Задержанные в октябре этого года правоохранительными органами Королевства Саудовской Аравии казахстанские радикальные проповедники Дильмурат Абу-Мухаммад и Назратулла Абу Марьям были студентами Мединского исламского университета. Они следуют предписаниям ученых псевдосалафитского толка, пропагандируют и трактуют ислам на основе книги саудовского проповедника Мухаммеда ибн Абд аль Ваххаба «Три основы и их доказательства», которая в 2011 году признана судом экстремистской и запрещена на территории нашей страны.

Многие интернет-проповедники радикального ислама дистанционно пытаются из-за рубежа навязать какие-то фетвы своим землякам и эти фетвы могут стать причиной проблем, разногласий и смуты среди верующих общин, поскольку они не адаптированы к нашему обществу, не учитывают наш менталитет, а порой даже служат радикальным призывом к экстремизму и терроризму. Об этом в материале Zakon.kz журналиста Айгуль Эсеналиевой.

Многие приверженцы традиционного ислама в социальных сетях высказали слова благодарности за то, что Талгат Отаралиев сделал правильный выбор. Но, к сожалению, не так просто убедить попавших под влияние деструктивных течений отказаться от их ложной идеологии.

Для того, чтобы выявить, где заразились радикальными идеями известные проповедники деструктивных религиозных течений, мы изучили истории получения ими религиозного образования.

Выяснилось, что радикальные проповедники Дильмурат Абу-Мухаммад, Назратулла Абу Марьям и другие были студентами Мединского исламского университета. Как и большинство других членов так называемого мединского жамагата, они следуют предписаниям ученых псевдосалафитского толка, пропагандируют и трактуют ислам на основе книги «Три основы и их доказательства» (автор — известный саудовский проповедник Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб), которая в 2011 году судебными решениями признана экстремистской и запрещена на территории Казахстана.

Директор Центра прикладных исследований религии «Мысль» г. Алматы Аскар Сабдин рассказал, что многие интернет-проповедники радикального ислама дистанционно пытаются навязать какие-то фетвы своим землякам и эти фетвы могут стать причиной проблем, разногласий и смуты среди верующих общин, поскольку они не адаптированы к нашему обществу, не учитывают наш менталитет, а порой даже служат радикальным призывом к экстремизму и терроризму.

«Так, одной из причин теракта в Актобе была фетва Ахмада Мединского о необходимости убийства неверующих в странах проживания, то есть по месту жительства», — отметил Аскар Калимжанович.

По его словам, некоторые казахстанские студенты, обучающиеся в странах Ближнего Востока, стали прибегать к крайне негативной практике телефонных и скайп-фетв для казахстанцев. Они стали бездумно выдавать в онлайн-режиме фетвы, по которым либо сами не имеют полномочий, либо стали выдавать мнения и фетвы ученых других стран для наших верующих. В конечном итоге это приводит к расколу и смуте среди местных общин.

«Например, те же салафиты вначале были более монолитны, — продолжает Аскар Сабдин. — Затем произошел раскол студентов на джихадистов и такфиристов, с одной стороны, и мадхалитов и политически мотивированных криптосалафитов, с другой. После уже эти группы начали делиться между собой. Появились хаддадиты, александрийцы-партийщики, ихъя турасисты и т.п. Этот непрекращающийся раскол и смута являются ближневосточными болезнями, которые к нам завозят те молодые люди, которые, не имея устойчивого мировоззрения, выезжают за рубеж для получения теологического образования. Как видим, вопрос защиты нашего духовного суверенитета остается острым и одной из угроз в этом плане является выезд неподготовленных молодых людей за рубеж для получения религиозного образования. Происходит своего рода импорт радикальных веяний в наше общество».

Наиб-имам центральной Павлодарской мечети «Машхур Жусуп», выпускник Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Арман Найма считает, что сейчас и в Казахстане можно получить качественное религиозное образование. В нашей стране на сегодняшний день действуют 9 медресе и один университет, где работают хорошие специалисты. Любой желающий может получить в них традиционное религиозное образование.

