Деятельность в Америке

Как и в других странах, присутствие «Таблиги Джамаат» в США и Канаде значительно, однако достоверной информации мало. Миссионерская деятельность в Соединенных Штатах — сравнительно новое явление, а «Таблиги Джамаат» стала развивать ее с первой большой волной мусульманской эмиграции в конце 1960-х, последовавшей за реформой иммиграционной системы 1965 года. Этот период совпал с началом массированного финансирования саудовскими источниками исламской активности в немусульманских странах с целью способствовать распространению ваххабитского влияния[22]. Условия, в которых «Таблиги Джамаат» и ваххабиты оказались в Америке, не только были схожи с западноевропейскими, но и имели особенности, облегчавшие проникновение радикального ислама. Во-первых, ислам, по крайней мере организованный, был для Америки существенно новой религией, он не имел здесь ни традиций, ни сколько-нибудь значительной истории. Действительно, Мусульманская студенческая ассоциация, предтеча всех местных суннитских организаций подобного рода, была создана только в 1963 году.

В отсутствие укоренившегося, традиционного мусульманского сообщества, а также в связи с тем, что практически все американские мусульмане в то время были иммигрантами, ислам в Соединенных Штатах распространялся под сильным иностранным влиянием. Другой фактор, способствовавший быстрому формированию аудитории «Таблиги Джамаат» в США, заключался в том, что большинство мусульманских иммигрантов того времени прибыли в страну из Пакистана или из Южной Азии и говорили на урду — общепринятом языке движения.

Данные условия и готовность контролируемых из Саудовской Аравии активистских и благотворительных организаций тратить значительные суммы денег на подкуп и кооптацию местного религиозного истеблишмента определили ситуацию, при которой на сегодняшний день радикальное ваххабитско-деобандийское понимание ислама доминирует среди американских мусульман.

Другим специфически американским обстоятельством, позволившим «Таблиги Джамаат» быстро достичь значительных успехов в обращении американцев в ислам, было присутствие группировки «Исламская нация». Эта организация была основана в начале 1930-х годов Элия Мохаммедом; несмотря на то, что ее члены называли себя мусульманами, она имела мало общего с традиционным исламом, а являлась, по сути, харизматической сектой, проповедующей идеи социального сепаратизма среди темнокожего населения. За годы своего существования «Исламская нация» разделилась на две соперничающие фракции, в свою очередь раздираемые внутренними конфликтами. Таким образом, сторонники этой группировки с энтузиазмом восприняли появление на американской сцене ТДж с его явной обособленнической риторикой, резкой критикой американского общества как расистского и деспотического. Осознав открывающуюся возможность, лидеры ТДж и ваххабитов сосредоточились на миссионерской деятельности среди афроамериканцев, в частности среди таких уязвимых слоев, как темнокожие заключенные. Очевидно, в этом они достигли существенного успеха.

При этом обращение афроамериканцев рассматривалось не только как долгосрочная основа распространения ислама в Америке, но и как существенная политическая цель. Об этом свидетельствует следующее высказывание одного из симпатизирующих «Таблиги Джамаат»: «Исламское сообщество должно помнить, что завоевание умов темнокожих мусульман является не только религиозным долгом, но и соответствует нашим практическим интересам. Их голоса могут придать мусульманским иммигрантам политический вес, необходимый им на каждом шагу проведения в жизнь своих целей. Таким образом, исламские страны — Саудовская Аравия, Малайзия и Пакистан и др. — должны использовать все свои силы, финансы и миссионерские навыки для расширения и консолидации темнокожего мусульманского сообщества в США. Кроме религиозной мотивации, надо понимать это как долгосрочное инвестирование в колоссальный потенциал оказания поддержки делу ислама в таких регионах, как Палестина, Босния или Кашмир — уравновешивая, хотя бы частично, коррумпирующее влияние мощного индо-израильского лобби»[23].

