Истоки религиозного экстремизма на постсоветском пространстве, способы противодействия ему со стороны государства и гражданского общества, а также профилактика радикальных настроений среди молодежи – эти и другие вопросы обсуждались на международной видеоконференции «Религиозный экстремизм в странах Прикаспия и Центральной Азии», организованной Центром международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия», Астраханским региональным телеканалом «Астрахань-24» и Центром аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (Республика Казахстан). В мероприятии, состоявшемся 16 июня, приняли участие эксперты из России, Казахстана и Кыргызстана.

Задавая тон дискуссии, руководитель Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов подчеркнул, что в анализе истоков и причин религиозного экстремизма в странах постсоветского пространства важными являются три аспекта: молодёжь, миграция и социальная справедливость. «Молодёжь легко поддаётся вербовке из-за юношеского максимализма, а из-за постоянной миграции мы видим, что в странах Европы увеличилась угроза экстремизма. И третий вопрос – неправильная трактовка справедливости, которую дают представители конфессий», - подчеркнул эксперт.

Участник видеоконференции обсудили факторы, повышающие риск распространения религиозного экстремизма. В числе первых был назван Интернет и социальные сети. Так, отвечая на вопрос о зарубежных связях группировки, совершившей 5 июня теракт в Актобе, руководитель Общественного фонда «Мир Евразии» (г. Алматы) Эдуард Полетаев отметил, что «благодаря развитию социальных сетей и Интернета желающие совершить террористический акт могут сами «напитаться» необходимыми ему идеями без какого-либо зарубежного инструктажа».

Заместитель директора по науке и территориальному отделению ВШГУ Аф РАНХиГС (г. Астрахань) Эльдар Идрисов добавил, что в эпоху глобализации растет роль Интернета как средства передачи религиозных знаний и трансляции религиозных ценностей. При этом эксперт подчеркнул, что «инструменты Интернета по информационному воздействию глубже и сильнее, чем вербальная практика».

Политолог, эксперт в области религиозного экстремизма (г. Бишкек) Алина Молдокеева в свою очередь констатировала стремительные процессы исламизации в кыргызоязычном сегменте Всемирной сети. «Все чаще в кыргызского Интернете можно встретить споры о религиозных догмах, о роли религии в государстве. Причем эти дебаты порой носят откровенно радикальный характер, что не может не тревожить», - отметила А. Молдокеева.

Еще один фактор риска заключается в проблемах теологического образования и кадрового обеспечения официального духовенства. Так А. Молдокеева констатировала «низкий уровень знаний кыргызских теологов, которые пытаются с помощью обрывочных знаний просвещать народ». Помимо этого эксперт отметила экспортный характер радикальных воззрений. «Очень много молодых людей из Кыргызстана сегодня получают образование в Турции, Иране, Египте, других странах Ближнего Востока. Не секрет, что оттуда они возвращаются уже с новым мировоззрением, которое они распространяют в массах, создают семьи согласно религиозным нормам, делятся знаниями, образуют домашние школы, устраивают семейные сборы, на которых читают Коран, обсуждают хадисы, воспитывают в религиозных традициях детей. И это является достаточно серьезным фактором исламизации населения», - сказала А. Молдакеева.

Э. Полетаев также отметил, что одним из источников религиозного радикализма стало зарубежное образование в духовной сфере. «С открытием границ много молодых людей направлялось на обучение в Саудовскую Аравию, Турцию, Египет, откуда и были привнесены идеи, не свойственные для ханафитского мазхаба, которого традиционно придерживаются казахи. Ситуация усугубилась тем, что в 90-е годы, на фоне кадрового дефицита, людей, только что получивших зарубежное образование, назначали на ответственные посты. Таким образом, муллы, не имевшие опыта и авторитета, начинали проповедовать, и не всегда это делалось, говоря светскими категориями, профессионально».

Директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Алматы) Алибек Тажибаев также отметил острый дефицит компетентных кадров в системе официального духовенства. «Как нам известно из сообщений в казахстанских СМИ, существуют прецеденты переубеждения религиозных фанатиков, когда некоторые из них отказываются от фанатичных убеждений после бесед с профессиональными проповедниками. В то же время сегодня ощущается серьезная нехватка специалистов религиозной сферы, которые могут проводить работу по изменению фундаментально-ценностных и аксиоматических ориентиров адептов радикальных течений», - сказал А. Тажибаев.

Наконец, эксперты отметили, что благоприятной питательной средой для взращивания религиозного радикализма являются социальные и миграционные проблемы, а также трактовка понятия справедливости в современных обществах.

