Белуджи – ираноязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка, – в течение многих веков боролись за независимость и создание собственного государства. Территория их этнического проживания была разделена в результате политических событий. В итоге крупные белуджские анклавы в настоящее время находятся в Пакистане, Иране и Афганистане. Численность белуджей составляет около 10 млн. человек.

В XIX веке большая часть белуджских земель была покорена англичанами и присоединена к Британской Индии. Западная часть их обширных территорий вошла в состав Ирана, север отошел к Афганистану. В 1947 году англичанам пришлось уйти из этого региона, и на части Британского Белуджистана было образовано княжество Калат. Однако в 1948 году сопротивление белуджей было подавлено введенными туда пакистанскими войсками, весь Британский Белуджистан стал частью Пакистана.

Несмотря на обширность ареала проживания белуджей, именно в Пакистанском Белуджистане они ведут активную борьбу за свои права, а данная провинция на протяжении многих лет остается ареной столкновений правительственных войск с повстанцами. В этом районе страны находятся крупнейшие в Пакистане газовые месторождения.

Одним из легендарных деятелей национально-освободительного движения белуджей Пакистана был Мухаммад Акбар-хан Бугти. Он занимал пост губернатора Белуджистана в 1972–1973 годах. В 1978 году он отверг предложение снова стать губернатором провинции в знак протеста против политики премьер-министра Пакистана Мухаммада Зия-уль-Хака. В 1988 году Мухаммад Бугти основал партию Национальный альянс Белуджистана, от которого в том же году был избран в Законодательное собрание Белуджистана. В 1989 году он стал главным министром провинции. Занимая этот пост, он активно отстаивал права белуджей, вследствие чего неоднократно вступал в конфликты с центральным правительством Пакистана во главе с премьер-министром Беназир Бхутто. В 1990 году он был смещен с поста министра и основал Демократическую национальную партию, которая на выборах 1990 года получила большинство мест в Законодательном собрании провинции, но вследствие противодействия центральных властей не смогла сформировать правительство. После возвращения Мухаммада Бугти из Исламабада в Белуджистан в слабо контролируемых центральным правительством горных районах провинции он сформировал вооруженные отряды. Его авторитет и организаторские способности позволили создать ему «государство в государстве», расположенное в газоносном регионе, имеющем стратегически важное значение. Под его руководством находились около 250 тыс. человек, вооруженных стрелковым оружием, зенитно-ракетными комплексами и современными средствами связи.

Главная причина, обусловливающая радикализм белуджей, заключается в том, что, получая значительные прибыли от эксплуатации газовых месторождений Белуджистана, Исламабад выделяет небольшие финансовые средства на развитие инфраструктуры и экономики этого района. На подавление мятежа были брошены правительственные войска. Несмотря на гибель Бугти в 2006 году, боевые действия с разной степенью интенсивности продолжаются здесь до сегодняшнего дня.

Белуджистан является одной из крупнейших провинций Пакистана и одной из самых бедных с населением в 6 млн. человек. Здесь процветают контрабандная торговля и наркобизнес. Десятки тысяч преступников скрываются от правосудия, образуя так называемые лагеря беглецов. Многие из них вступают в радикальные исламистские группировки.

Центральные власти страны оказываются бессильными что-либо сделать. Напряженной остается обстановка и в иранской части Белуджистана, афганская же часть белуджских земель совсем не контролируется властями. «Аль-Каида» и «Талибан» используют в своих интересах нестабильность в этих районах, создавая военно-тренировочные лагеря.

Иранские националистические организации белуджей – Национальное движение Иранского Белуджистана, Народная партия Белуджистана, Объединенный фронт Иранского Белуджистана – также выступают за создание независимого государства Великий Белуджистан. На их сайтах белуджскую проблему сравнивают с курдским вопросом. В отличие от подавляющего большинства иранцев, являющихся шиитами, белуджи принадлежат к суннитской ветви ислама. Белуджские националисты в Иране используют религиозную суннитскую риторику, чтобы подчеркнуть свою идентичность и обвинить иранские власти в преследованиях по религиозным мотивам. Продолжающиеся переговоры по поводу строительства газопровода, для поставок природного газа из Ирана в Пакистан и Индию, большая часть которого будет проходить через территорию Иранского и Пакистанского Белуджистана, серьезно осложняются ростом националистических настроений и появлением радикальных исламистских группировок. В апреле прошлого года Пакистан запретил Освободительную армию Белуджистана как террористическую организацию. Известно, что на территории белуджских районов Пакистана и Ирана активно действует входящая в «Аль-Каиду» группировка «Джундалла». Одной из целей ее создания, как было заявлено, является защита братьев по вере белуджей-суннитов в Иране. «Джундалла» активно действует в приграничных районах Пакистана и Афганистана. Она получила известность благодаря своим терактам против высокопоставленных иранских чиновников и сил безопасности. В середине 2006 года руководитель группы Абдулмалик Риги заявил, что оправдывает использование вооруженных методов борьбы для защиты интересов белуджей и вообще суннитов в Иране. В июне 2005 года «Джундалла» взяла на себя ответственность за похищение группы иранских офицеров около пакистанской границы. Видеозапись была передана через телеканал «Аль-Арабийя». Группа заявила, что эта акция является местью Тегерану за действия в Иранском Белуджистане. Члены «Джундаллы» требовали освободить из иранских тюрем ряд активистов организации и представителей белуджских организаций в обмен на заложников. А через три недели организацией была размещена видеозапись казни одного из заложников, который якобы, по словам активистов «Джундаллы», был офицером иранских спецслужб.

В афганской провинции Гильменд проживает значительное белуджское население. «Аль-Каида» балансирует на противоречиях белуджей с властями Пакистана и Ирана. Радикальные исламисты получили поддержку белуджей афганских провинций Гильменд, Фарах, Нимруз, Герат. Тегеран и Исламабад обвиняют белуджских националистов по обе стороны границы в том, что они сотрудничают в контрабанде оружия и наркотиков. Обе страны рассматривают белуджские националистические движения как угрозу региональной стабильности.

Наличие здесь высокого уровня конфликтности позволяет внешним силам оказывать влияние на ситуацию в белуджских районах. У соседних стран могут быть различные причины спонсировать движение белуджских племен. Индии это позволяет влиять на уровень конфликтности в Пакистане, который индийцы обвиняют в поддержке движения сепаратистов в штате Джамму и Кашмир. Что касается Афганистана, то оказывать помощь белуджским националистам могут «Талибан» и «Аль-Каида», которым выгодно сохранять пояса нестабильности вдоль афганско-пакистанской границы и, пользуясь этим, создавать тренировочные лагеря, осуществлять переброску боевиков, заниматься переправкой оружия.

США и Великобритания также являются серьезными игроками на этом поле: поддерживая белуджских сепаратистов, тем самым они препятствуют реализации проекта газопровода из Ирана в Индию.

Д.А. Нечитайло, НГ-религии, 20.01.2009