Трагические события начала 2015 г. вновь сделали проблему противодействия исламистскому терроризму самым обсуждаемым моментом повестки дня европейской безопасности. Впервые с момента терактов в Испании 11 сентября 2004 г. прошли столь массовые акции поддержки жертв террористического акта. Лидеры стран Европейского союза готовятся обсуждать новый пакет антитеррористических мер, которые не позволят повториться парижским событиям.

К сожалению, согласно имеющимся статистическим данным, уровень террористической опасности в последние годы значительно возрос. Этот растущий тренд сохраняется уже на протяжении нескольких лет. В 2013 г. установлен абсолютный рекорд по количеству террористических атак – 9814 теракта в 87 странах, в результате которых погибло 17958 человек (для сравнения – в 2000 г. погибло 3361). С 2000 по 2014 г. число терактов выросло более чем в 5 раз. Из 162 стран, по которым вычисляется Глобальный индекс терроризма, в 2002-2013 гг. лишь в 39 странах вообще не было терактов[1]. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнение тот факт, что терроризм – глобальная проблема.

Наибольшее число погибших от рук террористов зафиксировано в Ираке, Афганистане, Пакистане, Нигерии и Сирии, где уже много лет идут затяжные вооруженные внутренние конфликты. При этом центральным объектом международных антитеррористических усилий в 2014 году стало «Исламское государство Ирака и Леванта» («Исламское государство») – протогосударственное образование, отвоевавшее в 2014 г. значительную часть территории у иракских властей.

Фактически именно в «Исламском государстве» сосредоточены наиболее боеспособные террористические отряды. Как и в 1980-х гг., сейчас в Афганистане формируется новый исламистский интернационал, представители которого на многие годы вперед станут реальной и значимой угрозой безопасности. Однако наибольшую озабоченность вызывает тот факт, что на стороне «Исламского государства» воюют примерно 11-12 тыс. иностранных граждан, из которых 3 тыс. – представители европейских государств, в частности, Франции, Великобритании и Бельгии[2]. Очевидно, что по возвращении на родину они станут основой боевых исламистских подразделений.

В 2000-х гг. европейские страны и США пытались сдерживать террористическую угрозу на «дальних подступах». Войны в Афганистане и Ираке вполне вписывались в эту стратегию. Теракты, совершенные в Европе, в частности, в Мадриде в 2004 г., в Лондоне в 2005 г. и т.д. объяснялись подрывной деятельностью отдельных мусульманских проповедников, которые, используя права и свободы стран Старого света, практически беспрепятственно осуществляли вербовку молодежи в мечетях, воскресных школах и т.д. При этом считалось, что традиционных либерально-демократических ценностей и толерантности должно быть достаточно, чтобы защититься от влияния религиозного фундаментализма.

Однако ответственные за террористический акт во французской сатирической газете «Шарли Эбдо» 7 января 2015 г. братья Саид и Шериф Куаши – дети алжирских эмигрантов, которые родились и выросли во Франции. Их сообщник, Амед Кулибали, захвативший заложников в магазине кошерных продуктов в Париже 9 января, – сын малийских эмигрантов и также гражданин Франции. Почему же ценностная прививка не подействовала?

Террористические акты во Франции вновь напомнили властям о колоссальных проблемах адаптации мигрантов и их детей к жизни в европейском обществе. В частности, уже очевидно практически полное отсутствие необходимых в подобной ситуации действенных социальных лифтов. Происходит маргинализация мигрантов, которые навсегда оседают в неблагополучных районах и пригородах больших городов и откуда можно выбиться в люди только путем неимоверных усилий. Это кажется особенно несправедливым их детям, которые, формально обладая полноценным гражданством одной из европейских стран, все еще не могут рассчитывать на равное отношение наряду с коренными жителями. Фактически речь идет о формировании и неформальном закреплении нового типа кастового общества. В этой практически безвыходной ситуации любые идеи о более справедливом мироустройстве найдут благодарного слушателя.

Кроме того, необходимо будет адаптировать к новой ситуации и либерально-демократическую модель, которую западные страны столь рьяно отстаивают и продвигают на мировой арене. Если основополагающее условие для победы над исламистским терроризмом – борьба за умы и сердца людей, предполагающая как можно более широкое распространение умеренных и прогрессивных течений ислама, то в этом случае будет необходимо, в частности, соотносить свободу слова и выражения с религиозными чувствами мусульман. Карикатуры на пророка Мохаммеда, которые фактически стали визитной карточкой «Шарли Эбдо», как это ни парадоксально, на руку в первую очередь исламистам, так как вызывают отчуждение умеренно настроенных представителей исламской религии, где запрещено любое изображение пророка Мохаммеда. Невозможно будет добиться поддержки мусульман, постоянно задевая их чувства. Только в начале января 2015 г. массовые протесты против карикатур «Шарли Эбдо» прошли в Мавритании, Мали, Алжире, Сенегале, Нигерии, Пакистане. Многомиллионный митинг состоялся 19 января 2015 г. в столице Чеченской республики г. Грозном.

Только на основе прочного межкультурного и межрелигиозного диалога можно противостоять исламистскому терроризму, поборники которого как раз пытаются эти связи разрушить. Необходимо солидаризироваться не только с жертвами теракта в «Шарли Эбдо», а со всеми пострадавшими в результате действий террористов в мире. В противном случае у исламистских проповедников будет еще один мощный аргумент в защиту своего видения мира.

Затяжные конфликты в Афганистане, Ираке и Сирии, рост радикальных исламистских настроений в странах Западной Европы подводят к мысли, что необходимо провести полную ревизию комплексной антитеррористической стратегии 2000-х гг., которая не только не смогла сократить общий уровень террористической угрозы, но и, наоборот, значительно обострила проблему терроризма. Пока основные усилия были направлены на борьбу с проявлениями терроризма, причины террористической активности в значительной степени сохранились и даже преумножились, в том числе, в результате самонадеянных силовых действий западных держав во главе с США в Северной Африке, на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Исламистский терроризм, решающий удар по которому в 2000-е гг. так и не был нанесен, обрел второе дыхание, в том числе благодаря новым европейским террористическим ячейкам.

Европе же необходимо начать выработку нового комплекса эффективных мер по борьбе с терроризмом. Далеко не все теракты на ее территории инспирированы извне, некоторые исходят из вполне конкретных и объективных внутренних проблем. И успех новой антитеррористической кампании во многом будет зависеть от того, насколько оперативно европейские лидеры смогут это осознать. Иначе второй фронт исламистского терроризма в Европе может очень скоро стать трагической реальностью.

[1] Global Terrorism Index 2014 Highlights. P.2. – Mode of Access: http://www.visionofhumanity.org/sites/default/files/Terrorism%20Index%20Facts.pdf

[2] Iraq and Syria: Who are the Foreign Fighters? // BBC News Middle East. 3 September 2014. – Mode of Access: http://www.bbc.

Global Terrorism Index 2014 Highlights

Сергей Веселовский, Доц. кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

23.01.2015

Источник: russiancouncil.ru