В начале марта в афганской провинции Забуль (рядом с пакистанской границей) прошла военная операция, в ходе которой были убиты десятки иностранных наемников. Как показало оперативное расследование, большинство наемников являлись гражданами Кыргызстана, среди которых были и женщины. В ходе операции было убито 47 человек, большинство из которых общались между собой на русском языке.

Такие сообщения не редкость для нестабильного Кыргызстана. Впрочем, большинство экспертов и аналитиков полагают, что напрямую вторжение афганских талибов не имеющему прямых границ с Афганистаном Кыргызстану не грозит. В то же время Кыргызстан постоянно сталкивается с угрозами другого характера. Их можно обозначить как ИГИЛизация общественных отношений и раскол внутри элит.

Ведущий кыргызстанский эксперт Марс Сариев недавно заявил, что стране не грозит внешнее вторжение, но внутренний раскол гораздо страшнее. «Нужно понимать, что для террористов не существует такого понятия как национальность, они мыслят только категориями ислама. И согласно их идеологии, Кыргызстан является для них территорией войны. Более того, сейчас наблюдается опасное слияние криминальных авторитетов и религиозных деятелей ваххабитского толка. Это страшная тенденция, которая может повлечь за собой самые неблагоприятные последствия. Также нельзя упускать из вида опасность противостояния политических элит. В скором времени в ряде стран региона ожидается смена руководителей, которые пребывали во власти на протяжении десятков лет» - заявил М. Сариев.

К сожалению, Кыргызстан, как и другие государства Центральной Азии во многом испытывает дефицит идентификации. Проблемы конструирования приемлемой и не оторванной от большинства населения идеологии остро стоят не только для Кыргызстана, но также и для Таджикистана и Узбекистана. Во всех этих странах 1990-е гг. ознаменовались экспериментами в вопросах выбора идеологических конструктов. В том же Кыргызстане власти попытались выстроить национальную идеологию вокруг легендарной фигуры Манаса. В Таджикистане и вовсе национальная идеология выстраивалась вокруг обобщенной мифологической фигуры «Справедливый шах».

Ближе к 2000-м наметился переход в сторону национальной идентичности. Этот концепт, предполагающий выстраивание национальной идеологии по этническому принципу оказался более-менее органичным и позволяет консолидировать большинство населения. Однако он имеет и свои побочные свойства (проявления национализма, а также трайбализма и регионализма). В Кыргызстане же ситуация обостряется стремлением некоторых элит расколоть общество на южан и северян.

С вхождением Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) у страны будет укрепляться экономический базис, который позволит сохранять свою социокультурную и политическую идентификацию суверенного государства. В то же время идея евразийства и этнических кыргызов как ее органичной части послужит хорошим концептом, позволяющим созерцать мир не по принципу «или-или», а по принципу «как то, так и это». Иными словами, надэтническая, объединительная идентификация евразийцев поспособствует гармонизации бурлящих внутри Кыргызстана противоречий.

В то же время, существует альтернативный, менее вероятный сценарий – исламизации Кыргызстана. Общественность Кыргызстана уже много лет говорит об этой опасной тенденции. Особенно на юге Кыргызстана наблюдается множество акторов (проповедники, криминальные авторитеты, джихадисты), ориентированных на радикализацию Ислама.

Несмотря на то, что большинство населения Кыргызстана отстаивают принципы светского государства, исламистская идеология привлекает молодежь по нескольким причинам:

а) невысокий уровень просвещенности в вопросах теологии в общем и ислама в частности, оставляющий пробелы в образовании молодежи, которые и заполняются адептами-джихадистами;

б) коррупция и антигосударственная деятельность некоторых политических элит, ведущая к разочарованию и политической апатии, а затем и к обращению к альтернативным каналам трансляции властных отношений.

В свете фактора ИГИЛ и активизации талибов в Афганистане следует ожидать активизации деятельности радикальных исламистов в Кыргызстане. Кыргызстан, входящий в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) может себя чувствовать относительно защищенным от вторжения на территорию страны вооруженных формирований, но членство в организации, к сожалению, не защищает страну от сетевых войн и мобилизации молодежи на смертоносный и беспощадный джихад.

После вхождения Кыргызстана в ЕАЭС эти вопросы будут только набирать силу, поэтому Бишкеку от их решения не уйти…

Радик Мурзагалеев, руководитель ЦГИ «Берлек-Единство»

10.03.2015

Источник: berlek-nkp.com