Итогом активной проповеднической деятельности «Таблиги Джамаат» и ваххабитов можно считать то, что американские мусульмане на 40 процентов представлены афроамериканцами, которые составляют 85–90 процентов обращенных в ислам американцев. Подобный успех вселил в сторонников ТДж и прочих радикалов веру в то, что возможно повернуть Америку в сторону исламских целей путем еще более активной пропаганды среди темнокожих. Президент Исламского исследовательского фонда в Луисвилле, штат Кентукки, активно выступающий в поддержку миссионерской деятельности «Таблиги Джамаат», особенно в исправительных учреждениях, заявляет, что «если все афроамериканские братья и сестры станут мусульманами, мы сможем изменить политический ландшафт Америки», а также «сделать американскую внешнюю политику происламской и дружественной к мусульманам»[24].

Особое внимание, уделяемое обращению афроамериканцев и привлечению их к участию в исламских делах, привело к заметной радикализации темнокожих неофитов и их растущей вовлеченности в террористическую и преступную деятельность. Пользующаяся поддержкой «Таблиги Джамаат» террористическая группировка «Харкат-уль-Моджахеддин» хвасталась, что в ее лагерях проходят обучение десятки воинов джихада — афроамериканцев; при этом есть свидетельства, что неустановленное их число погибло, выполняя теракты в Афганистане и Кашмире. В самих Соединенных Штатах существующая с начала 1980-х годов и связанная с «Таблиги Джамаат» афроамериканская организация «Джамаат ульФукра» причастна к осуществлению актов насилия в отношении мнимых врагов ислама. Она была создана под руководством хорошо известного пакистанского экстремиста Мубарака Али Гилани, в свою очередь, тесно связанного с «Харкатуль-Моджахеддин» и «Аль-Каидой». «Уль-Фукра» исповедует социальный сепаратизм, схожий с тем, что проповедует «Таблиги Джамаат»; члены этой организации устраивают обособленные групповые поселения в сельской местности ряда штатов. Согласно заключению Госдепа США, включившего в 1998 году «уль-Фукру» в список террористических организаций, она ответственна за проведение серии убийств и организацию взрывов против «еретиков» среди евреев и индуистов. В целом же она провозгласила цель «добиваться очищения ислама через насилие»[25]. Как бы там ни было, но в последние годы «уль-Фукра» существенно ограничила или прекратила акты насилия, и Госдеп больше не числит ее в списках террорических организаций.

Еще одной экстремистской организацией, связанной с «Таблиги Джамаат» и ведущей исламскую религиозную деятельность в США, является базирующаяся в Пакистане «Танзими Ислами». Во главе ее находится давний член «Таблиги Джамаат» мусульманский фанатик Исрар Ахмед, являющийся страстным сторонником «Талибана» и насильственного джихада в более широком смысле. Он регулярно организует пропаганду исламского экстремизма среди американских мусульман посредством хорошо организованных кампаний рассылки факсимильных и электронных сообщений. К примеру, сразу после 11 сентября он завалил мусульманские организации в США посланиями, в которых Израиль обвинялся в причастности к совершенным терактам, позже он запустил схожий пропагандистский механизм, направленный против военных действий Соединенных Штатов в Афганистане и Ираке. Часто выступая на исламских конференциях и других мероприятиях в США, Ахмед всякий раз прибегает к подстрекательской риторике, призывая аудиторию готовиться к «моменту выяснения истины между мусульманским и остальным миром, захваченным евреями»[26].

«Таблиги Джамаат» прочно обосновалось во всех американских мусульманских общинах, однако из-за присущей этому движению скрытности трудно оценить масштабы его активности и влияния, оказываемого им на направление развития ислама в США. Наблюдатели его деятельности сходятся во мнении, что штаб-квартира движения находится в мечети Аль-Фалах в Куинсе (Нью-Йорк); миссионеры — преимущественно выходцы из Южной Азии, и они регулярно посещают практически все суннитские мечети и исламские центры в стране. Отчасти из-за того, что «Таблиги Джамаат» не зарегистрировано в установленном порядке в Соединенных Штатах, о нем существует совсем немного официальной информации, и не известно ни о каком отслеживании активности его членов[27].

