События в Казахстане вновь приковали внимание общественности к деятельности радикальных организаций на постсоветском пространстве. В России долгое время «проблемным» регионом был Северный Кавказ. Но в последние годы группировки религиозно-экстремистского толка то и дело «накрываются» правоохранительными органами и в других регионах нашей необъятной страны.

Так, достаточно остро проблема распространения религиозного фундаментализма и радикализма стоит в Крыму. В течение двадцати трех лет существования в составе Украины, в Крыму, с попустительства украинских спецслужб, активизировали свою деятельность международные радикальные организации, в первую очередь патронируемые Турцией и рядом стран Арабского Востока.

В Украине Крым был базой радикалов

Долгое время Крым оставался благодатным местом для деятельности радикалов — украинским властям было выгодно не обращать внимание на деятельность фундаменталистов, которые рассматривались как «противовес» российскому влиянию на полуострове. В свою очередь, сами фундаменталисты могли достаточно легко вербовать новых сторонников из числа представителей крымско-татарской молодежи, пользуясь существовавшим вакуумом реального представительства интересов крымских татар в региональной политике. На полуострове появлялись не только полулегальные места сбора и молитвы приверженцев радикальных направлений в исламе, но и учебно-тренировочные лагеря. Благо, местность Крыма располагала к подготовке будущих боевиков. Кстати, многие члены крымских радикальных организаций в 2012—2013 годах уехали воевать на Ближний Восток — в Сирию и Ирак.

Вхождение полуострова в состав России после всенародного референдума 16 марта 2014 года привело к началу полномасштабной борьбы российских правоохранительных органов и спецслужб с радикальными организациями. За организацию продовольственной и энергетической блокады полуострова была запрещена деятельность крупнейшей националистической организации крымских татар — «Меджлиса крымско-татарского народа», которым руководят Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев.

На протяжении всего своего существования меджлис пользовался поддержкой Турции, а также встречал лояльное отношение со стороны украинских властей. После свержения президента Виктора Януковича сотрудничество меджлиса и Киева особенно укрепилось. Но потенциально куда большую опасность, чем меджлис, для стабильной ситуации в Крыму представляют организации религиозно-фундаменталистского толка, которые критикуют и сам меджлис за недостаточную радикальность и светскость. Периодически российские спецслужбы проводят на полуострове масштабные операции по выявлению и задержанию членов запрещенных на территории РФ организаций.

Судебный процесс в Ростове

В Ростове-на-Дону в Северо-Кавказском военном окружном суде проходят слушания по делу последователей запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), не так давно задержанных на территории Крыма. Перед судом предстали четыре человека — Руслан Зейтуллаев, Ферат Сайфуллаев, Рустем Ваитов и Нури Примов, которых обвиняют по статье 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Участие в деятельности террористической организации».

Ответственность по этой статье предусматривает до двадцати лет лишения свободы. Жители села Орлиное Байдарской долины Крыма Руслан Зейтуллаев и Ферат Сайфуллаев, по версии следствия, принадлежали к запрещенной в Российской Федерации организации «Хизб ут-Тахрир». Причем их можно было назвать активистами со стажем — в организации мужчины состояли, как утверждают следователи, более десяти лет. Привлеченный в качестве свидетеля Махмуд Назимов — имам мечети села Орлиное, сообщил на суде, что Сайфуллаев и Зейтуллаев распространяли вплоть до 2014 года газеты и журналы религиозно-политического содержания, пытаясь заручиться поддержкой односельчан. С представителями официального духовенства у них были натянутые отношения.

Однако, не стоит забывать, что до 2014 года «Хизб ут-Тахрир» имела возможность действовать в Крыму легально — на Украине деятельность организации не была запрещена, соответственно ее члены не нарушали украинского законодательства, находясь на период своего членства в организации под юрисдикцией Украины. Другое дело — продолжать деятельность после вхождения Крыма в состав России, ведь в РФ, в отличие от Украины, «Хизб ут-Тахрир» запрещена.

