С некоторых пор президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган перестал жаловать своего наставника, исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, находящегося в настоящее время в изгнании в США, в штате Пенсильвания.

На сей раз Эрдоган обвинил Гюлена и созданное им движение «Хизмет», которое турецкие власти именуют не иначе как Fethullah Terrorist Organization (FETO), в попытке государственного переворота в Турции, который, как известно, был подавлен с большими человеческими жертвами. А поскольку в этой стране, как считают власти, «гюленисты» пустили глубокие корни практически повсюду, включая государственные учреждения и силовые структуры, их арестовывают тысячами. Турция потребовала от США выдачи Гюлена — о деталях будет сказано ниже.

Но Эрдогану этого мало: в одном из своих недавних выступлений он заявил, что Турция и Азербайджан «являются членами одной семьи», и в последнем, как, впрочем, и во многих других странах, «гюленизм» укореняется все глубже, и с этим следует серьезно бороться. На призыв Эрдогана оперативно отреагировали Служба государственной безопасности (СГБ) Азербайджана и Генпрокуратура этой страны. По официальной информации, ими задержана группа лиц, подозреваемая в связях с движением Гюлена — среди них есть и оппозиционные политики.

Как заверил заместитель руководителя администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов, все сторонники организации Гюлена в стране будут выявлены, и «они никогда не смогут поколебать Азербайджан». Он подтвердил, что FETO связана с некоторыми оппозиционными силами в республике и пытается нанести ущерб азербайджанской государственности.

Видимо, азербайджанские власти верят в то, что Гюлен и его команда пытаются сменить режим Алиева так же, как и скинуть Эрдогана, причем не без деятельной поддержки США, и напуганы этим. Как пишет Haqqin.az, «гюленизм» открыто поддерживает «концепцию кооптации прозападной азербайджанской оппозиции с новоиспеченным политическим исламом», и «гюленисты» направили все усилия на подрыв алиевской власти».

Напомним, что еще недавно в этом обвиняли азербайджанских нурситов, в рядах которых была проведена капитальная чистка. Вообще же сейчас в Азербайджане считают, что нурситы и «гюленисты» — это, в принципе, «одно и то же», поскольку первые замешаны в «пропаганде теократии и мессианства пенсильванского затворника», то есть Гюлена.

Но, заметим, до недавнего времени структуры, финансируемые, как сейчас акцентируется, фондами Гюлена, в Азербайджане особо не притесняли. Видимо, толчком к соответствующим действиям стали события в Турции и связанное с ними имя исламского проповедника. Сейчас в Баку и Анкаре твердят о необходимости закрытия «кузниц Гюлена», а, говоря проще, азербайджанский и турецкий лидеры видят в них ту силу, которая может устроить в их странах подобие «арабской весны».

Как пишет Haqqin.az, «После полнейшего разгрома нурсистской сети в кабинетах азербайджанской власти, гюленистская ложа, выступающая в комбинациях американских спецслужб, в качестве главного и весьма эффективного средства манипулирования политической ситуацией, осознав тщетность попыток расколоть властную элиту Азербайджана путем усиления внутри нее прогюленовской фракции, сделала ставку на укрепление радикальной оппозиционной фронды». А вот этого президент Азербайджана Ильхам Алиев точно не потерпит. Равно как и того, что, по данным вышеуказанного издания, «Запад планировал выпестовать из Гюлена своего рода мусульманского Мартина Лютера».

Если все это соответствует действительности, то Баку и Анкара сейчас совершенно сознательно идут на открытое противостояние как минимум с США, которые наверняка не выдадут Гюлена Турции — 75-летний проповедник заочно приговорен на родине к пожизненному заключению. И дело даже не в этом, а в том, что экстрадиция Гюлена станет плохим звоночком для тех, кто проводит интересы США за пределами этой страны: сразу поднимется шум по поводу того, что американцы «сдают своих», не защищают их, и с ними нельзя иметь дело.

