В декабре прошлого года Казахстан стал жертвой агрессии, самым тщательным образом спланированной представителями радикальной оппозиции. Факты следствия по жанаозенским погромам показывают, что подготовка к кровавым столкновениям началась за восемь месяцев, практически сразу после начала забастовки нефтяников.

Сама по себе такая длительная подготовка говорит о том, что подогревая конфликт всеми возможными способами, политические экстремисты даже не планировали идти на переговоры с собственниками предприятия. Им был нужен только повод для начала бойни. Конечной же целью была не защита трудовых интересов рабочих, а подрыв политической и социальной стабильности в стране.

Именно это обстоятельство – полный отказ от поиска политического компромисса, - самым тесным образом связывает жанаозенские события с феноменом "цветных революций". Для подготовки столкновений в Казахстане был выбран жесткий вариант "арабской весны" - сценарий, опробованный в Тунисе, Египте, Ливии, а сегодня столкнувший в пучину гражданской войны и Сирию.

Технологии подготовки и проведения силовых акций отработаны достаточно хорошо. Существуют различные варианты сценариев, которые можно адаптировать к особенностям конкретной жертвы, конкретной страны. В ходе следствия и первых слушаний по жанаозенским столкновениям всплыли материалы для подготовки рядовых боевиков оппозиции к уличным беспорядкам, распространявшиеся в виде листовок и памяток.

Наиболее ценным из них, является перевод листовки, адресованной египетским оппозиционерам, и описывающий последовательность действий при организации уличных беспорядков. Данная листовка-памятка была найдена у руководителя алматинского филиала партии "Алга" Айжангуль Амировой. Несколько позже эту же листовку начали изымать у активистов массовых уличных столкновений в Жанаозене. Следствием установлено, что текст листовки передан для распространения лидером партии "Алга" Владимиром Козловым, с целью подготовки к беспорядкам.

Содержание листовки указывает на глубокое знакомство авторов с технологиями организации "цветных революций". Что уже само по себе должно встревожить все казахстанское общество – ведь получается, что листовка не является самостоятельным "изобретением" доморощенной оппозиции. Очевидно, что текст листовки был передан непримиримой оппозиции закордонными "дирижерами", заинтересованными в подрыве политической системы Казахстана и имеющими соответствующий опыт государственных переворотов.

Содержание текста листовки максимально адаптировано для восприятия неподготовленными людьми, тщательно структурировано, избавлено от идеологической двусмысленности. По большому счету текст ориентирован на достижение одной цели – силовую смену власти в стране, государственный переворот.

Одной из особенностей листовки является прямое указание авторов распространять ее только в распечатанном виде, либо посредством электронной почты. Такая рекомендация была обусловлена контролем египетских сил безопасности за информационным пространством. Очевидно, этого же опасались и отечественные "горе-путчисты", стремившиеся до последнего момента скрывать свои действия по подготовке мятежа.

Однако в чем необходимость делать информацию листовки секретной, если она не преследует целей подрыва государственности страны? И если листовка начала распространяться за более чем полгода до кровавых событий, то как можно верить оппозиционерам, что рабочие спонтанно сорвали празднование Дня независимости в Жанаозене?

Вторая особенность листовки – претензия на выражение интересов всего народа. Но мы не должны забывать, что нигде и никогда в силовых акциях интересы народа не выражаются! Интересы народа, его воля выражаются посредством таких демократических процедур как выборы и референдум, но не уличные беспорядки. Таким образом, мы имеем дело с прямым "промыванием мозгов" рядовому обывателю.

Такой шаг преследует две цели:

• Во-первых, закрепление в массовом сознании действий оппозиции как законных и справедливых. Это достигается посредством маскировки требований оппозиции как требований якобы "всего народа".

• Во-вторых, подрыв легитимности действующей власти, когда узкие оппозиционные воззвания листовки идут от мифического "народа". Излишне говорить, что собственно мнения народа оппозиция даже не спрашивала.

Стратегия действий уличных демонстрантов с самого начала была нацелена на парализацию работы органов государственной власти и силовых структур. Никаких конструктивных целей по дальнейшему использованию власти не предусматривалось. Это и не удивительно – ведь плодами государственного переворота оппозиция ни с каким "народом" делиться и не собиралась! Вместо этого обывателю скармливается стандартная "жвачка" об абстрактных свободе, справедливости и честном распределении всех ресурсов страны.

Этот пропагандистский прием также не нов – он основан на глубоком понимании психологии толпы, и в первую очередь ее некритичности, неспособности рационально оценить вбиваемые в голову ложные лозунги и посылы. Кстати мы этот прием можем регулярно видеть в безумствах футбольных фанатов – когда игровое соперничество перерастает в одурманенном воображении во вселенскую борьбу добра и зла.

Не менее интересными представляются и практические рекомендации погромщикам, распространяемые оппозиционерами. Тактика действий уличных боевиков оппозиции предполагала скрытное сосредоточение вдали от крупных улиц, а затем одновременный выход на основные магистрали и площади и захват правительственных зданий. Концентрация большой массы людей в короткий промежуток времени позволяла получить воинствующим молодчикам временное преимущество над силами правопорядка до подхода подкреплений.

Подобный способ резкого наращивания сил на ключевых для митингующих направлениях важен в нескольких аспектах:

• Он позволяет на начальном этапе распылить силы правопорядка. Ведь полиции придется реагировать на появление толп погромщиков одновременно в разных местах.

• Толпа становится агрессивной и практически неуправляемой, видя свое численное преимущество.

Именно это обстоятельство и выступило причиной необходимости применения табельного оружия полицией – ведь численность боевиков оппозиции вместе с мародерами достигала пяти тысяч, что очень много для стотысячного Жанаозена.

Немаловажное значение имела и подготовка бандитов к столкновениям с полицией – листовка детально описывала необходимые подручные средства, и их использование в насильственных целях. Причем речь шла не только о провоцировании драк со сторонниками законной власти, но описывались и такие специфические приемы как вывод из рабочего состояния транспортных средств, поджоги машин и зданий.

Психологическое давление на правоохранительные органы оказывалось крикливыми плакатами о единстве полиции и митингующих, об их совместной борьбе с политическим режимом. Ставка делалась на то, что отдельные рядовые сотрудники полиции, при виде разъяренной безумствующей толпы, могли бы нарушить присягу Казахстану.

Ознакомление с содержанием оппозиционных листовок не оставляет сомнения в том, что радикалы преследовали одну цель – как минимум спровоцировать в Казахстане гражданское противостояние, а как максимум – постараться развязать гражданский вооруженный конфликт.

Все это заставляет все казахстанское общество – и государственные органы, и рядовых граждан, - пересмотреть оценки деятельности многочисленных оппозиционных неправительственных организаций, и содержание работы в Казахстане сочувствующих политическим радикалам, так называемых международных правозащитных центров. Ведь источник, из которого активисты "Алги" получили столь недвусмысленные "рекомендации", а также и финансирование подготовки столкновений, установить не так уж сложно.

Власти страны должны приложить все усилия для предотвращения подобных кровавых акций в будущем. И одним из важнейших шагов в этом должно стать справедливое наказание в первую очередь для организаторов погромов. Политических шулеров, пытавшихся чужим горем и кровью подорвать единство страны.

24/08/2012

Источник - Dialog.KZ

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1345755180