Теракты в Актобе, произошедшие 5 июня, готовили 45 человек, непосредственными исполнителями были назначены 25, сообщил 14 июня на отчетной встрече с населением в Астане министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов, передает Kazakhstan Today.

«Общее количество, как уже достоверно установлено, 45 человек. Но когда они объявили джихад и вышли из квартиры, то 19 человек отказались. Мы их всех сейчас установили и допрашиваем», - сообщил Касымов.

Затем, по словам министра, участвовать в захвате магазина «Паллада» отказались еще трое злоумышленников, но в итоге, как установлено по записям с камер видеонаблюдения, в магазин зашли 25 человек.

По данным МВД, из магазина преступниками были похищены 17 единиц огнестрельного оружия (3 нарезных и 14 гладкоствольных охотничьих ружей), три газовых пистолета, а также патроны и ножи. Количество похищенного оружия и боеприпасов уточняется, в магазине проводится инвентаризация.

Продавец магазина успел нажать кнопку тревожного вызова, но ему были нанесены множественные ножевые ранения, от которых он скончался на месте. Первыми по вызову прибыли два сотрудника частной охранной организации ТОО «Жедел кузет», один из них был убит на месте, второй получил огнестрельное ранение. Затем к «Палладе» прибыл наряд полиции, которому преступники оказали вооруженное сопротивление. В ходе перестрелки трое полицейских получили огнестрельные ранения, а преступникам удалось захватить патрульную автомашину.

После этого преступники разделились на две группы. Одна группа из шести человек на похищенной патрульной автомашине совершила нападение на другой оружейный магазин - «Пантера», где был убит один посетитель, а еще один - ранен. Прибывшими к магазину «Пантера» сотрудниками полиции в ходе перестрелки трое преступников были ликвидированы, один ранен и задержан, двум преступникам удалось скрыться. Позже их обнаружили за пределами города и ликвидировали.

Вторая группа преступников захватила маршрутный автобус, высадила пассажиров и протаранила ворота воинской части 6655 Нацгвардии. Проникнув на территорию части, устроила перестрелку с воинским нарядом и прибывшими сотрудниками полиции. Преступникам было оказано активное сопротивление, часть из них была заблокирована, другая скрылась.

В ходе перестрелки один из преступников был ликвидирован, второй ранен. Погибли трое военнослужащих Национальной гвардии, шестеро ранены.

Во время поисковых мероприятий возле магазина «Паллада» полицейские задержали пятерых человек по подозрению в причастности к описанным выше преступлениям, а 12 июня Актюбинским областным оперативным штабом по борьбе с терроризмом Антитеррористического центра Казахстана были нейтрализованы и задержаны последние участники теракта, совершенного 5 июня. Все имевшееся у них оружие изъято, ведется следствие по возбужденным уголовным делам.

Таким образом, по сообщению министра внутренних дел, задержано девять террористов, четверо ранены, 18 убиты.

«К сожалению, во время этих событий погибли трое военнослужащих Национальной гвардии и пять гражданских лиц. Получили ранения семь военнослужащих и 12 полицейских», - сказал Касымов.

По его словам, семь человек, принимавших участие в теракте в Актобе, были ранее судимы, остальных пока проверяют, передает «Tengrinews.kz».

После отчетной встречи Касымов заявил журналистам, что перед терактом нападавшие прослушали обращение некоего имама. «Однозначно скажу, что когда они все собирались в квартире, то они сделали обращение так называемого их имама, который обращение сделал, что надо провести священный джихад, и предложил прямо сегодня. Естественно, они подготовились, объекты знали. Так называемый имам, по-видимому, из Сирии. Я думаю, следствие докажет. Но все 45 человек, которые собрались, они говорят: к нам обратились с обращением, сделали слуховое обращение. Они его послушали и сказали, что «нам нужно провести священный джихад, кто с нами», - цитирует министра «Tengrinews.kz».