В свою очередь, отказ Штатов от выдачи Гюлена даст Анкаре основание обвинить американцев в поддержке терроризма, одним из «отцов» которого турецкие власти считают или делают вид, что это так, влиятельного проповедника. Разумеется, еще большее обострение турецко-американских отношений отразится на взаимодействии НАТО и Анкары. В Турции уже началась дискуссия на тему «А нужно ли нам НАТО?» и ее военные базы, включая «Инджирлик» для нанесения авиаударов по «Исламскому государству» (запрещенная в РФ группировка).

Но похоже на то, что к ситуации вокруг Гюлена притянута и Россия. Цитата из уже приведенного азербайджанского издания: «Казалось бы, политические процессы в Турции для Запада были более чем предсказуемыми. Но, как и в 2013 году, осуществление новой концептуальной разработки в Стамбуле нарушил фактор Эрдогана.  И, конечно же, своевременное и решительное вмешательство Путина. Именно Россия, как в 2013 году, так и в дни последнего столкновения гюленистов с Эрдоганом, неожиданно вступив в игру, сокрушила глобальный план по свержению нынешнего турецкого президента. … Более того, неожиданно для Запада кемалисты, которые после долгого тюремного заключения были амнистированы Эрдоганом и поддержали его, вступив еще в январе 2016 года в тайные переговоры с Москвой… Как сейчас выясняется, Эрдоган знал об этих переговорах, и всячески пытался предотвратить последствия провокации адептов-генералов-гюленистов, которые, столкнув турецкого президента с Россией накануне захвата власти в Анкаре, всячески старались лишить его последнего политического союзника — Кремля».

В общем, получается так, что Россию и Турцию «стравил Гюлен», и Эрдоган тут ни при чем, что весьма сомнительно, но достаточно удобно в свете российско-турецкого примирения. Однако достаточно убедительным видится предположение, что режим Эрдогана устоял благодаря неизвестным широкой публике «маневрам» России. Тут возникает два вопроса: проявит ли Москва такое же «великодушие» для сохранения режима Алиева в Азербайджане, и действительно так ли страшен Гюлен, как его пытаются представить власти Турции и Азербайджана?

Депутат азербайджанского парламента, директор Института кавказоведения Национальной Академии наук Муса Гасымлы (его цитирует бакинский Sputnik), считает, что «Все религиозные течения, которые не являются традиционными для нашей страны и народа, в особенности радикальные, я считаю прямой угрозой национальной и государственной безопасности страны. Против них надо вести борьбу при помощи жестких законов».

Но что такого страшного проповедует Гюлен, и почему разошлись его пути с Эрдоганом?  По имеющимся данным, он является автором более 60 книг, посвященных месту ислама в современном мире, роли образования, проблеме духовности, морали, вопросам экономики и, конечно, судьбе Турции. Гюлен — сторонник умеренного суфийского ислама, и официально акцент им делается на толерантности, воспитании молодежи в исламских традициях, но вместе с тем — открытости всему миру, необходимости диалога различных цивилизаций и конфессий. Проповедник отдает предпочтение многопартийной демократии, выступает против терроризма и подчеркивает, что религиозная жизнь не должна пересекаться с политической.

В общем, вроде ничего крамольного в позиции Гюлена, который уделяет большое внимание образованию и имеет, как говорят, миллионы своих последователей в мусульманских и западных странах, не наблюдается. Но идеи свои он продвигает весьма энергично — количество учрежденных им и «Хизмет» школ, а также других образовательных учреждений перевалило за три сотни, и охватывают они порядка ста стран мира.

Говорят, что школы Гюлена преимущественно общеобразовательные, причем преподавание в них ведется на очень высоком уровне. Но чем еще «питают» в них учащихся — неизвестно. Во всяком случае, не тем, что входит в противоречие с законодательством США и стран Запада, в которых учебные заведения Гюлена, в отличие от Турции и Азербайджана, власти не закрывают.

