости», добавив, что «надо смотреть сильно западнее Австрии, и обнаружится источник».

По его мнению, позитивная динамика в двусторонних отношениях из-за всей этой истории замедлится, но «фатального эффекта это иметь не будет».

Светлана Гомзикова

10.11.2018

Источник: http://svpressa.ru/politic/article/215604/