Вечером 1 марта в китайском городе Куньмин в провинции Юньнань на железнодорожном вокзале, который является одним из крупнейших на юго-западе КНР, группа боевиков в черном, выхватив спрятанные под одеждой тесаки, набросилась на пассажиров и обслуживающий персонал. По данным местных властей, в нападении участвовали более десяти человек. В результате нападения, которое полиция классифицировала как заранее спланированный террористический акт, погибли 29 человек, более 130 человек были ранены. Полицейским удалось уничтожить четырех террористов, одного задержали, а остальным удалось скрыться, и они объявлены в розыск.

Власти обвинили в нападении на железнодорожный вокзал сепаратистов из северо-западного Синцзян-Уйгурского автономного района, в частности боевиков экстремистской организации "Исламское движение Восточного Туркестана", которую Пекин причисляет к террористическим. Как сообщает 2 марта агентство «Синьхуа» со ссылкой на администрацию города, на это указывают улики, обнаруженные полицией на месте происшествия. О каких именно свидетельствах идет речь, не сообщается.

Как подчеркивает агентство Bloomberg, преступление в Куньмине, столице провинции Юньнань (юго-запад страны), произошло за несколько дней до открытия сессии китайского парламента. Это заседание, созываемое раз в год, пройдет на фоне обострения социальной напряженности, подпитываемой неравенством в доходах и недовольством, которое испытывают уйгуры в Синьцзяне (они исповедуют ислам). КПК считает ситуацию настолько серьезной, что в конце прошлого года создала государственный комитет по безопасности для координации действий в этой области.

Председатель КНР Си Цзиньпин после нападения на вокзале поручил ряду высокопоставленных чиновников отправиться в Юньнань, чтобы руководить в провинции контртеррористической деятельностью, а также посетить в больницах пострадавших. Премьер-министр страны Ли Кэцян, в свою очередь, потребовал найти и наказать предполагаемых террористов, а также в целом усилить меры по предотвращению терактов в общественных местах.

В беседе с "НГ" главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что в Куньмине нападавшие "прибегли к тем же методам, что и в самом Синьцзяне. Там они на полицейских с ножами нападали, а здесь, кажется, на обычных граждан. У них есть организация "Исламское движение Восточного Туркестана", его лидер находится за границей. Если бы это были какие-то стихийные протесты, они бы выражались в разных формах. А тут все как под одну гребенку.

Ясно, что это движение подпитывается давней неприязнью уйгурского населения к китайцам. Тут есть и религиозные мотивы, представление среди молодежи о том, что мусульманство подвергается угнетению. Хотя другие национальности мусульманского вероисповедования, дунгане например, значительно более лояльны по отношению к власти. Так что это моноэтническое движение.

Тот факт, что это произошло на юго-западе страны, вдали от СУАР, свидетельствует о существовании подпольной сети "Исламского движения Восточного Туркестана" в разных районах КНР. Как считает эксперт, террористы, возможно, создали ячейки и в бывших союзных республиках Центральной Азии. Я думаю, что и в центральноазиатских странах у них связи есть. Казахи, киргизы, узбеки и уйгуры очень близки, соседи близкие, и вера одна. Почему это в Куньмине, в провинции Юньнань, случилось, трудно пока сказать. Может быть, потому, что в этой провинции межнациональные отношения достаточно сложные".

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования председателю КНР Си Цзиньпину в связи с терактом в Куньмине и подтвердил готовность сотрудничать в борьбе с терроризмом.

Члены Совета Безопасности ООН также осудили в самой резкой форме террористическое нападение, повлекшее большое число жертв среди невинных мирных жителей, и призвали привлечь к правосудию лиц, совершивших теракт, его организаторов, спонсоров и их сообщников.

Мусульмане-уйгуры, живущие в Синцзян-Уйгурском автономном районе, обвиняют центральные власти в притеснении и усиленном заселении региона этническими китайцами-ханьцами. Активисты, выступающие в защиту прав уйгуров, используют как ненасильственные методы, так и террористические акты и нападения на представителей властей. Власти КНР отвергают обвинения в притеснении национального меньшинства и, как правило, объявляют их террористами и сепаратистами.

03.03.2014

Источники: rbcdaily.ruи lenta.ru/