Армянское руководство, похоже, склоняет международное сообщество к реализации косовского сценария в отношении Нагорного Карабаха. Косвенным подтверждением стало выступление президента США Дональда Трампа перед сторонниками в штате Нью-Гэмпшир, в ходе которого он выразил уверенность в том, что его страна с легкостью сможет добиться мирного урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, упомянув в качестве примера посреднические усилия вашингтонской администрации между Сербией и Косово. Однако такая инициатива фактически будет означать появление натовских сил в районе так называемого «южного подбрюшья» России.

«Это должно произойти с легкостью, – заявил американский лидер, комментируя урегулирование ситуации в Нагорном Карабахе. – Это будет легко, если ты знаешь, что делаешь». Он добавил также, что армянам «пришлось нелегко». Ситуативные обращения к той или иной электоральной группе в попытке заручиться ее симпатиями перед президентскими выборами – естественное явление, особенно если учесть, что армянская диаспора в США достаточно велика. Подобные выступления в адрес армян у Трампа уже случались. Однако речь в штате Нью-Гэмпшир привлекла особое внимание тем, что американский президент упомянул соглашение о нормализации экономических отношений, которое было подписано Сербией и Косово в Белом доме 4 сентября, как пример эффективности американских посреднических усилий.

Подобный взгляд соответствует концепции армянских лоббистов в США, которые добиваются от Вашингтона признания независимости Нагорно-Карабахской республики по косовской модели. Во времена Югославии Косовский край, который был населен албанцами, являлся частью Сербской социалистической республики, имея в то же время автономный статус. Все изменила война 1990-х годов, в ход которой вмешалось НАТО, фактически принявшее сторону албанцев. В феврале 2008 года с помощью Запада косовские албанцы провозгласили Республику Косово. Сербия официально считает этот район частью своей территории на правах автономного края, хотя его не контролирует. Независимость Косово признало западное сообщество, нарушив основной принцип, принятый на уровне ООН после Второй мировой войны, – принцип нерушимости границ.

Не удивительно, что в своем стремлении на Запад элита Армении, которая, впрочем, продолжает зависеть от России и просить ее помощи в Карабахе, старается использовать западные модели разрешения конфликта. Эта концепция может предполагать присутствие западных миротворцев в Нагорном Карабахе (по примеру Косово). Натиск армянского лобби хорошо виден по тому, как недавно госсекретарь Майкл Помпео, выступая в эфире WSB Atlanta, выразил сочувствие армянам и раскритиковал действия Азербайджана. В этом тренде идет и проект резолюции, внесенный на рассмотрение Конгресса от имени главы Комиссии США по армянским вопросам Фрэнка Паллоне в соавторстве с 31 депутатом. Она предполагает признание американцами независимости Карабаха и противодействие Азербайджану и Турции. Такие же инициативы озвучивала и член Палаты представителей Грейс Наполитано.

Не исключено, что косовский сценарий в интерпретации Еревана предполагает и дальнейшее объединение территорий по этническому признаку. Так, уже долгое время циркулирует идея о формировании общего экономического пространства между Албанией и самопровозглашенным Косово. В октябре в Тиране прошло совместное заседание правительств Албании и самопровозглашенной республики, в ходе которого албанский премьер Эди Рама заметил, что стороны в идеальной ситуации хотели бы стереть всякие рубежи. Дипведомство Сербии было возмущено и выразило протест. Свой скепсис по этому поводу выразил и МИД РФ, отметив, что подобная риторика вызывает серьезные вопросы.

Тем не менее, идея «интеграции» набирает популярность. Соцопросы 2006 года демонстрировали, что только 2,5% косовских албанцев считали объединение с Албанией наилучшим способом решения косовского вопроса, однако в 2010 году число сторонников такого развития событий достигло 29,2%. На сегодняшний день идею стереть границы поддерживают свыше 80% населения Косово и свыше 70% жителей Албании. Интересно, что в то же время примерно половина респондентов в Косово и 40% в Албании верит в появление в ближайшем будущем великоалбанского государства. Это историческая территория с включением туда современной Албании, самопровозглашенного Косово, сербских общин Прешево, Медведжа и Буяновац, частей Македонии и Черногории и даже района греческого Эпира.

В сопоставлении с карабахской ситуацией эта концепция напоминает мечты армянских националистов о «Великой Армении от моря до моря». Однако любой намек на косовский сценарий на Южном Кавказе неизбежно повлечет за собой необходимость отправки в регион натовского контингента. Стоит напомнить, что Албания является членом Североатлантического альянса с 2009 года. К этому стремится и Косово. Так, и. о. премьер-министра самопровозглашенного Косово Альбин Курти весной заявил, что вступление Косово в НАТО не за горами. Такие интенции применительно в Карабаху станут не только предательством российских интересов, но и ударом по интересам иранского руководства, которое вряд ли будет в восторге от территориальной близости войск Североатлантического альянса.

Конечно, есть основания полагать, что Пашинян действует по инерции. С самого начала он рассматривался как прозападная и едва ли не просоровская фигура. Близкими к Западу считаются экс-координатор избирательных программ организации Transparency International Армен Григорян, который позже пришел на должность главы Службы национальной безопасности, экс-начальник Государственной контрольной службы Давид Санасарян, который известен тем, что забрасывал яйцами здание посольства России, брат начальника Специальной следственной службы Армении Сасун Хачатрян. Да и сам премьер-министр Никол Пашинян открыто предпринимал шаги, которые противоречили интересам России, в том числе, открыв уголовные дела против дочек российских компаний в Армении. В связи с этим наивно считать, что в Кремле испытывают удовлетворение от того, что делает Ереван, в том числе в районе Карабаха.

Сложно предположить, на что рассчитывает армянское руководство, когда на фоне этих усилий пытается называть Турцию третьей стороной конфликта в Карабахе, указывая на то, что та продает Азербайджану БПЛА. Не случайно в беседе с президентом Арменом Саркисяном в Брюсселе генсек НАТО Йенс Столтенберг заметил, что альянс не участвует в карабахском конфликте и призвал к сдержанности. Вероятно, это должно дать Еревану понимание того, готовы ли в командовании блока к радикальным сценариям.

Георгий Бондарев

28.10.2020

Источник: НГ