Недавний визит в Милан государственного секретаря США Джона Керри стал поводом для министра обороны Италии Роберты Пинотти выразить озабоченность тем, как действует международная коалиция против Исламского государства.

Официальные лица Италии уже не в первый раз поднимают этот вопрос на встречах международного уровня, в том числе с представителями Америки и России. Озабоченность их весьма понятна, поскольку ИГ распростерло свои щупальца на соседнюю с Италией Ливию, где царит хаос, а усилия представителя ООН Бернардино Леона по созданию коалиционного правительства до сих пор успехом не увенчались.

В последние годы Италия, как и многие другие европейские страны, столкнулась с тревожным феноменом: растет число ее граждан, которые отправляются в Сирию воевать в рядах ИГ или других террористических формирований.

В подавляющем большинстве случаев речь идет об «итальянцах во втором поколении», то есть о детях иммигрантов мусульман или от смешанных браков. Среди так называемых «foreign fighters» («иностранных стрелков», а проще говоря, наемников) встречаются и те, кто относительно недавно прибыл в Италию нелегальным путем и смог получить вид на жительство как беженец или даже гражданство.

До недавнего времени министерство внутренних дел – сознательно или нет? – преуменьшало цифры, заявляя, что речь идет о единицах «психически неуравновешенных граждан».

В июле этого года, однако, обнаружилось, что из одной только Равенны в Сирию отправились по крайней мере 20 тунисцев, и это несмотря на то, что Равенна считается одним из самых богатых, спокойных и приятных для жизни городов.

«Иностранные стрелки» вербуются в основном на севере страны, где сильно мусульманское присутствие, и на сегодняшний день по официальным данным МВД, в рядах ИГ воюют 87 граждан Италии, чьи имена удалось установить, но предполагается, что реальное число уже давно перевалило за 100.

Несмотря на то, что в последнее время была проведена серия арестов и некоторые «добровольцы» были остановлены в последний момент перед отъездом на театр военных действий, можно утверждать, что итальянская полиция не всегда оказывалась на высоте и далеко не всегда реагировала адекватно. Например, для большинства наемников не составляло большого труда отправиться воевать в Сирию. Под видом туристов они летели самолетами кампаний «low cost» в Турцию, где проходили подготовку в военных лагерях, а затем в составе вооруженных формирований переходили турецко-сирийскую границу.

Остается открытым вопрос: почему молодые люди, в среднем от 18 до 30 лет, которые выросли в Италии или приехали искать в ней приюта от беспорядков у себя на родине, неожиданно проникались идеями «джихада», борьбой с «неверными» и увидели в Исламском государстве землю обетованную, ради которой стоит рисковать жизнью или даже жертвовать ею?

В основном, ответ один: эти молодые люди, выросшие в закрытой иммигрантской среде и воспитанные в мусульманской культуре, не нашли себя на Западе. Западная цивилизация осталась им чужой, как и они остались чужими для западной цивилизации. Осознание себя как чужого, подчас вынужденного выполнять черную работу, как и их родители, рождает непреодолимое желание получить реванш с социальной точки зрения, «победить» Запад, поставить его на колени и отомстить за пережитые унижения. Именно эти молодые люди становятся легкой добычей умелой пропаганды ИГ, которая обещает «верным» справедливую и сказочную жизнь на земле в будущем, а в настоящем – вполне неплохой заработок для наемника.

Помимо пропаганды в отдельных мечетях, через которые в последние годы, при весьма слабом интересе итальянской полиции, прошли некоторые известные представители радикального ислама, рекрутирование молодежи идет также через социальные сети.

В Италии был арестован некий Анас аль Итали (псевдоним), поддерживавший контакты в верхами ультрарадикального исламского движения, которого после пребывания в тюрьме около месяца выпустили на свободу, поскольку судья не признал его виновным в исполнении… конкретных террористических действий (!).

Нетрудно заметить, что именно безнаказанность «иностранных стрелков», которые до недавнего времени беспрепятственно уезжали на войну и возвращались с нее, как обыкновенные туристы, а также медлительность в принятии антитеррористического закона позволили вырасти и окрепнуть движению.

В него оказались вовлеченными и совсем юные девушки, мечтающие стать подругами героев, сражающихся за «правое дело», и среди них даже коренные итальянки. Самым ярким представителем из них стала Мария Джулия Серджио или Фатима, как она называет себя после обращения в ислам. Эта 28-летняя женщина, родившаяся в итальянской семье недалеко от Неаполя, не только сама обратилась в ислам после первого замужества за марокканцем, но и обратила всю свою семью – родителей и сестру – поставив перед ними условие, что она «не может любить неверных».

Сейчас Мария Джулия вместе со вторым мужем-тунисцем воюет в рядах ИГ в Сирии. Ее родители и сестра Марианна, уже готовые следовать за ней, были арестованы.

Некоторые итальянские газеты опубликовали расшифровку телефонных разговоров Марии Джулии с ее близкими, в которых она весьма категорично утверждает, что «тем, кто отрицает закон шариата, нужно отрезать голову» и что «необходимо ненавидеть всех неверных».

Можно не сомневаться, что подобными «убеждениями» руководствуются многие, уезжающие воевать в рядах ИГ. И даже несмотря на предпринимаемые сегодня попытки вовремя найти и остановить наемников, ясно, что интеграция мусульман в западное общество весьма проблематична.

Ирина Баранчеева, Рим

29.10.2015

Источник: stoletie.ru