Еще одной из серьезных проблем, которую в скором будущем придется решать казахстанским правоохранителям, это дети, ставшие целевой группой, с которой сегодня пытаются интенсивно работать местные салафиты. Так случилось, что лозунг: «Главные инвестиции – в образование собственных детей» подхвачен салафитами и раскручивается, как никогда эффективно во многих регионах страны.

Доказательством того, что такое положение не фантазия автора, а сложившаяся реальность, может служить один из успешных бизнесменов, хорошо известный среди глубоко верующих Актюбенской области, как «Бауыржан».

Попавший под влияние пришлых в Казахстан салафитов, Бауыржан полностью изменил свой образ жизни, превратившись в адепта этого радикального течения в исламе. Теперь для предпринимателя из Актюбинской области, в общем, еще достаточно молодого человека, ему не более 35 лет, жесткое соблюдение норм шариата – правило существования. И это не было бы таким неприятным, если не его «благотворительная» деятельность.

В поселки Бештама, что в Алгинском районе Актюбенской области на деньги Бауыржана выстроена школа на 200 учеников. Школа общеобразовательная, существующая на пожертвования самого предпринимателя и знаменита тем, что в ней учатся дети из неблагополучных семей, которых собирают, в том числе и из других регионов Казахстана. Знаменита она еще и тем, что ученикам преподают основы ислама так, как то понимают последователи течения салафия.

Это был первый шаг Бауыржана инвестирования религиозное образование 200 казахских детей. Следующим было строительство интерната для детей, оставшихся без своих родителей. Интернат со всей инфраструктурой (в том числе: с многочисленными детскими игрушками, одеждой и питанием, зарплатой учителей) сегодня полностью содержат члены местной ячейки салафитов. При этом, совершенно естественно, и этому не стоит удивляться, что салафитскую литературу, основные принципы жизни по шариату – главное, что обязаны штудировать воспитанники детского дома.

Кстати, местные жители прекрасно понимают, что брошюры, содержащие нормы радикального ислама, чуждого казахским мусульманам, опасны для молодого поколения. Но их многочисленные обращения в правоохранительные органы ничего не меняют в сложившейся ситуации.

Большое удивление вызывает факт посещение школ учеников в религиозной одежде, а совсем удивительно, когда в такой одежде в школу приходят преподаватели.

А преподаватель русского языка и литературы средней школы № 30 в поселке Махтажан, что в Махтаальском районе, Турсунмурод Хасанов, посещающий со своими учениками старших классов по пятницам мечеть – просто поражает своим цинизмом. Для самого же учителя пятикратный намаз в присутствии своих учеников – обыденная норма.

В городах ситуация несколько иная. Когда фанатично настроенные родители пытаются отправлять своих детей в школу в традиционных хаджабах, то наталкиваются на сопротивление администрации учебных заведений нарушение законов светского государства.

Несмотря на то, что такие родители декларируют, что придерживаются правил жизни по законам шариата и отвергают демократические нормы, родители одной ученицы Бурлинского района Западно-казахстанской области обратились в гражданский суд с жалобой на администрацию школы, запретившей их дочери посещения школы в хиджабе. И что же? Судья естественно в рамках закона поддержал решение школы, а родители девочки просто запретили ей посещать школу.

Это не единичный конфликтный случай с ношением хиджаба в школу совсем не единичен. Так, в городе Семей в Назарбаевскую интеллектуальную школу перестала посещать ученица 9-го класса Айзера Шынгысбаева. Причина очень проста – родители категорически против того, что бы дочь ходила в школу без хиджаба.

Как же можно комментировать, недавно выпущенный в эфир пропагандистский видеоролик ИГИЛ, из которого следует, что десятки детей якобы из Казахстана активно тренируются в одном из базовых лагерей группировки?

Видео ролик свидетельствует обучение чтению и письму на арабском языке несовершеннолетних детей, которых, кстати, так же учат владению огнестрельным оружием. Слышно как с детьми говорят на казахском языке, используется так же и арабский язык. Видео картинка сопровождается субтитрами на русском, английском и арабском языках.

По данным же правоохранительных органов Казахстана зафиксированное число джихадистов с казахскими паспортами, которые сегодня воюют в отрядах ИГИЛ, превысило 300, из которых примерно половина молодые девушки. Лидеры группировки даже создали в структуре ИГИЛ казахский джамоат. И это только точно установленное число рекрутов, воюющих за халифат.

А сколько на самом деле муджахедов, для которых казахский язык является родным, воюют и в других террористических группировках в Афганистане, Сирии и Ираке? Точные цифры не знает никто.

Самое страшно то, что сложившая религиозная ситуация, в конце концов серьезно облегчает работу вербовщиков множества различных религиозно-экстремистских и террористических организаций, которых в Казахстане сегодня можно считать уже десятками.

(продолжение следует)

Виктор Михайлов

21.12.2015