Напомним, 7 июня после терактов в Актобе в Казахстане на сорок дней был объявлен «желтый» (умеренный) уровень террористической опасности, 9 июня был объявлен днем общенационального траура по погибшим военнослужащим и мирным жителям. Президент страны Нурсултан Назарбаев, выступая 8 июня с обращением к народу, заявил, что в стране проявились признаки так называемых «цветных революций», которые «имеют различные методы и начинаются с надуманных митингов, убийств, стремления захватить власть», а теракты в Актобе организованы из-за рубежа. На заседании Совета Безопасности 10 июня Назарбаев назвал атаки, произошедшие в Актобе 5 июня, бессмысленными и жестокими, возложил ответственность за них на салафитов и объявил о предстоящем ужесточении законодательства, поскольку «террористические акты изменили настрой общества, население справедливо осуждает их, ожидая решительных действий».

14.06.2016

Источник: МИА «Фергана»

А был ли в Актобе теракт? Размышляет Сергей Дуванов

Чем больше думаю о «теракте» в Актобе, тем больше склоняюсь к мысли, что на самом деле этот кровавый спектакль мог быть спланирован и срежиссирован спецслужбами. Возможно, это было организовано через лиц преступного мира, имеющих влияние в исламистских группировках Актобе. В итоге были найдены два десятка религиозных фанатиков, согласившихся сыграть роль террористов и устроить показательно-демонстрационную акцию в Актобе.

На мой взгляд, происшедшее в Актобе 5 июня сложно назвать терактом. По своей нацеленности и формату исполнения это, скорее, банальный бандитизм. У террориста, в отличие от бандита, всегда есть задача, отличающаяся от банального грабежа. Теперь уже ясно, что у этой акции не было никакой конкретной цели. Ну разве что считать таковой завладение оружием. Но оружие - это лишь инструмент для свершения теракта, а в чем состоял сам теракт?

Похоже, была задача – устроить как можно больший шум, по возможности не убивая гражданских лиц. Убивали только в исключительных случаях, когда была угроза самим бандитам. Именно поэтому убивали, в основном, бандитов, а не тех, на кого они нападали. Не странно ли?

Вообще, у казахстанского терроризма всегда была одна очень подозрительная особенность – в наших терактах террористов прогибает больше, чем окружающих. Какой-то садомазохизм. А зачастую есть даже теракты, когда террористы убивают сами себя, не причиняя вреда окружающим. Причем во всех случаях остается неясен смысл и нацеленность самих терактов.

Именно так и с «терактом» в Актобе. Никто не может сказать, что он преследовал и какая организация за ним стоит. Скорее всего, никакой организации не было вовсе. И это подтверждает мою версию, что людей, фанатично настроенных, просто кто-то собирал и организовал в преступную группу... на эту разовую акцию.

Для чего это было сделано? Тем, кого послали на акцию, возможно, сказали, что пришло время о себе заявить и показать всем, что радикальный ислам есть и в Казахстане. Эта идейная составляющая умерла вместе с теми, кто о ней знал.

Выскажу предположение – для тех, кто это инициировал, цель совершенно другая. Это, прежде всего, создание атмосферы страха и неуверенности в казахстанском обществе. Страх позволит сделать более лояльными казахстанцев к жестким и даже жестоким действиям властей против всех, кого они объявят своими противниками.

Страх в обществе - это способ заручиться молчаливой поддержкой большинства обывателей для принятия очередного пакета запретительных мер, которые позволят еще более усилить контроль над проявлением недовольства со стороны граждан. Власти слишком напуганы волной протестов по вопросу о земле и поэтому попытаются сделать все возможное, чтобы еще более обезопасить себя на случай повтора таких событий. Отсюда напрашивается вывод: используя угрозу исламского терроризма, власти могут предпринять очередное наступление на права и свободы мирных граждан в части проявления их гражданских инициатив. Это мой прогноз.

Думаю, нам стоит ожидать в самое ближайшее время принятия новых законов и поправок в законы, серьезно ограничивающие гражданские свободы. Параллельно могут быть предприняты какие-то меры в отношении тех общественных организаций, которые сегодня эти права и свободы отстаивают. Их либо попытаются закрыть, либо посадить на совсем короткий «поводок», исключающий возможность критики и высказывания своего несогласия в части принимаемых властями решений.

Что же касается «террористов», то, как только все успокоится и митинги протестов, загнанные под мощный пресс запретов, прекратятся, то прекратятся и «теракты».

Это в нашей истории уже бывало.

Сергей Дуванов, специально для «Ферганы»

10.06.2016

Источник: МИА "Фергана"