Что же до взаимоотношений Эрдогана и его бывшего наставника и единомышленника, последний активно поддерживал президента Турции со дня его прихода к власти в 2002 году. Собственно, многие эксперты считают, что Партия справедливости и развития Эрдогана стала правящей именно благодаря поддержке Гюлена. Но с течением времени исламского проповедника перестал устраивать отход Эрдогана от демократии и реального сближения с Западом, о чем он говорил открыто: президент Турции, как известно, критику не терпит. Он стал обвинять Гюлена в антигосударственной деятельности, преследовал его сторонников, увольнял их с работы и вообще не давал им никакого продыха.

В общем, трудно сказать, действительно ли Гюлен был вдохновителем и организатором попытки военного переворота в Турции (сам он это категорически отрицает), или Эрдогану позарез нужен был «стрелочник» с громким именем, и в качестве такового живущий в США американский проповедник и политический оппонент турецкого президента является идеальной фигурой.

Но вернемся к собственно Азербайджану, где началось уничтожение «гюленовской сети», которая, по неофициальной информации, стала «проникать» в республику еще в 1990 году, но ее не замечали — или делали вид, что не замечают. Теперь же, учитывая реальный или мнимый фактор Гюлена в попытке военного переворота в Турции, в Азербайджане отношение к «гюленистам» изменилось: а как же, «ведь мы — один народ», а значит, и угроза у этого «одного народа» —  общая. И вообще, как говорят, люди Гюлена добрались до «золотой жилы» Азербайджана — государственной нефтегазовой компании SOCAR. Если это не «утка», то дело серьезно, поскольку оно не могло обойтись без участия западных политических лоббистов.

Но столь массированное преследование «гюленистов» — это палка о двух концах. В Азербайджане говорят, что влияния у последователей опального проповедника в республике нет. Но в таком случае, для чего их преследовать, создавать вокруг них ареал мучеников, что автоматически приведет к увеличению числа сочувствующих, если не последователей? Не лучше ли проявить толерантность, если речь не идет о совершении уголовных преступлений, замешанных на политике или религии? Или угроза «гюленистов» была придумана потому, что на смену власти в Турции и Азербайджане давно нацелились определенные круги на Западе, и власти этих двух стран на примере не лояльных к ним лиц продемонстрировали, что может произойти с теми, кто не поет им осанну.

Словом, сказать определенно, откуда «растут ноги» у гонений на «гюленистов», не представляется возможным. Факт, однако, что гонения эти множат недовольство непровластного электората и в Турции, и в Азербайджане, а это само по себе уже тревожно. И здесь важно, чтобы Эрдоган и Алиев не перехитрили самих себя.

Тут небезынтересно узнать, как отреагировал сам Гюлен на аресты его последователей в Азербайджане. Бакинские СМИ растиражировали интервью бывшего координатора организации проповедника на Кавказе и управляющего его школами в Грузии Хаяти Кучука турецкому изданию Sabah. В нем он рассказал, что во время одного из совещаний в Пенсильвании Гюлену позвонили из Азербайджана и сказали, что «Ильхам Алиев притесняет «гюленистов» и мешает их нормальному функционированию». На что проповедник будто бы ответил следующее: «Пусть они не вынуждают меня сбросить их в Каспий». Как заверил собеседник турецкого издания, «такова реальность и правда».

А сам он, то есть Гюлен, в интервью телекомпании Al Arabiya коснулся и российского фактора в турецкой политике. «Сейчас у Турции много проблем. И я думаю, что эти шаги олицетворяют собой отчаянные действия из-за недостатка альтернативных вариантов», — сказал проповедник, отвечая на вопрос, считает ли он сближение Турции с Ираном и РФ новым курсом во внешней политике или способом давления на Запад.

По словам Гюлена, «примерно во время крушения самолета они (руководство Турции) угрожали России, а теперь пытаются с ней сблизиться. … Но нужно понимать, что  Путин — очень умный человек, очень умный лидер, и я не думаю, что действия Эрдогана смогут легко ввести его в заблуждение».

Ирина Джорбенадзе

25.08.2016

Источник: rosbalt.ru