Процесс по делу членов ХТИ в Крыму - далеко не первый в Ростовском суде процесс, связанный с организацией «Хизб ут-Тахрир». В феврале 2016 был вынесен приговор троим дагестанцам, которые, как установил суд, участвовали в организации и деятельности ХТИ в Республике Дагестан. Шамиль Рамазанов был приговорен к девяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, Умар Никифоров и Кизимжан Шералиев — к шести годам лишения свободы.

Партия родом из Палестины

Что же это за организация с непривычным для нас арабским названием «Хибз ут-Тахрир аль-Ислами»«Исламская партия освобождения»? Прежде всего, стоит отметить, что ХТИ — одна из старейших фундаменталистских организаций мира. Она была создана в 1953 году в Восточном Иерусалиме, а ее основателем стал Такиюддин ан-Набхани (1909−1977) — судья шариатского апелляционного суда в Иерусалиме, в 1950 г. ушедший в отставку и переехавший в столицу Иордании Амман, где преподавал шариатское право. ХТИ позиционирует себя как политическую партию, ставящую своей целью создание «исламского государства». В планах организации — возрождение Халифата.

За шестьдесят с лишним лет своего существования «Хизб ут-Тахрир» распространила свою деятельность далеко за пределы Ближнего Востока. Отделения организации действуют в странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, Северной, Западной и Восточной Африки, в Европе, Соединенных Штатах Америки, на постсоветском пространстве. В октябре 2013 г. организация сообщала о том, что ведет деятельность в 58 странах мира, в том числе в 8 бывших республиках СССР — России, Украине, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Туркменистане, Таджикистане и Узбекистане.

В целом ряде стран деятельность «Хизб ут-Тахрир» запрещена. Так, в Киргизии, Казахстане и Таджикистане она признана экстремистской. В Германии деятельность ХТИ запрещена за многочисленные выпады против евреев и Государства Израиль. В то же время, Государственный департамент США так и не включил ХТИ в «Список зарубежных террористических организаций». Отсутствует ХТИ и в санкционном списке Совета Безопасности ООН.

Споры вокруг запрещенной организации

В Российской Федерации деятельность ХТИ запрещена с 4 февраля 2003 г., когда на основании представления Генеральной прокуратуры РФ и материалов Федеральной службы безопасности РФ Верховный суд России признал «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией. Однако, несмотря на официальный запрет, в целом ряде городов России не только действовали ячейки ХТИ, но и проводились публичные мероприятия, в том числе конференции в Москве.

Однако, понятно, что любой гражданин страны или иностранный гражданин, осуществляющий какие-либо действия в интересах этой организации и являющийся ее членом, может понести уголовную ответственность. Поэтому и предстали перед судом в Ростове-на-Дону Зейтуллаев, Сайфуллаев и другие обвиняемые. Сами обвиняемые свою вину отрицают.

Скорее всего, преследуя ХТИ на территории России, отечественные правоохранительные органы руководствуются соображениями профилактики распространения экстремистских идей и взглядов. Ведь всегда существует опасность того, что члены радикальных организаций, даже прежде не замешанные в насилии, в определенной ситуации «икс» возьмутся за оружие. Как мы писали, в том же Крыму, они это и сделали, отправляясь на различные войны. Но есть и другая опасность. Как отметил в свое время Адам Долник — один из признанных международных экспертов по вопросам борьбы с терроризмом,

— Признание радикальных, но не использующих насилия организаций — таких, как «Хизб ут-Тахрир» или «Братья-мусульмане» — террористическими организациями не являются. Основная проблема в данном случае заключается в высокой вероятности растущей радикализации этих групп, их уход в подполье и возможное будущее участие в насильственных действиях, основанное на уверенности в том, что для них уже невозможно функционировать в системе и что им нечего терять.

Поэтому спецслужбы и стараются действовать превентивно. Но все же грань между террористами и радикалами, наверное, следует проводить, причем отчетливую. Иначе есть риск получить реальных политических заключенных, что будет очень невыгодно и в плане профилактики радикализма — ведь радикальным организациям даже на руку иметь своих «мучеников», образы которых можно использовать в мобилизации новых сторонников. Только определить эту грань получается очень непросто…

Илья Полонский

10.06.2016

Источник: yug.svpressa.ru