Без сомнения, «Таблиги Джамаат» играет значимую и все возрастающую роль в пропаганде радикального суннитского ислама в Соединенных Штатах. Почти наверняка это движение является крупнейшим среди мусульманских организаций в стране и далеко превосходит все, специализирующиеся на проповеди ислама. По оценке одного из немногих исследователей, пишущих о «Таблиги Джамаат», по состоянию на 2002 год в США находилось около 15 тысяч сподвижников ТДж, до тысячи из которых сосредоточены в Нью-Йорке[28]. Ситуация в Америке имеет ту особенность, что здесь отмечается гораздо более тесное сотрудничество «Таблиги Джамаат» с политически активными мусульманскими организациями по сравнению с тем, как это выглядит в странах с более традиционными исламскими институтами. Такой феномен отчасти объясняется близостью идеологии этого миссионерского движения с ваххабитско-салафийско-деобандийской интерпретацией ислама, доминирующей в американском мусульманском сообществе до такой степени, что многие обозреватели называют их ваххабитским лобби[29].

Есть косвенные, но убедительные свидетельства того, что «Таблиги Джамаат» самым тесным образом связана с «Исламским кругом Северной Америки» (“Islamic Circle of North America” — ICNA) — главным игроком в американском мусульманском истеблишменте[30]. Хотя точные параметры этого сотрудничества неизвестны, есть много пугающих совпадений между моделями построения и методами двух организаций. Отпочковавшись в 1968 году от Мусульманской студенческой ассоциации, «Исламский круг» (ИК) вначале имел в своем составе в основном выходцев из Пакистана и Южной Азии (таков же состав членов «Таблиги Джамаат» на территории Америки), а языком общения внутри организации до 1980 года оставался урду. Деятельность ИК также сосредоточена на проповеди ислама, и его методы, без сомнения, заимствованы у «Таблиги Джамаат». Например, члены этой организации также организованы в группы численностью до восьми человек, называемые «соседскими сетями» (NeighborNets), от которых требуется выполнение пропагандистских миссий.

Как и в случае с «Таблиги Джамаат», ИК требует от своих членов полной отдачи проповеднической работе, в результате чего они фактически становятся штатными миссионерами. Члены Общего собрания (так именуются все сподвижники «Исламского круга», прошедшие испытательный срок и доказавшие преданность делу организации) обязаны посвящать проповеди среди мусульман 24 часа в неделю, два часа — пропаганде среди немусульман и четыре часа — работе на саму организацию, все это не считая посещений регулярных собраний. Предполагается, что каждый мужчина или женщина в рядах ИК своими усилиями привлечет в Общее собрание хотя бы одного нового члена в год. Они должны присутствовать на всех мероприятиях ИК, если только не получат освобождение лично от главного руководителя ИК — эмира. Учитывая, что члены ИК отдают организации по 30 часов в неделю, не считая пятикратных ежедневных молитв, понятно, что, как и адепты ТДж, они не могут позволить себе иметь обычную работу. Отсюда возникает вопрос, каким образом сподвижники ИК содержат себя материально и как финансируется вся организация.

Еще одной параллелью между «Таблиги Джамаат» и ИК является практически неограниченная власть их лидеров внутри организации, а эмир ИК еще и назначает членов консультативного совета — шуры. Далее, родство этих двух обществ подтверждается и общим пристрастием к ведению пропагандистской работы среди афроамериканцев, а ИК имеет давние и тесные связи с Американским мусульманским обществом, крупнейшей и наиболее известной организацией, представляющей темнокожих американцев на протяжении многих лет. «Исламский круг» к тому же является единственной мусульманской организацией в США, почитающей основателя движения ТДж Моулану Ильяса как одного из великих исламских героев[31]. Американская организация также переняла практику проведения ежегодных собраний-бдений, схожих с теми, что проходят в Райвинде и Дакке; причем ИК, возможно, удается проводить крупнейшие мероприятия такого рода в Северной Америке. В июле 2003 года собрание в Филадельфии привлекло около 15 тысяч участников.

Существует реальный симбиоз между «Таблиги Джамаат» и «Исламским кругом Северной Америки» или нет, деятельность по обращению в радикальный ислам на территории США больше не является прерогативой странствующих миссионеров из-за рубежа — она уже пустила местные корни. «Таблиги Джамаат», возможно, таким образом обживается и устраивается надолго. Ее цели, однако, не становятся от этого менее радикальными.

Статья опубликована в журнале "Отечественные записки", № 5, 2003

Алекс Алексиев