3 февраля 2009 года Генеральная прокуратура Кыргызстана внесла исковое заявление в Первомайский районный суд Бишкека о признании международной религиозной организации «Таблиги Джамаат» террористической и экстремистской.

О «Таблиги Джамаат» известно немного, но большинство исследователей указывает на миролюбие и умеренность последователей этого движения. Так, Алекс Алексиев в статье «Таблиги Джамаат» - невидимый легион джихада говорит об общепринятом восприятии «таблигов»: «Общество «Таблиги Джамаат» не выказывает никакого интереса к участию в политике, избегает открытого ее обсуждения и добилось того, что не вызывает настороженности правительств и воспринимается как чисто пиетистское объединение. В результате практически с самого начала своего существования «Таблиги Джамаат» приобрело образ движения, стремящегося, прежде всего, к укреплению веры, самосознания и духовному развитию личности, не вмешивающегося в политику и сферу светских отношений».

Член научного совета Московского Центра Карнеги, доктор исторических наук Алексей Малашенко также уверен, что «Таблиги Джамаат» не радикальны:

- «Таблиги Джамаат» не имеют отношения к терроризму. К ним, конечно, цепляются: «Таблиги» достаточно независимо себя держат, и деньги у них есть, - но это не «Аль-Каида», и как к террористам к ним довольно трудно придраться. Хотя спецслужбы их отслеживают, конечно, - считает Алексей Малашенко.

Движение «Таблиги Джамаат» (официальный веб-сайт – Dartabligh.org) было основано в 1927 году неподалеку от Дели богословом деобандского направления ислама Мауланой Ильясом. Деобандская исламская доктрина отличается радикализмом и нетерпимостью к другим формам вероисповедания, в том числе к шиизму, и основана на убеждении, что ислам должен вытеснить все другие религии.

Маулана Ильяс, надеясь оживить в людях мусульманское сознание, отправлял проповедовать ислам странствующих миссионеров – таблигов. Таблиги не имели духовного сана, часто сами было довольно необразованны, но, объединяясь в группы-«джамааты», они отправлялись в те районы, где исламу грозила, по их мнению, особая опасность, и начинали проповедовать «от двери к двери».

«Организуя этих довольно необразованных, но обладающих исключительным энтузиазмом мусульман, - пишет А.Алексиев, - Ильяс давал им выдержки из Корана, подчеркивавшие приоритет практики и добродетели над глубоким пониманием основ веры и нюансов исламских законов. Этот подход показал высокую эффективность, и к моменту смерти Ильяса в 1944 году «Таблиги Джамаат» распространилось по всей Индии».

«Таблиги Джамаат» и сегодня – организация проповедников ислама. Собираясь в группы человек по десять-двенадцать в азиатских странах и по три-пять – в других частях света, «таблиги» направляются в разные части мира, останавливаются в мечетях, проповедуя «от двери к двери». «В группах поддерживается жесткая дисциплина и строгое подчинение лидеру. Изначально миссионеры направлялись из Южной Азии и находились в странствии по четыре-пять месяцев, пользуясь приютом в мечетях, основываясь на традиции оказания гостеприимства находящимся в пути мусульманам. В Западной Европе и США члены «Таблиги Джамаат» останавливаются исключительно в спонсируемых саудовскими ваххабитами мечетях и исламских центрах, существующих на сегодняшний день почти во всех крупных западных городах. Заинтересованных местных мусульман и потенциальных неофитов приглашают на еженедельные семинары, обычно проводимые старшими проповедниками, а после прохождения необходимой подготовки их самих отправляют для осуществления «харуджа». Члены «Таблиги Джамаат» подчиняют свою жизнь движению и становятся профессиональными миссионерами. От активистов «Таблиги Джамаат» требуется посвятить сорок дней в году, три дня в месяц, две вторые половины дня в неделю и два часа каждый день работе на организацию; кроме того, они обязаны жестко соблюдать правила ежедневных молитв», - пишет вышеупомянутый А.Алексиев.

Проповедь или вербовка?

