Массовым беспорядкам в западноказахстанском городе Жанаозен 16 декабря 2011 г. предшествовали многомесячные забастовки нефтяников и газовиков в Актауской и Мангистауской областях Западного Казахстана с целью добиться повышения заработной платы.

По мнению президента Казахстана Н. Назарбаева, «трудовой спор нефтяников нельзя смешивать с деяниями бандитствующих элементов, которые хотели воспользоваться ситуацией для своих преступных замыслов». Официально в Казахстане событие классифицируются как результат деятельности преступных групп. Стоит предположить наличие множества источников возникшего конфликта и множества сторон, заинтересованных в данных беспорядках.

Западный Казахстан – крупнейший нефтегазодобывающий регион страны, влияющий на социально-экономическую ситуацию в государстве. По всей вероятности конфликтные процессы в этом регионе происходят в русле реализации сепаратистского проекта. В данных процессах фигурирует так называемая айданская проблема – недовольного неказахского населения и исламистский фактор. Сепаратистские настроения могут подпитываться не только извне, но и представителями региональной элиты («организаторами хищений «черного золота», текущего по казахстанским нефтепроводам»).

В последнее время в этом проблемном регионе наблюдались опасные тенденции распространения радикального салафитского ислама, которые, возможно, инспирированы извне. Возрастает число салафитов дагестанского происхождения. Есть информация о том, что во время летних забастовок рабочих производственного филиала «Озенмунайгаз» на центральной площади Жанаозеня к ним присоединялись «бородатые мужчины в укороченных штанах» (салафиты).

В октябре 2011 г. в Западном Казахстане произошло 2 теракта приписываемых радикальной организации «Солдаты халифата», которая создана гражданами Казахстана, воюющими на стороне афганских боевиков и скрывающимися за рубежом.

По мнению пресс-секретаря ДУМ Казахстана Онгара Омирбека, на распространение салафитского течения в Казахстане повлияли слабость законодательства в сфере религии и активная деятельность миссионеров из арабских стран.

Множество салафитов присутствует также и в Южном Казахстане. Эксперты склоняются к мнению, что число незарегистрированных мечетей вдвое превышает количество зарегистрированных в ДУМ Казахстана. Это уйгурские и дунганские мечети в ряде районов Алматинской области, узбекские мечети Сайрамского района в Южно-Казахстанской области.

Члены казахстанского подполья активно участвовали в ряде террористических атак в Узбекистане, в подготовке взрыва в соседнем Кыргызстане, постоянно проявляются в России – на Кавказе. Последний год стал рекордным по показателям деятельности казахстанских террористов за пределами родины.

В Казахстане решением судов закрыт доступ к 125 сайтам, пропагандирующим религиозный экстремизм, на стадии подготовки находятся материалы по блокированию еще 168 аналогичных сайтов. Напряжение обстановки вылилось в ужесточении религиозного законодательства в стране с октября 2011г.

Таким образом, при анализе недавних событий в Жанаозене необходимо учитывать заинтересованность некоторых внешних и внутренних сил в развитии сепаратистских устремлений в этом богатом газом и нефтью регионе и участие в этих процессах салафитского подполья.

Филянова Владислава Николаевна, Центр гуманитарных исследований, начальник сектора, кандидат политических наук

18.12.2011