Двойной теракт в Волгограде 29 и 30 декабря, в результате которого двое террористов-смертников взорвали себя и унесли жизни 34 человек, многие эксперты — как российские, так и иностранные — связали с Олимпиадой в Сочи. В любом случае, саудовские обещания держать в узде российских террористов не сработали в Волгограде.

СМИ вспоминали, что один из наиболее авторитетных лидеров северокавказских террористических бандформирований Доку Умаров назвал эту Олимпиаду сатанинской и призвал своих соратников сорвать ее любой ценой. Между тем именно террористическая угроза во время зимних Игр стала главным козырем Саудовской Аравии на последних переговорах с президентом РФ Владимиром Путиным в Москве.

31 июля Путин принял находящегося в Москве с визитом принца Саудовской Аравии Бандара Бен Султана. Российская, западная и арабская пресса об этом событии отписалась протокольно. Зато иранская подкинула сенсацию. По ее данным, российский президент одобрил некий меморандум о незамедлительном ударе по Саудии, если Запад атакует Сирию без санкции ООН.

Затем уже без всяких ссылок последовали публикации ответной реакции. «Мы рады таким заявлениям России и рады ракетным ударам России, если это просто слова. Но если дойдет до дела, то хочу напомнить, что всего один гражданин Саудовской Аравии держал в ужасе всю Россию десять лет. Его звали Хаттаб. Таких у нас миллионы», — якобы заявил министр иностранных дел королевства Сауд Аль-Фейсал.

Потом стали появляется более подробные информационный сливы, достоверность которых никто официально не подтверждал. Например, связанная с ливанской организацией «Хезболла» газета «Ас-Сафир» привела следующую цитату принца Бандара: «Я могу дать гарантию защиты зимних Олимпийских игр. Чеченские группы, которые угрожают их безопасности, нам подконтрольны». И снабдила ее комментарием, мол, если Москва пойдет на уступки по сирийскому вопросу, то Олимпиада пройдет спокойно, если нет — будут проблемы.

В игру включились и тяжеловесы — британские газеты The Times и The Daily Telegraph. По их данным, помимо шантажа в беседе саудовского принца с Путиным звучали также деловые предложения. В обмен на то, что Россия перестанет блокировать в Совете Безопасности ООН резолюции по Сирии, используя право вето, королевство готово выделить до 15 млрд долл. на контракты в сфере ВПК, а также обсуждать российско-саудовскую стратегию распределения интересов и контроля стоимости нефти и газа на мировом энергетическом рынке.

Об итогах этих августовских переговоров можно судить лишь по сообщениям агентства «Рейтер». Анонимный источник агентства рассказал, что «сначала переговоры шли тяжело», поскольку Путин был непреклонен в вопросах урегулирования ситуации в Сирии. Но потом стороны нашли точки соприкосновения, и «саудовская делегация покидала Москву в прекрасном расположении духа».

Впрочем, очень скоро эта тема перестала волновать СМИ. Сирийский кризис тоже постепенно стал пропадать с передовиц, особенно после достижения договоренности об утилизации химического оружия. В гражданской войне возникло патовое положение, а действующие внешние силы, включая Евросоюз и США, взяли паузу. О встрече российского президента с принцем Саудовской Аравии пресса вспомнила лишь в ноябре. Но на этот раз в связи с Египтом.

14 ноября российские министры иностранных дел и обороны Сергей Лавров и Сергей Шойгу встретились в Каире со своими коллегами Набилем Фахми и Фаттахом Ас-Сиси. Основной темой переговоров были возможные поставки российского оружия. Как сообщалось, египетская армия желает закупить самолеты МиГ-29 и зенитно-ракетные комплексы «Бук-М2», а также противотанковые средства, в том числе ракеты «Корнет».

По разным данным, речь шла о сделке на сумму от 2 до 4 млрд долл. Таких денег у вооруженных сил Египта, лишившихся ежегодной финансовой поддержки Вашингтона, нет. Но на помощь пришла одна из монархий Персидского залива, а именно Саудовская Аравия. Правда, официального подтверждения данной информации не поступало.

В декабре 2013 года, выступая в Лондонском королевском институте международных отношений, глава международного комитета Совета Федерации РФ Михаил Маргелов сообщил, что сделка с Египтом действительно подписана. Но, очевидно, пока лишь на уровне протокола о намерениях. О технике и каких-либо сроках начала поставок на конец минувшего года никакой информации не было. После терактов в Волгограде вполне вероятно, что никакой новой информации не будет вовсе.

Два взрыва, жертвами которых стали 34 человека, как минимум продемонстрировали, что саудовские обещания повлиять на якобы подконтрольные им северокавказские радикальные группы не стоят доверия. И нужно ли доверять другим обещаниям Эр-Рияда — насчет тех же военных контрактов — тоже большой вопрос.

Если же саудовские политики, покидавшие Москву «в прекрасном расположении духа» в августе, по каким-то причинам решили сознательно отказаться от обещаний гарантировать безопасность Олимпийских игр, о дальнейшем сближении Москвы и Эр-Рияда также не может идти речи.

Россия, кажется, уже сделала соответствующие выводы. 9 января отечественная делегация в Совбезе ООН заблокировала очередную резолюцию против Сирии, которая должна была осудить режим Башара Асада за бомбардировку Алеппо. Действия российских дипломатов не могли не вызвать раздражение Саудовской Аравии. Однако Россия, очевидно, не считает саудовское неудовольствие достаточно сильным аргументом. 

Как показывает практика военно-технического сотрудничества России с Ближним Востоком последних лет, намерения часто остаются просто намерениями и даже уже полностью оформленные договоренности не выполняются. Причины этого в большинстве случаев чисто политические. Даже в истории с Алжиром, который вернул назад поставленные в 2006–2007 годах истребители (к слову, те же МиГ-29), назвав их бракованными, вряд ли обошлось без политики.

То, что Ирак начал получать закупленные им по контракту от 2012 года зенитные комплексы «Панцирь-С1» и вертолеты Ми-28Н, — удивительное исключение, учитывая тесные связи Багдада с США. Иран же так и не получил свои С-300. До Сирии они вместе с другим вооружением также не дошли. Даже, казалось бы, простые БТРы, давно обещанные Палестинской автономии, до нее так и не доехали.

Иван Грошков

11/02/20014

Источник: mir-politika.ru