Подавляющее большинство российских граждан — 62% - знают о существовании «Исламского государства» и уверены, что эта организация представляет угрозу для международной безопасности. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного специалистами Фонда «Общественное мнение».

Треть опрошенных (30%) определили цели ИГИЛ как «терроризм, экстремизм, убийства, угрозы, запугивания». Некоторые (7%) назвали задачей организации пропаганду господства ислама в мире. Еще 6% - захват территорий.

Среди конкретных государств, которые могут оказаться объектами атаки боевиков, чаще всего респонденты называли Россию (11%), страны Европы (7%) и США (6%).

Почти половина наших граждан (28%), осведомлённых о существовании «черной угрозы», высказались за то, что Россия должна, объединив свои усилия с Западом, вступить в борьбу с «Исламским государством». Еще 8% уверены, что мы справимся с террористами самостоятельно. А 15% предпочли бы вообще не ввязываться.

По сравнению с результатами прошлого года, как отмечает РИА Новости, уровень информационности граждан об организации вырос: тогда только 39% респондентов заявили, что знают или «что-то слышали» об ИГИЛ, 54% - что слышат впервые.

Прокомментировать результаты нового исследования «СП» попросила старшего преподавателя кафедры общей политологии НИУ-ВШЭ, арабиста Леонида Исаева:

— То, что большинство людей у нас сегодня знают об «Исламском государстве» и считают необходимым вести с ним борьбу, свидетельствует о том, что ИГИЛ все-таки добивается тех целей, которых изначально хотело добиться. А именно — громко заявить о себе и поддерживать тот жуткий пропагандистский и информационный фон, который мы наблюдаем на протяжении последнего — особенно! — года. Для этого исламисты ведут пиар-кампанию дикими методами, которые потом демонстрируют мировые средства массовой информации. На протяжении многих месяцев «Исламское государство» — одна их главных тем новостей.

А когда вам постоянно говорят о существовании такого образования, показывают устрашающие «кровавые» киноролики, снятые по голливудским канонам, то, конечно же, это вызывает ответную реакцию. У кого-то — страх. Но вполне понятно и желание положить конец бесчинствам.

У большинства наших граждан складывается представление, что с этим злом нужно бороться. Потому что они же ведь не только США и страны Запада считают врагами. И нашу страну тоже. Как мы знаем, объявили Северный Кавказ частью своего халифата.

Поэтому результаты опроса мне кажутся вполне оправданными.

«СП»: — Удивляет, что 34% респондентов никогда не слышали о такой организации. ИГИЛ поставила «эстетику смерти» на поток. Почти две тысячи наших граждан воюют на стороне халифата. Вербовщики террористов (на днях стало известно) добрались до Хабаровска. История студентки Варвары Карауловой несколько недель была главной новостью ведущих телеканалов. А треть населения все равно ничего не знает об этом…

— Подозреваю, что это просто та часть населения, которая никогда не следит за новостями. Им просто до этого нет дела. Такая категория людей есть в любом обществе. Они живут исключительно своими проблемами. И абсолютно безразличны к любым феноменам, особенно к таким, которые находятся за пределами нашей страны.

Я и не думаю, что сто процентов нашего населения должны знать, что это такое — «Исламское государство». То, что знают 62%, — очень хороший результат.

Потому что, в принципе, то, что происходит на Ближнем и Среднем Востоке, для жителей нашей страны ни столь интересно. Это подтверждают любые соцопросы, которые проводились в России в отношении процессов, которые происходили в этом регионе. Даже события «арабской весны», шумевшие по всему миру в течение нескольких лет, у нас не вызвали того же резонанса.

То, что ИГИЛ удостоился узнаваемости среди наших граждан, уже показательно.

«СП»: — Ничего подобного просто не было в современной истории. Никогда вот так — «на камеру» не резали головы, не сжигали людей живьем. Понятно, когда нормальные видят эту средневековую дикость, их охватывает ужас. Но насколько продуктивна позиция тех, кто предлагает бороться сообща с этим злом?