Так Э. Идрисов подчеркнул, что «религиозный фактор в 21 веке, наряду с национальностью, является важным инструментом конструирования идентичности». Особенно остро эта проблема проявляется в эпоху глобализации и активизации миграционных процессов. «Если взять любую мигрантскую группу, которая выехала за пределы исторической родины, то на чужой территории она так или иначе будет идентифицировать себя с религией», - сказал эксперт. Помимо этого, по замечанию Э. Идрисова, «любая религия трактует тему социальной справедливости, а в современном гетерогенном обществе, которое практически распалось на различные ячейки, истолковывающие проблему справедливости по своим канонам, мы видим несовпадение трактовок справедливости государством и отдельными группами общества, в том числе антигосударственной направленности».

Политолог Денис Бердаков (г. Бишкек) добавил, что благодатной почвой для экстремизма является слабость государственных институтов. Отметив недостаточную эффективность бюрократического аппарата в Кыргызстане, неспособность его в полной мере обеспечить безопасность и исполнение законов, эксперт констатировал усиление в противовес этому религиозной сферы, создание религиозными лидерами разветвленных сетевых структур. Религия в Кыргызстане, по словам политолога, становится одним из ощутимых факторов политической жизни. «Политики понимают, что есть большое количество религиозного электората, и на этой основе идет постоянный поиск компромисса, баланса между светским характером государства и исламизацией населения», - резюмировал Д. Бердаков.

Э. Полетаев акцентировал внимание на социальной защите молодежи в Казахстане, особенно подпадающей под категорию «самозанятой». «Молодежный радикализм проявляется везде, а в Казахстане он в силу понятных причин получил религиозную окраску. Если бы не было религии, появлялись бы студенческие демонстрации, молодежные банды, футбольные фанатики. В Казахстане ситуация усугубляется тем, что здесь высокая доля молодежи – почти треть населения относится к возрастной группе от 14 до 29 лет, и это соотношение учитывая демографические процессы будет расти. Безусловно, эту молодежь необходимо обеспечить работой и образованием. Помимо этого существует группа самозанятого населения, насчитывающая около 3 млн человек, которое не совсем качественно и эффективно охвачено проводимой государством идеологической работой поскольку редко не соприкасаются с органами государственной власти», - сказал Э. Полетаев. Эксперт сообщил, что после активизации в Казахстане террористического подполья в 2011-2012 гг. была разработана программа по противодействию религиозному экстремизму, на которую должно быть выделено около 100 млрд тенге. «В рамках программы работает огромное количество пропагандистских групп, куда включаются авторитетные люди, в том числа из числа духовенства, печатается большое количество материалов. Так вот, к сожалению, самозанятые плохо охвачены этой идеологической работой. Думаю, в ближайшее время произойдет коррекция, и этот недочет будет устранен», - сказал Э. Полетаев.

В ходе обсуждения эксперты сошлись во мнении, что 100%-ную гарантию от терроризма не может сегодня обеспечить ни одно государство мира, а Центральная Азия и Прикаспийский регион, приковывающие в силу богатства ресурсами и высокого транзитного потенциала пристальное внимание глобальных игроков, находятся в зоне геополитического риска. В то же время наличие таких организаций по поддержанию безопасности как ШОС и ОДКБ должно послужить гарантом стабильности в этих регионах

20.06.2016

Источник: ia-centr.ru

Радикализация молодежи в Казахстане – следствие слабой социальной политики на местах 

Поэтому сейчас настало время вплотную заняться проблемой занятости населения и развитием малого и среднего бизнеса

Такая мысль была высказана политологом Артуром НИГМЕТОВЫМ на очередном заседании Экспертного дискуссионного клуба «Sarap Time», посвященном теме «Индустриализация экономики Казахстана: позитивные тренды vs критическое осмысление». По мнению А. Нигметова, индустриализация уже сыграла немаловажную роль в экономической стабилизации страны и в потенциале способна внести не менее важный вклад в стабилизацию политической обстановки в Казахстане.

«Успехи индустриализации очевидны, каждое пятое рабочее место в экономике в последние годы, было создано благодаря этой программе. Если бы в Казахстане не реализовывалась программа индустриально-инновационного развития, социальная ситуация в стране могла бы обостриться, учитывая нынешнее влияние сложной экономической обстановки в мире. На примере недавних событий в Актобе нужно сделать вывод, что сейчас настало время вплотную заняться проблемой занятости населения и развитием малого и среднего бизнеса»,- заявил Артур Нигметов. 

Кроме того, политолог отметил, что провалы в реализации программы индустриализации исключительно являются следствием халатного отношения со стороны местных исполнительных органов власти. С этим утверждением согласился и Ерхат ИСКАЛИЕВ – член Попечительского совета Института «Шелковый путь». 

