По сообщениям правоохранительных органов Италии, радикальные исламисты живут в спартанских условиях и первостепенное значение придают мерам безопасности. В некоторых кварталах у них есть конспиративные квартиры с сетью наблюдательных пунктов. Например, район Порта Венеция в Милане, где радикальные исламисты собираются в маленьком арабском ресторане под видом обычных посетителей. «При этом на перекрестке сидит тунисский бербер-наблюдатель, торговец-алжирец контролирует возможные пути отхода. У исламистов глаза повсюду, им докладывают обо всех подозрительных лицах, появляющихся в районе, что затрудняет проникновение сюда не только представителей итальянских спецслужб, но и спецслужб арабских государств. Еще одним обстоятельством, привлекающим в Италию радикалов от ислама, служит доступность и дешевизна взрывчатых веществ и оружия».

Итальянскими спецслужбами были предприняты повышенные меры безопасности во время Олимпийских игр в Турине, т.к. в стране серьезно отнеслись к угрозам «Аль-Каиды» наказать Италию за ее участие в войне в Ираке. «Аль-Каида» неоднократно выступала с угрозами затопить Венецию, устроить теракты в миланском метро и посольстве США в Риме, использовать химические вещества против Ватикана (цианид, рицин). В Италии существует вероятность проведения терактов по лондонскому сценарию. По некоторым данным, в Италии находится около 13 тыс. потенциальных целей для проведения атак.

В Болонье одной из наиболее вероятных мишеней для атак считается церковь Сан Патронио. В ней на одной из фресок показан пророк Мухаммад в аду. В 2002 г. пять человек (1 итальянец и 4 североафриканца) были арестованы по подозрению в подготовке теракта. Полиция возводит защитные заграждения вокруг вероятных объектов для терактов, чтобы невозможно было припарковать к ним автомобили. В конце июля текущего года итальянская полиция во время проведения спецоперации под кодовым названием «Хаммам» арестовала трех марокканцев, связанных с «Аль-Каидой» и «Вооруженной исламской группой» (Марокко), причастных к терактам в Мадриде 2004 г. В итальянской провинции Перуджа в мечети «Понте Фельчино» они хранили высокотоксичные, а также взрывчатые вещества. Более того, имам этой мечети обучал молодых людей обращению с оружием, взрывчатыми и отравляющими веществами. При обыске были обнаружены подробные карты каналов в Умбрии, аэропорта Рима. В ходе расследования спецслужбам Италии удалось выйти на имама одной из деревень провинции Перуджа, у которого также была обнаружена карта с рядом населенных пунктов, намеченных для терактов. Одна из тенденций развития радикального исламизма в Италии заключается в том, что центры активности исламистов стали смещаться из северных районов страны в южные. Исламисты Италии в своем большинстве связаны с радикальными группировками из Северной Африки («Салафитской группой проповеди и джихада», «Вооруженной исламской группой»).

По мнению представителей итальянских спецслужб, вероятной мишенью для проведения терактов является Турин. Этот город считается прежде всего промышленным центром Италии и обладает наиболее развитой транспортной инфраструктурой, которой пользуется подавляющее большинство рабочих занятых на многочисленных предприятиях Турина. Поэтому проведение терактов по мадридскому или лондонскому сценарию может привести к серьезным социально-политическим последствиям. По данным правоохранительных органов страны, несмотря на серьезные меры по охране транспортных узлов и станций, им практически невозможно обеспечить безопасность объектов в случае использования террористами нескольких смертников.

Следует заметить, что в Италии процесс массового притока мусульман начался на 30 лет позже, чем во Франции, в Германии, Великобритании. Когда в популярных с точки зрения миграции странах были введены ограничительные меры против наплыва мигрантов, они стали искать другие возможности для проникновения в Европу. Таким образом, Испания, Греция, Италия столкнулись с прибытием все возрастающего количества последователей исламской религии значительно позже. Первая значительная волна мигрантов началась в 70-х годах. Это были главным образом филиппинцы и выходцы из стран Латинской Америки. Мусульмане-мигранты из стран Северной Африки, Албании, Ближнего и Среднего Востока стали прибывать в Италию в 80-х – 90-х годах. В результате в настоящее время Италия, в отличие от Великобритании и Франции, еще не столкнулась в полном объеме с проблемой «второго» и «третьего» поколения мусульман, испытывающих кризис идентичности, которое радикалам от ислама легче всего вербовать в смертники. Нельзя также забывать, что североафриканские радикальные исламистские группировки, проявляющие наибольшую активность в Италии, ориентированы на проведение терактов на родине и рассматривают эту европейскую страну для пополнения своих рядов новыми участниками, финансирования и т.д. Однако созданная ими здесь инфраструктура в случае необходимости может быть использована для открытия «европейского фронта всемирного движения джихада». После создания на базе «Салафитской группы проповеди и джихада» организации «Аль-Каида в Магрибе» (АКМ) (более подробно см.: Д.А. Нечитайло «Структурные изменения в мировом фронте джихада»). лидер Абу Мусаб аль-Вадуд предпринял меры по усилению медиааппарата. В результате размещения во Всемирной сети материалов о проведении атак на военные объекты, филиалы западных компаний новая структура заявила о себе на международной арене. «Аль-Каида в Магрибе» открыла несколько сайтов. Ее акции стали предметом обсуждений на радикальных исламистских форумах. Тем самым организация создает платформу для вербовки в свои ряды новых членов, прежде всего из алжирской и марокканской среды.

Д.А. Нечитайло, Институт Ближнего Востока, 25.09.2007