Если «Таблиги Джамаат» - это мирные проповедники ислама, то почему генпрокуратура Киргизии просит признать их террористической организацией? В цитированной уже статье Алекс Алексиев недвусмысленно заявляет, приводя множество фактов и следственных данных, что «Таблиги Джамаат» действует, прямо или косвенно, как вербовщик для террористических организаций. Он говорит, что при расследовании многих террористических актов так или иначе «всплывали» связи террористов с «таблигами», или выяснялось, что террористы поддерживали идеи «таблигов», или хранили литературу проповедников. «Если об этом обществе что-либо известно в Соединенных Штатах, так это только из-за того, что во всех получивших известность случаях, когда американские граждане вступали или пытались вступить в группы активистов джихада на территории страны, они оказывались связанными с миссионерами «Таблиги Джамаат». Это движение стало движущей силой исламского радикализма и основным вербовщиком исполнителей экстремистских акций и террористических актов по всему миру. Документально подтверждены множество случаев, когда лица, принадлежащие к «Таблиги Джамаат», совершали террористические акты», - пишет А.Алексиев.

Исследователь предполагает, что «везде используется практически одна и та же методика вербовки молодежи. После присоединения к ячейке «Таблиги Джамаат» в местной мечети или исламском центре и исполнения нескольких проповеднических миссий в своей округе наиболее активных из новичков приглашают на четырехмесячную дополнительную подготовку в центре «Таблиги Джамаат» в окрестностях города Райвинда (Пакистан, штат Пенджаб). По прибытии в Пакистан они встречаются с представителями террористических групп, сотрудничающих с «Таблиги Джамаат», и получают предложение пройти военную тренировку. Большинство, очевидно, соглашаются».

Однако даже выход на «Таблиги Джамаат» после расследования многих терактов не дал поводов европейскому и американскому правосудию объявить эту организацию террористической. И тут возникает вопрос: может, в самих проповедях ислама «в редакции» «таблигов» есть нечто, вызывающее в людях желание идти дальше, в группировки, которые уже непосредственно взрывают и убивают? Есть в идеологии «Таблиги Джамаат» что-то, что допускает, а может, и подразумевает такой ход мыслей? Этот вопрос корреспондент «Ферганы.Ру» задал научному сотруднику Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. Ломоносова Петру Топычканову.

- Да, в идеологии «Таблиги Джамаат» есть то, что допускает уход в террористические организации, - это Джихад. Джихад является одной из основ этого движения. Но в классической идеологии говорится о внутреннем Большом джихаде, который не подразумевает насилия. Однако есть еще и Малый джихад, который уже это насилие может подразумевать. Нужно понимать, что многие, испытавшие влияние «Таблиги Джамаат», уходят потом «в свободное плавание» и вполне могут перейти от Большого джихада к Малому, понимая его и как террористическую деятельность, и как борьбу с европейскими ценностями, и так далее.

Большой джихад, который проповедуют «Таблиги Джамаат», предполагает исправление, улучшение человека. Так, мусульманин должен знать Коран, традиции, должен правильно вести себя: любить юных, уважать старых. Ведь «Таблиги Джамаат» начиналось с призыва основателя Мауланы Ильяса: «Мусульмане, будьте мусульманами!» И обыватели - не ортодоксы, не члены международных религиозных организаций - во время дружеских бесед с проповедниками «Таблиги Джамаат» постепенно вовлекаются в движение, становясь его активными членами. Человек начинает осознавать, что у него есть религиозный долг, обязательства перед мусульманской общиной. И такого человека уже могут использовать террористические организации. В «джамаате» может оказаться один, имеющий связи с террористами. Но другие члены группы могут и не знать о его «ориентации». Сейчас, когда спецслужбы стараются отслеживать все проявления экстремизма, афишировать свою принадлежность к террористической организации никто не станет, - это опасно.

«Фергана.Ру»: - «Таблиги Джамаат» вмешиваются в политику? Или их задача – только проповедь?

П.Топычканов: - «Таблиги Джамаат», или «Исламская миссия» - это очень влиятельное направление политического ислама школы деобанди. В Индии есть два центра политического ислама: в Барелви и в Деобанде. Особенностью политического ислама, который зародился в Деобандском исламском университете, было то, что поначалу их устраивала демократическая и секулярная власть, которая бы не вмешивалась в жизнь мусульманской общины. Только в этом случае им будет позволено свободно проповедовать и распространять ислам, и таким образом Южную Азию можно будет мирным путем превратить в исламский регион. Просвещение является опорой этой системы, поэтому под контролем Деобанда так много школ, медресе и исламских университетов по всему миру. Талибы, например, тоже утверждают, что они – последователи деобанди, хотя старцы деобандского университета говорят, что они не признают воинственный ислам, что ислам – религия мира и любви.

