Китай обнародовал данные о жертвах совершенного на прошлой неделе в Синьцзян-Уйгурском автономном районе теракта — самого масштабного за последние годы. Такого числа жертв — 37 жителей и 59 "уничтоженных террористов" — в мятежной автономии не было со времен межэтнических столкновений лета 2009 года. Опрошенные "Ъ" эксперты предупреждают, что ситуация в автономном районе может обостриться, а всплеск террористической активности они связывают с возросшей поддержкой радикально настроенных мусульман-уйгуров из-за рубежа.

Данные о жертвах теракта, совершенного в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе (СУАР) на прошлой неделе, были обнародованы только в воскресенье 3 августа. Как сообщило агентство "Синьхуа", в результате серии вооруженных нападений, инициированных живущими там мусульманами-уйгурами, погибло 35 представителей титульной китайской национальности хань и двое уйгуров, еще 13 человек были ранены.

Трагедия произошла в дни празднования Ураза-байрама, отмечаемого мусульманами в честь окончания поста в месяц Рамадан. Вооруженная ножами группа напала на полицейский участок и правительственные учреждения города Элишку в расположенном на границе с Таджикистаном уезде Шачэ. Потом часть террористов переместилась в соседний город Хуанди, нападая на прохожих и сжигая на своем пути автомобили.

Такого числа жертв Пекин не знал с момента последнего бунта уйгуров летом 2009 года, когда в результате межэтнических столкновений погибло 197 человек и было ранено 1,7 тыс., после чего 2 тыс. этнических китайцев вышли на улицы Урумчи, столицы Синьцзян-Уйгурской автономии, и потребовали у властей защиты от этнического меньшинства (см. "Ъ" от 4 сентября 2009 года).

Новый всплеск уйгурского сепаратизма пришелся на прошлое лето. "Причина кровопролития — непрекращающиеся репрессии и провокации против уйгурского населения со стороны властей Китая",— заявили после нападения на город Люкцюнь во Всемирном уйгурском конгрессе, международной организации изгнанных уйгуров, представляющей интересы этого народа за пределами Китая. В Люкцюнь тогда были срочно стянуты дополнительные силы безопасности, и Пекин сумел избежать развития событий по наихудшему сценарию.

Ответственность за последний теракт на себя пока никто не взял. Впрочем, китайские правоохранители уже объявили, что за нападением стоят исламские радикалы из организации "Исламское движение Восточного Туркестана". Пекин подозревает ее в связях с международными террористическими организациями, в том числе с "Аль-Каидой". По версии властей, "Исламское движение" несет ответственность и за серию терактов в Урумчи в апреле и мае, унесших жизни более 30 человек.

"Есть сильные сомнения, что "Исламское движение Восточного Туркестана" действует как реальный штаб уйгурского сопротивления,— заявил "Ъ" китаевед Юрий Тавровский.— Сейчас идет переброс в Синьцзян-Уйгурский регион людей, повоевавших в Сирии, которые по возвращении начинают организовывать сопротивление нового уровня. Просматривается тенденция к превращению воюющего в автономии сепаратистского движения в нечто более серьезное". По мнению эксперта, ситуация в СУАР может измениться в худшую сторону после окончательного вывода из Афганистана войск США и НАТО. "Существует и другой канал — Пакистан,— говорит собеседник "Ъ".— Это хотя и дружественная Китаю страна, но ее власти не контролируют "зону племен", где в последнее время растет присутствие людей из таких организаций, как "Исламское движение Узбекистана", и других потенциальных носителей угрозы для КНР".

Ольга Кузнецова

04.08.2014

Источник: kommersant.ru

Синьцзян кипит. Сепаратисты убивают китайцев и имамов, поддерживающих власть

Положение в Синьцзяне, кладовой нефти, газа и угля на окраине Китая, становится взрывоопасным. Около 100 человек погибли во время атаки, предпринятой джихадистами в конце июля. Правительство заявляет, что они связаны с Исламским движением Восточного Туркестана, выступающим за независимость. Подпольщики получают помощь от НКО на Западе и от единомышленников в Пакистане. По мнению экспертов, напряженность в Центральной Азии усилится после вывода основных сил США из Афганистана.

Правительство Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) опубликовало подробное сообщение о террористической атаке, предпринятой мятежными элементами 28 июля. Из этой информации видно, что нападение было тщательно спланировано и разбито на две фазы.

Сначала боевики громили правительственные учреждения и полицейский участок в городке уезда Шачэ, потом двинулись в другой город, убивая гражданских лиц (очевидно, китайской национальности) и громя автомобили. Они соорудили заграждения на дороге и останавливали машины. Одним пассажирам наносили удары ножами и топорами, других принуждали присоединиться к толпе.

По официальным данным, погибли 37 гражданских лиц. Силы безопасности уничтожили 59 боевиков. Полиция конфисковала много длинных ножей, топоров, а также флагов с призывами к джихаду. Побоище произошло в последний день Рамадана. В публикации правительства назван человек, стоящий во главе заговорщиков. Это некто Нурамат Савут, тесно связанный с движением Восточного Туркестана. Судя по имени, он уйгур, утверждает агентство Reuters. Уйгуры исповедуют ислам; говорят на одном из тюркских языков.

В беседе с "НГ" заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил, что "Китай, как когда-то Советский Союз, выстраивает отношения с национальными меньшинствами и меньшинствами религиозными то закручивая гайки, то пытаясь залить огонь недовольства деньгами. В СУАР сейчас делается упор на силовые методы борьбы с экстремистами. Тут Пекин испытывает давление со стороны китайского общественного мнения. Как только происходит очередной теракт, Интернет заполняется требованиями нанести удар по злоумышленникам. Но жесткость оборачивается тем, что среди уйгуров усиливаются радикальные настроения. Значит, нужен и диалог. Увы, быстрого решения не видно".

Нынешнему нападению в Синьцзяне предшествовали теракты в других районах Китая. Уйгуры взорвали автомобиль на площади Тяньаньмэнь в Пекине, устроили резню на вокзале в городе Куньмин. Логично предположить, что подполье испытывает на себе внешнее воздействие. И оно скорее всего возрастет после того, как США и их партнеры выведут свои боевые части из Афганистана.

"То же самое может произойти и в Центральной Азии. Государствам этого региона, России и Китаю, следовало бы укрепить координацию действий против религиозного экстремизма. Такая координация уже налажена – в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Идет обмен информации по линии спецслужб между членами ШОС. Но ШОС, как показали события в Киргизии, не желает участвовать в подавлении мятежей в суверенных государствах. Так что возлагать все надежды на эту организацию не стоит", – заключил эксперт.

Между тем подпольщики в Синьцзяне все чаще прибегают к тем же приемам, что и боевики у нас на Северном Кавказе. Как передало агентство "Синьхуа", трое заговорщиков убили имама древней мечети в Кашгаре, которого назначило правительство. Имама звали Джуме Тахир, он также занимал почетный пост в Ассоциации мусульман Китая и был депутатом центрального парламента.

Известно, что некоторые деятели движения Восточного Туркестана скрываются в Афганистане и Пакистане. При содействии талибов они могут проникать из этих стран в Синьцзян.

Владимир Скосырев

04.08. 2014

Источник: Независимая газета