Наплыв листовок в поддержку «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ), появляющихся в школах, вынуждает милицию Узбекистана и профессиональные охранные компании брать на себя защиту школ и их оснащение системами сигнализации.

Школы закрываются на лето, однако учебный год завершился тревожными инцидентами, которые привели властей в состояние боевой готовности.

Сотрудники милиции в деревне Хисарак Ташкентской области 30 апреля арестовали несовершеннолетнего, обвиняемого в распространении листовок в поддержку ИГИЛ, содержащих угрозы в адрес местных школ. Министерство внутренних дел (МВД) подтвердило случай ареста.

Листовки, поддерживающие ИГИЛ, появились в мае в школе в Янгиюле Ташкентской области. Также в мае власти нашли черный флаг ИГИЛ, развевающийся снаружи школы в Бухаре. Листовки в поддержку ИГИЛ также были найдены внутри бухарской школы, по словам источника в отделении Генеральной прокуратуры Узбекистана.

До сих пор в Узбекистане не было законов, непосредственно направленных на безопасность школ. Однако власти намерены внести изменения в ближайшее время.

Усиление безопасности в школах

«Вопросу безопасности школ раньше не уделялось особого внимания, — сказала Лариса Фиоктистова, сотрудница администрации ташкентской школы №127. — Так, в качестве охранников зачастую привлекали пенсионеров, неквалифицированных граждан или просто случайных людей. Перед важными праздниками охрану усиливали учителями, которые вставали на дежурство. Но современная обстановка требует профессионалов… Этого же требуют и родители».

«Сейчас ведется планомерная работа по целому комплексу вопросов, — заявила представитель министерства народного образования Умида Мансурова. — Вокруг учебных заведений будут построены современные ограждения. К школьным охранникам предъявлены новые требования: теперь на эту должность претендовать может только человек не старше 45 лет, с хорошей физической и психологической подготовкой. Охранники будут обеспечены специальной форменной одеждой».

«Преступники … постоянно совершенствуются, поэтому школьный охранник должен быть специалистом, профессионалом своего дела, — сказал представитель ГУВД Ташкента Абдумалик Вахобов. — Попасть на эту должность теперь можно будет только после строгого отбора… Охранники получат знания о том, как правильно действовать в экстренной ситуации, обезвредить преступника и защитить детей».

Помимо совершенствования персонала правительство будет устанавливать современные системы безопасности.

«Сейчас идет работа по установке во всех школах специальных «тревожных кнопок», — сказала Мансурова. — Если в школу проникнут преступники, то сторож либо преподаватели могут незаметно нажать кнопку, и на вызов приедет … вооруженная группа милиционеров. Все кнопки подключены по телефонной линии к централизованной системе реагирования».

В рамках экспериментальной программы некоторые школы были оборудованы турникетами, требующими карты доступа, отметила Мансурова.

Министерство народного образования также ждет финансирования для открытия милицейских подстанций во всех школах.

«Финальным камнем в стене безопасности … может стать персональное школьное отделение милиции, — говорит Мансурова. — Те школьные милиционеры смогут помочь не только в защите от террористов, но и решить проблему подростковой преступности. Сейчас вопрос о создании [подстанций] обсуждается в правительстве».

Облегчение для родителей

Родители с энтузиазмом восприняли меры по повышению безопасности.

«Как и любой отец, я переживаю за своего ребенка, — говорит житель Ташкента Вячеслав Ким. — Узбекистан – безопасная страна, но дополнительные меры охраны не повредят школе».

«Несколько лет назад моя жена и я, вместе с другими родителями, по собственной инициативе оплачивали услуги частного охранного агентства [для охраны школы моего ребенка], но это обходилось дорого, — сказал он. — Поэтому я рад тем мерам, которые принимаются сейчас в нашей стране».

Между тем, власти по-прежнему ведут расследование по трем случаям посланий в поддержку ИГИЛ, произошедшим в школах.

«Так как сейчас ведется следствие, подробности не могут быть раскрыты, — заявил представитель прокуратуры, пожелавший остаться анонимным. — Пока нельзя говорить о прямой причастности ИГИЛ к этому, скорее, здесь действовали люди, попавшие под их влияние».

Максим Енисеев

05.06.2015

Источник: Central Asia Online