Террористы-христиане в Нигерии готовятся к священной войне со своими соперниками-мусульманами. Но религиозные расхождения – лишь повод для возможной эскалации давнего конфликта экономического характера.

«Барбаросса» — так, не мудрствуя лукаво, главари террористической группировки MEND («Движение за развитие дельты Нигера») с христианского юга Нигерии назвали операцию против таких же террористов, только исповедующих ислам и окопавшихся на севере страны. По суровой прихоти боевиков-христиан, их крестовый поход повторяет название плана вторжения войск гитлеровской Германии в Советский Союз, начавшегося 22 июня 1941 года. Операция нигерийских крестоносцев, как сообщил «Коммерсантъ-Online», запланирована на 31 мая 2013 года.

Если официальные представители протестантской и католической конфессий Нигерии, а также нигерийские политики-христиане не попросят террористов отменить операцию, то боевики MEND начнут взрывать и уничтожать другими известными способами своих сограждан из числа чиновников-мусульман, местных духовных лидеров, не щадя никакие организации, причастные к исламу. Операция «Барбаросса» ни много ни мало призвана противостоять активности исламских террористических группировок, среди которых жестокостью наиболее выделяется движение «Боко Харам». Как заявляют в MEND, главная цель планируемых акций – защитить от полного уничтожения христианство в Нигерии.

Между тем ранее MEND не отличалось глубиной религиозных взглядов и ревностным служением христианским традициям. Не отметилась эта группировка и на ниве борьбы за какие-то светские идейные убеждения. Основной промысел этих террористов заключается в уничтожении и разграблении имущества западных нефтяных компаний, разрабатывающих месторождения на юге Нигерии. Сотрудников транснациональных гигантов террористы время от времени убивали, но чаще похищали вместе с нефтяными цистернами и танкерами, содержимое которых выгодно перепродавалось.

Однако последние заявления руководства движения о начале чуть ли не религиозной войны не должны никого вводить в заблуждение. Намеченную главарями MEND резню с мусульманами отчасти следует воспринимать как наследие давнего внутреннего конфликта в Нигерии. Это государство в постколониальный период было сформировано искусственно и территориально объединило проживающих на юге христиан с мусульманами, населяющими север, напоминает старший научный сотрудник Центра Африканских исследований Института всеобщей истории РАН Николай Щербаков. Сторонники отделения части территории Нигерии, которая находится как раз в нефтеносной дельте Нигера, в действительности стремятся не столько выйти из состава страны, сколько получить контроль над сырьевыми и финансовыми ресурсами. Для достижения своих целей эти группировки прибегают к самым разным средствам, заметил Николай Щербаков в интервью «Голосу России»:

«А поскольку в Нигерии очень обострилась ситуация с выступлениями исламских экстремистов на севере страны, и не только на севере, то южане используют это как предлог для такого рода угроз. Это сугубо региональный, классический, очень давний конфликт, спор. И не столько на религиозной основе, сколько, как я уже сказал, по поводу доступа к ресурсной базе, к финансам, к контролю над финансовыми средствами, которые получает страна за нефть. Ну и в какой-то степени территориальный, потому что многие южане считают, что они несправедливо лишены доступа к этим нефтяным богатствам».

18/01/2014

«Голос России«