Представители движения «Талибан» провели переговоры в Исламабаде с пакистанским руководством. В центре внимания были вопросы, связанные с будущим Афганистана после ожидающегося ухода иностранного военного контингента, который предусмотрен февральским соглашением с США в Катаре. Несмотря на то, что Пакистан накануне внес верхушку движения в свои санкционные списки, это не помешало сторонам обсудить все проблемные зоны. В исследовательской среде утверждают, что талибы всерьез обеспокоены своим имиджем пропакистанского движения.

Визит в условиях санкций

Делегация «Талибана» во главе с муллой Абдул Гани Барадаром посетила 25 августа офис пакистанского министерства иностранных дел. В ходе переговоров с шефом пакистанской дипломатии Шах Мехмудом Куреши произошел обмен мнениями по поводу состояния мирного процесса, который ведется под эгидой США, а также по поводу мер безопасности в условиях ухода иностранных военных, следует из коммюнике МИД Исламской Республики. Глава дипломатического ведомства подчеркнул, что для афганского конфликта нет военного решения и что договоренности между талибами и США нуждаются в скорой имплементации. Их выполнение должно привести к началу межафганских переговоров, отмечается в сообщении МИД Пакистана.

Переговоры в Исламабаде были интересны тем, что в этом месяце пакистанское руководство ввело санкции против лидеров «Талибана». В «черные списки» попали десятки лиц, в том числе главный переговорщик движения мулла Барадар и несколько видных представителей «Сети Хаккани». Ограничения Пакистана затронули и другие радикальные группировки – в соответствии с решениями ООН. Источники агентства Associated Press отмечали, что указ о санкциях был принят, чтобы избежать попадания Пакистана в стоп-лист Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, которая, помимо всего прочего, отслеживает деятельность и финансирование группировок, признанных террористическими на международном уровне.

Меняющаяся позиция талибов

В разговоре с порталом «Афганистан.Ру» старший аналитик Международной кризисной группы Эндрю Уоткинс, который занимается проблемами афганского конфликта, заявил, что пакистанские санкции в отношении лидеров «Талибана» представляют собой только запоздалое применение ооновских ограничительных мер, не соблюдая которые Пакистан рисковал бы потерять международную помощь и наработанные торговые связи. «Время когда происходит визит талибов также, вероятно, связан со способностью Пакистана убедить США в том, что он «делает достаточно», чтобы усадить талибов за стол переговоров и указать им на необходимость принимать участие в мирных переговорах по существу», – заявил Уоткинс.

«Санкции не обязательно сигнализируют о значительном сдвиге в позиции страны или в ее подходе к талибам, – говорит аналитик. – Во всяком случае мы видим более интересную позицию руководства «Талибана» – с точки зрения налаживания связей. Именно «Талибан» попытался переместить более половины своего высшего руководящего совета в политический офис в Дохе. Это заметно выведет большую часть лидеров движения из пакистанского укрытия (и, возможно, отчасти из-под влияния Исламабада). Что касается внутриафганского диалога, «Талибан» показал: его беспокоит идея, что он находится под влиянием или контролем Пакистана». Это противоречит его оправданию «джихада», которое сводится к войне против влияния иностранцев, говорит эксперт.

Новая тактика в Афганистане

Тем временем в Афганистане талибы, похоже, решили совершить тактический сдвиг, перейдя от политики атак с массовыми жертвами к проведению небольших, но многочисленных нападений, которые призваны подорвать авторитет афганских сил безопасности. Частые целенаправленные нападения газета The New York Times назвала «медленной осадой» Кабула. Член комитета по безопасности афганского парламента Мохаммед Ариф Рахмани заявил накануне, что талибы воодушевились заключением соглашения с Соединенными Штатами и практически безусловным согласием Вашингтона на вывод войск. Свою роль в значительной степени играет прекращение работы американской авиации, которая имела решающая значение для безопасности.

Афганские официальные лица признают, что в пригородах столицы «Талибан» имеет ресурсы, которые необходимы для проведения подобных мелких и быстрых нападений. Один из представителей сил безопасности Афганистана заявил The New York Times на условиях анонимности, что существование сети симпатизантов группировки в Кабуле и прилегающих к нему районах делает уязвимыми городские кварталы. Вероятно, именно поэтому выполнение прозвучавшего ранее в Кабуле предварительного требования к талибам прекратить насилие перед потенциальным стартом внутригражданского диалога не может быть обеспечено принудительными мерами. По-видимому, начало межафганских переговоров зависит только от давления внешних сил.

Игорь Субботин

25.08.2020

Источник: «Афганистан.Ру»