8 февраля с.г. пресс-служба движения «Талибан» Пакистана/ Tehrik-i-Taliban Pakistan /ТТР официально подтвердила смерть лидера организации Хакимуллы Мехсуда.

Слухи о ранении или смерти в результате атаки американских беспилотных летательных аппаратов/БПЛА в районе Шактой/Shaktoi агентства Южный Вазиристан Территорий федерального административного управления/ТФАУ/FATA начали циркулировать еще 14 января, но официальное заявление поступило всего несколько дней назад. Немного позднее информация также была подтверждена министром внутренних дел Пакистана Рехманом Маликом/Rehman Malik.

Одновременно было объявлено имя его преемника Маулви Нур Джамала/Maulvi Noor Jamal, по прозвищу «Toofan», что на языке урду означает «сильный». О новом лидере пакистанских талибов известно, что он родился в агентстве Оракзай/ Orakzai, ему около тридцати лет; был муллой в местном медресе; боевой опыт получил как лидер небольшой группы боевиков в соседнем агентстве Куррам/ Kurram. Много пишут о его «пугающей жестокости» и способности «убивать живых людей, как цыплят»[1].

Боевые лидерские и организаторские способности Маулви Нур Джамал продемонстрировал в агентстве Оракзай/ Orakzai и в ходе сопротивления пакистанской армии в агентстве Южный Вазиристан в октябре 2009 г. Как только стало известно о тяжелом ранении Х. Мехсуда, в среде боевиков зоны пуштунских племен сразу заговорили о преемнике. Было выдвинуто несколько кандидатур из сподвижников экс-лидера талибов, включая Нур Джамала и Вали-ур-Резмана/Wali-ur-Rehman, но последний был отвергнут из-за ряда обстоятельств.

Местный совет старейшин, или шура поддержал кандидатуру Маулви Нур Джамала, что было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, его личными качествами организатора сопротивления пакистанской федеральной армии в 2009 г. Во-вторых, в результате успешных действий пакистанской федеральной армии осенью 2009 г. в агентстве Южный Вазиристан/ЮВ боевики были оттеснены в соседние агентства, где пакистанские талибы стали наиболее активно укреплять свои позиции, в том числе в родном для Маулви Нур Джамала агентстве Оракзай.

Тогдашний лидер организации Х. Мехсуд обратил особое внимание на агентство Оракзай в силу ряда причин. Во-первых, агентство имеет стратегически выгодное местоположение благодаря близости к населенному району Северо-Западной пограничной провинции, в частности, к ее столице Пешавару. Во-вторых, пакистанская армия, наоборот, не имеет здесь достаточного количества укрепленных пунктов и в целом на этом пограничном участке представлена слабо. В последние месяцы агентство стало цитаделью не только для местных талибов. «Так называемые пенджабские талибы, принадлежащие к различным запрещенным сектантским группировкам, также бежали и осели в этом районе»[2].

Стратегическая задача и Х. Мехсуда, и нынешнего лидера Маулви Нур Джамала — консолидация сил боевиков как в Пакистане, так и в соседнем Афганистане.

Пакистанские талибы на контролируемых ими территориях устанавливают свои порядки, имеют свои суды, в некоторых случаях собирают налоги. В агентстве Оракзай проживает шиитское меньшинство, которое часто становится мишенью жестокости и насилия талибов, так как те следуют жесткой интерпретации суннитского ислама и поэтому оправдывают свои притеснения, считая шиитов еретиками. В 2009 г. шиитов в обмен на разрешение остаться жить в агентстве заставили платить исламский налог.

За последние шесть месяцев смена руководства пакистанских талибов происходит уже в третий раз. В августе 2009 г. был убит тогдашний лидер движения «Талибан» Пакистана Бейтулла Мехсуд, в январе с.г. — Хакимулла Мехсуд. Они погибли в результате точечных авиаударов с американских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Эффективность применения БПЛА в зоне пуштунских племен на границе с Афганистаном очевидна для США и Международных сил содействия безопасности/МССБ, командование которых приняло решение об интенсивности их использования. Учитывая это обстоятельство, правительство США рассматривает вопрос о поставке 12 разведывательных БПЛА типа RQ-7 Shadow Пакистану, что позволит значительно повысить возможности ведения разведки с воздуха.