— А как еще? Это самая разумная, на мой взгляд, позиция. Коль появилось такое образование, которому, действительно, до недавнего времени аналогов не было. Которое не скрывает своих агрессивных замыслов и угрожает не только соседним странам, но и всему миру. Такому образованию необходимо дать совместный отпор.

Понятно, что в мире оценивают ИГИЛ как действительно серьезную угрозу. А любую серьезную угрозу лучше всего решать, конечно, сообща. И не только со своими союзниками, но и с оппонентами.

С моей точки зрения, объединение усилий в борьбе с «Исламским государством», это самая разумная мысль, которая может прийти к человеку, если он видит в телевизоре то, что творят эти люди под черными знаменами.

«СП»: — А в принципе подобное зло можно ликвидировать? И чем здесь может помочь наша страна?

— Пока, я думаю, это сделать очень сложно. Просто потому, что «Исламское государство» — феномен еще слабо изученный. Его опасность и сложность борьбы с ним заключается в том, что традиционными методами его победить невозможно. Мы можем стереть с лица земли ту территорию, которую они сейчас занимают. Но это не гарантирует, что на свете не будет ИГИЛ.

Потому что ИГИЛ — это, прежде всего, образование не столько военизированное, сколько идеологическое. И борьбу с ним надо вести не только на поле боя, но и на идеологическом уровне. Сложность заключается именно в этом. Нужна контридеология. А ее пока не существует.

«СП»: — То есть, военными методами победить ИГИЛ невозможно?

— Думаю, что нет. Если бы проведение какой-то объединенной военной операции против ИГИЛ решило бы все проблемы — это давно бы сделали.

Вы можете сейчас объединить любые армии — хоть российскую с американской. И просто «зачистить» напалмом всю эту территорию, убив всех функционеров ИГИЛ. Вы убьёте конкретных людей. Но не сможете уничтожить предпосылки, которые послужили условием появления феномена под названием «Исламское государство».

Найдется другой аль-Багдади (Абу Бакр аль-Багдади, главарь боевиков, объявивший себя халифом «Исламского государства» — ред.), который создаст точно такое «государство». И они будут появляться каждый раз, пока вы не начнете бороться с идеологией ИГИЛ, которая на данный момент существует. А вот это самое сложное.

Научный сотрудник Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ Рафаэль Еникеев напомнил, что наша страна давно борется с международным терроризмом, в том числе и с ИГИЛ.

— Наши антитеррористические подразделения и военные непосредственно в конфликтах не участвуют. Но мы поставляем оружие Ираку и Сирии, которые больше всего пострадали от экспансии боевиков ИГИЛ. То есть, в этом плане политика Россия довольно четкая.

Именно так нам пока и стоит действовать. Отправлять в бой российских военнослужащих нет необходимости. Вмешиваться в какие-то конфликты не на нашей территории — на данный момент это лишнее.

«СП»: — А если возникнут какие-то ячейки ИГИЛ в России? Были же заявления, что боевики на Северном Кавказе уже присягнули их лидеру.

— Вот если начнется активизация боевиков на нашей земле, тогда, я уверен, будут предприниматься конкретные ответные шаги.

«СП»: — Можно вообще победить ИГИЛ?

— Победить ИГИЛ можно. Но для этого нужна четкая политическая воля. Причем, не только России, не только Ирака и Сирии, где те активно действуют. Но всего международного сообщества.

А до тех пор, пока будет вестись двойная игра… Когда Запад, с одной стороны, против ИГИЛ. С другой стороны — ему выгодно, что ИГИЛ распространяет свое влияние в Сирии. Потому что это ведет к осложнениям для президента Башара Асада. Чьего свержения добиваются американцы.

Пока не будут отброшены своекорыстные интересы, двойная игра — победить ИГИЛ невозможно.

Светлана Гомзикова

18.07.2015

Источник: svpressa.ru