Происходившие в течение последних дней вооруженные столкновения в ливанском г. Триполи поставили вопрос о том, что представляет собой новая политическая группа, называющая себя «Исламский ФАТХ» — непосредственный участник и организатор событий на севере Ливана.

Комментируя вновь вспыхнувшие в различных районах Ливана вооруженные столкновения, лондонская газета «Аш-Шарк Аль-Аусат» сообщала 21 мая, что первое упоминание о существовании «Исламского ФАТХа» относится еще к сентябрю 2006 г. Именно тогда один из якобы руководителей организации «Повстанческий ФАТХ (ФАТХ аль-интифада)», Шакер Аль-Абси (известный под псевдонимом Абу Хусейн), заявил о выходе его сторонников из ее рядов и занятии ими расположенного на ливанской территории лагеря палестинских беженцев Аль-Бадави. Казалось бы, речь шла о развитии процесса последовательного размежевания в рядах оппозиции, возникшей еще в первой половине 1980-х гг. в рядах ведущей палестинской организации того времени – возглавлявшегося Я. Арафатом ФАТХа. Причиной возникновения «Повстанческого ФАТХа», вышедшего из рядов ФАТХа и попытавшегося вооруженным путем ликвидировать его влияние в расположенных в Ливане палестинских лагерях, стали контакты между Я. Арафатом, с одной стороны, и иорданским королем Хусейном, а также египетским президентом Х. Мубараком, с другой. Эти контакты были направлены на достижение палестинского признания резолюции Совета Безопасности № 242 и в дальнейшем — на проведение под эгидой США прямых переговоров между иордано-палестинской делегацией и Израилем.

Тем не менее, сообщала далее «Аш-Шарк Аль-Аусат», по мнению многих экспертов, заявление Ш. Аль-Абси было всего лишь частью «хорошо поставленной комедии». Ее суть состояла в том, что реальным руководителем «Исламского ФАТХа» был сирийский гражданин, известный под псевдонимом Абу Мадин. Это доказывало, что новая группировка возникла в итоге деятельности сирийских спецслужб. Исламское же ее название – не более чем «элемент маскировки», призванный скрыть тех, кто содействовал ее созданию.

В любом случае, продолжала газета, боевики организации «Исламский ФАТХ» действуют в палестинских лагерях Аль-Бадави, Нахр Аль-Барид и Бурдж-аль-Бараджина. Их численность точно неизвестна — по разным оценкам, она колеблется от 50 до 250 вооруженных бойцов. Среди них «в основном фанатичные исламисты», представленные как палестинцами, так и выходцами из других арабских стран. Некоторые из этих боевиков имеют опыт вооруженного противостояния с американцами и шиитами в Багдаде и других районах Ирака.

Вместе с тем, по заявлению сирийского министра внутренних дел бригадного генерала Бассама Абдель Маджида, организация «Исламский ФАТХ» представляет собой «одну из ячеек «Аль-Каиды», планирующей проведение террористических акций на сирийской территории». Он же подчеркнул, что в «августе 2002 г. некоторые из членов этой организации, включая и Ш. Аль-Абси, палестинца, родившегося в 1955 г. в Иерихоне, имеющего иорданское гражданство, подвергались аресту в Сирии». Из слов сирийского министра внутренних дел вытекало также, что вскоре Ш. Аль-Абси был освобожден, перебрался в Ирак, где занимал «руководящий пост в иракской ячейке «Аль-Каиды» и был близок к Абу Мусабу Аз-Заркауи». В дальнейшем он вновь был арестован в Сирии, но не по обвинению в принадлежности к «Аль-Каиде», а потому, что «готовил операцию на Голанах, а также переправлял оружие в оккупированную Палестину». Любопытное сообщение, если иметь в виду, что Голанские высоты оккупированы Израилем, а словосочетание «оккупированная Палестина» в сирийской политической риторике обозначает Израиль.

«Аш-Шарк Аль-Аусат» сообщала также, что, по данным иорданских спецслужб, Ш. Аль-Абси заочно приговорен в Иордании к смертной казни за убийство в октябре 2002 г. в Аммане американского дипломата. Тогда же иорданские власти обратились к Сирии с просьбой о его выдаче. Сирийские власти не только не согласились удовлетворить эту просьбу, но и в 2005 г. освободили его, сняв обвинения в том, что он «готовил операцию» на Голанских высотах. Сразу же после своего освобождения, как отмечают в иорданской столице, Ш. Аль-Абси оказался в располагавшемся в ливанской Бекаа тренировочном лагере «Повстанческого ФАТХа», где и осуществлял подготовку подразделения боевиков этой организации, ставшего в дальнейшем основой организации «Исламский ФАТХ». Чуть позже, уже в сентябре 2006 г., Ш. Аль-Абси смог создать несколько групп своих сторонников в лагерях палестинских беженцев Бурдж-аль-Бараджина (на юге Бейрута), Аль-Бадави и Нахр Аль-Барид. Арест двух его последователей в декабре 2006 г. представителями ливанских властей вновь позволил утверждать, что его организация «тесно связана с сирийскими спецслужбами».