Первая смена власти в движении «Талибан» Пакистана осенью 2009 г. после гибели Бейтуллы Мехсуда внесла определенное смятение и разногласия в среду пакистанских талибов. В первую очередь это затронуло боевиков агентства Баджаур/ Bajaur, где одна из местных группировок сменила командира. Ее лидером при поддержке местной шуры стал Маулана Мухаммад Джамал/Maulana Mohammad Jamal (Maulvi Dadullah) Новый лидер Хакимулла Мехсуд взял курс на укрепление рядов боевиков полосы пуштунских племен.

Пакистанские талибы твердо придерживаются позиции уничтожения иностранных войск и всех лиц, содействующих им. Иными словами, они жестоко расправляются с теми, кто, по их мнению, «шпионит» в пользу правительства Пакистана и США. Случаи «карательной смерти» — нередкое явление в полосе пуштунских племен. Особенно жестко «инакомыслие» преследуется боевиками ТТР в агентстве Северный Вазиристан. В последнее время многие аналитики высказывают мнение об изменении тактики ведения боевых действий талибами; во-первых, они стали носить более скоординированный характер, во-вторых, меняются и цели операций террористов-смертников. Если ранее целями нападений были объекты военной инфраструктуры, то в настоящее время — это гражданские объекты, такие как университет в Исламабаде, рынки Лахора и т.д.

В целом, согласно «Докладу о безопасности 2009»/ «Pakistan Security Report 2009», подготовленному Пакистанским институтом изучения мира/ Pak Institute for Peace Studies /PIPS, в 2008 г. боевики провели 313 операций; в 2009 г. — уже 596. В 2009 г. «2586 террористов и связанные с ними элементы убили 3021 человека и ранили 7334». Наибольшее количество атак в прошлом году боевики провели в Северо-Западной пограничной провинции — 1173, в Белуджистане — 792, на Территориях племен федерального административного управления — 559, в Пенджабе — 46, в Синде — 30, в федеральной столице Исламабад — 12, в Гилгите-Балтистане и Кашмире — 5»[3].

Движение «Талибан» Пакистана по заявлению губернатора Северо-Западной пограничной провинции Оваиса Гхани/ Owais Ghani «тратит практически 3,6 миллиардов рупий на своих боевиков, численность которых составляет около 15 тысяч человек... Основные поступления денежных средств идут от продажи опиума в Афганистане, поставки которого на мировой рынок достигают 93 процентов»[4].

Многие аналитики придерживаются той точки зрения, что движение «Талибан» Пакистана не является монолитным, организационно единым и имеющим равномерное влияние и позиции во всех агентствах полосы пуштунских племен. Основу движения составляют местные пуштуны пакистанского происхождения, но много и «сочувствующих иностранцев». В то же время пакистанские талибы поддерживают связи с группами афганских боевиков, которые также базируются в пограничных районах, например, в Северном Вазиристане.

По нашему мнению, очередная смена лидера пакистанских талибов не внесет смятения в их ряды, как это произошло в августе 2009 г., и они не примут условие правительства Пакистана, которое, по заявлению министра внутренних дел Р. Малика, настаивает на том, чтобы «боевики движения «Талибан» сложили оружие, а только затем будет рассмотрен вопрос о ведении переговоров с ними»[5].

[1]. Dawn 09.02.10.

[2]. The New York Times 05.02.10.

[3]. Dawn 11.01.10.

[4]. Dawn 06.02.10.

[5]. The Nation 10.02.10.

    • Н.А.Замараева, Институт Ближнего Востока,
    • 14.02.2010