«Таблиги Джамаат», или «Исламская миссия», - действует в Индии как миссионерская организация, а в Пакистане уже влилась в государственный аппарат. В 1980-е годы, когда шла война в Афганистане, пакистанский диктатор Зия уль-Хак разрешил деятельность «Таблиги Джамаат» в вооруженных силах, и в Пакистане создавалась сеть различных организаций, объявивших Малый джихад советским войскам. И теперь те офицеры, которые попали в те годы под влияние «Исламской миссии», «доросли» до чинов полковников, подполковников и бригадных генералов. Под давлением США пакистанские власти начинают сегодня «зачищать» ряды от сторонников «Таблиги Джамаат», но связи отставных военных с военными, действующими в вооруженных силах страны, остаются довольно сильными.

«Фергана.Ру»: - Тогда что могут означать начавшиеся гонения на «Таблиги Джамаат» в Киргизии?

П.Топычканов: - Я не очень представляю, на основании каких доводов можно запретить эту организацию. Меня это удивляет. Даже в тех странах, где «Таблиги Джамаат» работают довольно активно и где члены этой организации могут быть, действительно, связаны с терроризмом: в Пакистане, и Индии, в Великобритании, - и там «Таблиги Джамаат» продолжает действовать, и авторитет этой организации признается обществом. А в Киргизии… Может, это связано с тем, что успех операции в Афганистане под вопросом, и все боятся: а вдруг США свернет там свою деятельность? Кризис, ситуация каждый день меняется… А ограничение американской операции в Афганистане очевидно поднимет авторитет талибских или джихадистских организаций. И может, киргизские власти работают «на опережение» и пытаются ограничить влияние исламских организаций. Тогда в этом есть логика и взгляд на перспективу. Рост авторитета исламистов не должен привести к появлению исламских государств в Центральной Азии.

«Фергана.Ру»: - В «южной столице» Киргизии Оше довольно часто можно видеть членов «Таблиги Джамаат»: группа из нескольких человек, в пакистанской одежде… Они могли приехать туда из Пакистана?

П.Топычканов: - Конечно. В Деобандийском университете учатся ребята из Средней Азии, они приезжают туда по каналам «Таблиги Джамаат», знакомятся там с единомышленниками из других стран… И потом они обязаны участвовать в этих поездках, в таблигах. Во время поездки человек полностью принадлежит организации, оставляет дома семью, если она есть… Но среди активистов «Таблиги Джамаат» много молодежи, и они, как правило, бессемейные. В Индии и Пакистане, например, мусульмане очень бедны, и у молодежи – ограниченные возможности получить образование или тем более работу: там часто, чтобы получить среднеоплачиваемую работу, нужно пройти конкурс в 600 человек на место. И для очень многих молодых людей участие в подобных проектах, миссиях, оказывается чуть ли не единственным способом проявить себя и обрести смысл жизни. И они самоотверженно занимаются этим, потому что участие в миссии дает возможность самореализации.

Кто, откуда, сколько…

Неизвестно, сколько человек причисляет себя к «Таблиги Джамаат». «Это довольно размытая организация, - говорит Петр Топычканов. – Группы, которые ездят и активно проповедуют, постоянно расширяются, появляются новые люди, которые начинают ассоциировать себя с «Таблиги Джамаат», и сказать, сколько человек поддерживают это движение, довольно сложно».

То, что численность «Таблиги Джамоат» трудно определить даже приблизительно, подтверждает и А.Алексиев: «У «Таблиги Джамаат» отсутствует четкая организационная структура, его представители избегают всяческих контактов с прессой — так же, как и сами они ничего не публикуют ни о сфере своей деятельности, ни о членстве или финансах организации. Ни точная численность организации, ни размеры финансирования неизвестны, хотя ясно, что они должны быть весьма значительны, учитывая, что в движении участвуют миллионы людей».

Иск Генпрокуратуры Киргизии о признании «Таблиги Джамаат» террористической и экстремистской организацией вскоре будет рассмотрен судом Бишкека. Вполне вероятно, что эту исламскую секту постигнет участь других радикальных организаций. А в Кыргызстане, напомним, уже признаны террористическими и экстремистскими и запрещены восемь организаций, среди которых - «Хизб-ут-Тахрир» и «Группа Джихад».

Мария Яновская

11.02.2009

Источник: МИА Фергана