«Меры господдержки были несбалансированны, не вовремя предприняты: Банк развития был создан в 2000 году, заводы были уже построены, акимы подключились позднее. Вот эта рассинхронность мер поддержки сыграла не на руку участникам индустриализации. Казахстан быстрее ушел вперед, дальше, чем Россия, потому что вовремя сгруппировался в отношении реализации проектов. Стране нужен драйвер роста. В Казахстане главная проблема – транспорт. Мы могли бы стать как Сингапур, создавший удачные логистические схемы и зарабатывающий деньги на этом. У нас всё есть для этого, главное умело воспользоваться этим. Проблема кадров – актуальна в стране. Необходимо на нее взглянуть пристально», - сказал Е. Искалиев. 

В свою очередь, общественный деятель Айгуль СОЛОВЬЕВА отметила, что за примером успешной индустриализации далеко ходить не надо. По ее словам, развить промышленность страны можно и с помощью выдачи микрокредитов МСБ, как это делает Кыргызстан.

«Важно сказать о том, что необходимо уяснить и всем дать понять, что мы поднимаем под индустриализацией. Это заводы и трубы, или это малый и средний бизнес, кооперация?.. У нас все какое-то глобальное, а потом мы думаем, куда это сбыть. А пример Кыргызстана показывает, что выдавая микрокредиты МСБ, можно развить промышленность страны. Все мы видим, что их товары и продукты есть и на нашем рынке, и на российском. Кыргызстан планирует продвигать свои товары и далее. Казахстану нужно повышать конкурентоспособность, в которой «хромает» транспортная компонента и рынки сбыта. Надо сосредоточиться на этом»,  - сказала А. Соловьева. 

Директор центра макроэкономических исследований Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ высказал весьма интересное мнение. По его словам, проблемы в реализации программы индустриализации связаны с тем, что в свое время не было оказано достаточной поддержки частным предпринимателям со стороны государства.

«В программе второй «пятилетки» исключили все лишние отрасли и оставили обрабатывающую сферу. Но сами предприятия пришли в Программу максимально закредитованными. Случился кризис, а со стороны финансового сектора страны не были предприняты меры, которые позволили бы предпринимателем разгрузиться с «плохими» кредитами и включится в программу индустриализации. По факту, условия для предпринимателей не были созданы. Сейчас необходима кредитная перегрузка экономики и налоговая перезагрузка. От предпринимателей можно требовать все, что угодно, но все они не смогут дать. Нужно идти им на встречу. 

Чтобы люди позитивно относились к Госпрограмме индустриализации, необходимо дать возможность людям покупать одежду казахстанского производства, бытовую технику, аксессуары для дома, в общем то, что в основном сейчас на наших прилавках импортное. Нужно делать акцент на увеличении количестве потребительских товаров отечественного производства», - отметил экономист.

Совсем с другого ракурса рассмотрела проблему директор международной организации EXPO &Women Салтанат РАХИМБЕКОВА. По ее мнению, при размещении производственных объектов должен применяться экосистемный подход. 

«Строить заводы, где дефицит воды или проблемы с логистикой, недальновидно, это приведет к разным проблемам, в том числе с инвесторами. Формированием этих Программ должны заниматься люди, имеющие представление о «зеленой экономике», она основа основ».

В конце заседания общественный деятель Айгуль СОЛОВЬЕВА обратила внимание на необходимость донесения рекомендаций, озвученных участниками заседания, до правительства.

«Есть Закон об общественных советах, рекомендации общественности обязательно должны быть приняты и учтены. Хорошо, что проводятся такие экспертные площадки, как сегодняшняя, нужно чтоб эти рекомендации, которые здесь прозвучали, были донесены до правительства, чтобы оно увидела статистику и принимало во внимание в своей работе. Я являюсь членом группы Общественного совета в Генпрокуратуре и мы видим, как важно обсуждать разного рода вопросы. Я готова в Парламент вносить нормы, давайте вместе поработаем!», заявила общественный деятель. 

Отметим, что заседание Экспертного дискуссионного клуба «Sarap Time» состоялось в минувшую среду в г. Астане по инициативе частного фонда «Центр медийных технологий». «Sarap Time» – постоянно действующая диалоговая площадка для экспертного обсуждения актуальных проблем по политической, экономической, социальной и культурной тематике, а также выработке профессиональных решений и рекомендаций.

В обсуждении приняли участие представители Министерства по инвестициям и развитию РК, институтов развития, аналитических структур, малого и среднего бизнеса, НПО, а также средств массовой информации.

По итогам дискуссии был разработан комплекс экспертных рекомендаций для эффективной реализации индустриально-инновационной политики страны на предстоящую пятилетку. 

Влад Казанцев, Астана 

19.06.2016

Источник: ia-centr.ru