"Milli Görüş" - переводится с турецкого как "Национальный взгляд" и является политико-культурым брэндом, имеющим два значения.

В широком и неформальном - это название политико-цивилизационной платформы, озвученной в 1970 году молодым турецким ученым и политиком Неджметдином Эрбаканом в его одноименном Манифесте. Рождение этого Манифеста было следствием начавшегося в стране неформального исламского возрождения и формирования интеллектуальной среды сторонников "османского возрождения". Именно из этой среды вышли как представители публичного крыла "неоосманизма", так и "бойцы невидимого фронта", лоббирующие исламские и османские интересы и ценности внутри кемалистской системы.

Milli Görüş относится к публичному, политическому флангу исламского движения в Турции и было его первой попыткой самоорганизации аналогично обществу "Память" в России. В этой связи можно провести условные аналогии: клубы интеллектуалов - "Русская партия" внутри и около КПСС, Milli Görüş - турецкая "Память", а Эрбакан - Дим Димыч Васильев. С той ллишь разницей, что турецкий аналог, конечно, оказался много эффективнее и успешнее русского.

Первые, ограниченно успешные попытки Milli Görüş штурмовать турецкую власть происходили уже в 70-х годах. Кстати, мало кто знает или помнит, что ведь именно Эрбакан в 1974 году был тем министром правительства Эджевита, который пользуясь его отсутствием в этот момент в стране, осуществил ввод войск и успешную оккупацию (освобождение) турецкого Северного Кипра, что впоследствии стоило ему его поста.

Создаваемые им партии многократно запрещались и распускались, после чего он неустанно создавал новые и шел на выборы вновь и вновь, пока не стал премьер-министром в 1996 году, сумев продержаться у власти лишь год, о чем я уже писал. Однако все это осуществлялось под эгидой тех или иных партий.

Milli Görüş же превосходило не только партийные, но даже национально-государственные рамки. Оно стало широким движением, причем, следует отметить то важное обстоятельство, что Эрбакан сумел понять и оценить стратегическую важность турецко-мусульманской диаспоры в Европе, которая стала своего рода эпицентром и запасным аэродромом турецкого исламского движения в условиях прессинга секуляристов в самой Турции.

Его центром была избрана Германия с ее крупнейшей турецкой диаспорой, где и было основано движение Milli Görüş в узком, формальном смысле.

Эпохальным в этой связи стал мощный съезд движения в Кельне в 1993 году, в котором участвовали Эрбакан, его воспитанник Эрдоган и прочие "сливки" турецкого исламского движения. Я думаю, это стоит посмотреть, чтобы лучше понимать, кто такой нынешний лидер Турции Эрдоган и каков его генезис.

Что касается самой Турции, то после разгрома военной хунтой в 1997 году партии "Рефах" и последовавших репрессий (в т.ч. ареста Эрдогана), Milli Görüş сумело позже восстановиться под эгидой партии "Фазилет", однако, вслед за этим происходит раскол партии на две организации -Партии Справедливости и Развития, созданной Эрдоганом (по турецки АКР, что многие склонны расшифровывать как Аллах ва Коран Партиясы) и партии "Саадет", верной линии Эрбакана.

Успеха было суждено достигнуть более молодому, прагматичному и осторожному Эрдогану, в следствии чего он подвергался ревностной критике старика Эрбакана. Основная ее причина - курс Эрдогана на сближение с ЕС, который в огромной мере помог ему укрепить свою власть, и призывы к откровенному развороту на Восток. 
АКР фактически аккумулировала себе большую часть электората "Саадет", за которую сегодня голосует от 3 до 5% избирателей. Тем не менее, сами лидеры АКР чтят свои корни и не забывают отдать дань уважения своему наставнику и патриарху Эрбакану. На фото президент Турции Абдуллах Гюль, почтительно склоняющийся перед Эрбаканом.



В этих условиях эрбакановские структуры фактически концентрируются на активности НПО, выполняя более решительные действия, чем может себе позволить правящая партия. В частности, именно они были организаторами недавней "Флотилии мира", которая, однако, была полностью поддержана Эрдоганом.

Эрбакановская Milli Görüş является крупнейшей официальной исламской турецкой организацией не только Германии, но и всей турецкой диаспоры Европы, которая контролирует 514 мечетей (в Германии - 323), контролирует бизнес оборотом в миллионы евро и имеет в своих рядах порядка 87 000 членов. 

В настоящее время исламофобское лобби в ФРГ предпринимает попытки запретить или ограничить деятельность организации, однако, вряд ли эти попытки обернутся успехом - похоже, момент уже упущен. Сильной стороной организации является принцип сообщающихся сосудов между диаспорой и Турцией - при нажиме на нее в Турции она компенсирует его активизацией в диаспоре, при затруднениях в диаспоре - наоборот.

http://v-sidorov.livejournal.com/65495.html