В свою очередь, другая лондонская газета, «Аль-Хайят», в номере от 21 мая 2007 г. сообщает некоторые дополнительные подробности об организации, называющей себя «Исламский ФАТХ». «Аль-Хайят», в частности, пишет, ссылаясь на свои источники в ливанском представительстве ООП, что «Исламский ФАТХ» не может рассматриваться как палестинская организация, это скорее «смешанная группировка, в которой представлены как палестинцы, так и другие арабы, включая ливанцев, обвиняемых ливанскими властями в подготовке террористических акций против центрального правительства». Это связано с тем, что палестинские лагеря и, в частности, лагерь Нахр Аль-Барид «выведены из-под юрисдикции ливанского государства». В любом случае, численность собственно палестинцев в рядах организации «Исламский ФАТХ» едва ли превышает 30% общей численности ее боевиков, оцениваемых «Аль-Хайят» в 500 человек (эта цифра называется ею потому, что, как подчеркивает газета, в последнее время усилилось проникновение боевиков из Ирака в Ливан через сирийскую территорию).

«Аль-Хайят» подчеркивает, что «Исламский ФАТХ» располагает значительными денежными средствами, позволяющими ему оказывать существенную материальную помощь жителям лагеря Нахр Аль-Барид, укрепляющую (как и браки с женщинами этого лагеря) там его позиции. Как и «Аш-Шарк Аль-Аусат», «Аль-Хайят» утверждает, что хотя Ш. Аль-Абси и является официальным руководителем организации, ее реальным главой выступает, тем не менее, «сирийский офицер, известный как Абу Мадин», которому помогает «другой сириец, действующий под псевдонимом Абу Лейс». Наконец, подготовкой осуществляемых организацией «Исламский ФАТХ» вооруженных выступлений, включая и последние события в ливанском Триполи, занимается «третий сириец – Абу Мазин».

По мнению «Аль-Хайят», сирийский контроль над этой организацией сочетается с тем, что сам «Исламский ФАТХ» должен рассматриваться в качестве «военного крыла наиболее радикальных палестинских организаций, самые известные из которых — “Джунд Аш-Шам (Воины Великой Сирии)” и “Ансар Алла (Бойцы Бога)”». Стоило бы заметить, что присутствующие в названии первой из этих двух группировок слова «Великая Сирия» должны интерпретироваться как указание на термин арабской исторической географии, означающий территорию, на которой ныне расположены современные государства региона – Сирия, Ливан, Израиль, Палестинская национальная администрация и Иордания.

По сообщению «Аль-Хайят», говоря о том, что «Исламский ФАТХ» выступает в качестве «военного крыла» палестинских радикалов, ее источники информации (в том числе и ливанское представительство ООП) имели в виду, что его силами осуществляется военная подготовка членов других организаций, которым также через «Исламский ФАТХ» оказывается финансовая поддержка. Наконец, ее формально исламский характер позволяет ее руководителям издавать фетвы, разрешающие проведение «экспроприаций» в ливанских банках, а также в офисах международных организаций, осуществляющих помощь жителям палестинских лагерей для беженцев. Целью этих «экспроприаций» является получение средств для ведения «джихада против неверных и отступников от ислама». Однако, по мнению газеты, цель нападений на банковские учреждения и представительства международных организаций — «отвлечь внимание от огромного финансового потока, поступающего извне и позволившего создать повсюду на севере Ливана укрепленные опорные пункты организации “Исламский ФАТХ”, способные нанести удар по стабильности этой страны».

Заключая информацию о событиях в Триполи, «Аль-Хайят» делает серьезный вывод, суть которого заключается в том, что эти события представляют собой «первое свидетельство» того, что палестинские радикалы стремятся к «возвращению к ситуации, существовавшей в Ливане до израильского вторжения в июне 1982 г. (заставившего ООП в конечном итоге покинуть эту страну. – Г.К.)». Это в свою очередь означает, что они будут «стороной, способной к активным действиям в случае, если будет предпринята серьезная попытка изменить внутриливанскую политическую ситуацию». В любом случае, действия организации «Исламский ФАТХ», по мнению «Аль-Хайят», доказывают, что они являются ответом радикалов на резолюцию Совета Безопасности ООН № 1559, требующую разоружения всех ливанских и действующих на ливанской территории неливанских вооруженных формирований. Однако, более того, эти действия – «послание тех региональных сил, под эгидой которых действуют прежде всего палестинские экстремисты». Это послание призвано подчеркнуть, что «региональные силы» могут вступить в «противостояние с ливанским государством, если действующие в этом государстве боевики решат обратиться к ним с просьбой о помощи» или же «если эти силы заявят о своем желании содействовать прекращению огня и восстановлению стабильности» в стране, которую они назовут «братским Ливаном».

Г.Г. Косач

Институт Ближнего Востока

21.05.2007