«Пока не сформируется религиозная база, молодым людям не стоит выезжать за границу, потому что человек, не имеющий религиозного фундамента, может уйти в любое течение, — считает Арман. — Лично я поддерживаю введение нового закона о получении религиозного образования за рубежом. Как говорят казахи, Отан отбасынан басталады (Родина начинается с семейного очага). Для начала нужно дать правильное воспитание молодым людям в своих семьях, воспитать их патриотами своей страны, а уже потом отправлять их за рубеж для обмена опытом.»

Насколько правильно это решение, можно судить по соцсетям, где все свое время проводят ученики так называемых шейхов – бывших казахстанских студентов, ставших радикалами.

Именно по соцсетям можно определить, что с каждым днем в Казахстане становится всё больше людей, отрицающих традиции, свою национальную принадлежность, считающих себя лишь мусульманами. Они очень эмоционально критикуют правительство, придумывают и распространяют клевету об имамах Духовного управления мусульман Казахстана.

Но при этом эти же люди, позиционируя себя якобы очень религиозными людьми, отстаивают ношение платков в школах. «Лучше боритесь с полуголыми девушками нашего общества, потому что все они проститутки!», — кричат они. Почти все они обзывают людей «бидгадчиками и кафирами», запугивают адом. При этом они приводят якобы доказательства из Корана. Далекие от религии люди поддерживают их, не задумываясь, принимая все на веру, не проверяя сказанное. Но, к сожалению, они не понимают, что якобы религиозные нравоучения здесь используются для политических целей.

Большинство интернет-проповедников нетрадиционных течений уехали получать религиозное образование в зарубежные вузы, будучи совсем молодыми. По сути, они сначала по своей неопытности стали жертвами лжерелигии, а уже потом, обучившись технологиям обмана, сами стали матерыми вербовщиками, призывающими к терроризму и экстремизму. Если бы эти адепты получили базовое религиозное образование в Казахстане, то не встали бы на ложный путь.

Безусловно, религиозные знания нужны, ведь получение знаний ведет к духовно-нравственному совершенствованию человека, развивает его потенциал. Окончив учебное заведение, священнослужитель становится духовным учителем общества, педагогом. Ведь он делится знаниями с другими людьми, ведет их за собой.

Но если духовные знания человек получает от фанатичных людей, которые внушают ему превосходство своего учения над другими, враждебное отношение к другим верованиям, значит, обучаемый попал в ловушку деструктивного культа. Именно это и произошло с некоторыми казахстанскими студентами, когда они, совсем еще юными, выехали учиться за рубеж. А теперь мы пожинаем горькие плоды религиозного образования за бугром. Мы вынуждены противостоять Дильмурату, Назратулле и другим студентам, которые когда-то оступились и стали вождями заблудших. Так нужны ли нам теперь новые дильмураты?

Ранее, в мае 2017 года, Денис Коржавин, уроженец г. Алматы, известный среди верующего населения РК как Абдулла, сделал видеообращение, «… в последние годы я занимался подготовкой и распространением религиозных материалов, лекций и аудиоматериалов в сети, которые основываются на книге «Три основы и их доказательства» . Она признана экстремистской на территории Казахстана и я ее распространял через интернет. …Я отказываюсь от дальнейшего распространения и признаю неправильность своих религиозных взглядов, и полностью признаю традиционный ислам, а также выступаю против различных нетрадиционных и радикальных течений. …В моих аудиолекциях содержатся признаки разжигания религиозной розни и вражды. …И подготовленные мной материалы признаны экстремистскими и противоречат законодательству РК». Он приговорен к пяти годам ограничения свободы по обвинению в разжигании религиозной розни по части 1 статьи 174 Уголовного кодекса.

30.10.2018

Источник: Zakon.kz