Глава внешнеполитического ведомства Афганистана Ханиф Атмар совершает двухдневный визит в Таджикистан. Запланированы встречи афганского гостя с президентом Эмомали Рахмоном, премьер-министром республики Кохиром Расулзодой, министром иностранных дел Сироджиддином Мухриддином и председателем Государственного комитета национальной безопасности Саидмумином Ятимовым. Атмара сопровождают руководители ряда ведомств и губернаторы приграничных с Таджикистаном провинций.

В официальном заявлении афганского МИДа целью визита называется расширение сотрудничества между странами в области безопасности границ, торговли, транспорта и энергетики.

Избирательная симпатия

В Афганистане к Таджикистану относятся традиционно хорошо – не все государства-соседи могут этим похвастаться. Однако последний год в двусторонних отношениях можно было заметить некоторое охлаждение.

Возможно, это началось с осторожной симпатии, которую таджикская сторона выказывала главному сопернику нынешнего президента на выборах – доктору Абдулле Абдулле. Так, в июне прошлого года президент России Владимир Путин неформально пообщался не только с президентом Афганистана Афрафом Гани, но и с доктором Абдуллой. Обе встречи проходили на полях крупных международных форумов и не были официально запланированы, но вызвали острую реакцию кабульских наблюдателей и политиков.

Если с Гани Путин встретился в Бишкеке в первый день саммита ШОС, то с доктором Абдуллой российский президент пообщался на следующий день в Душанбе, причем эта встреча произошла при посредничестве президента Таджикистана. Доктор Абдулла принимал участие в общем неформальном разговоре лидеров государств, прибывших на саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Энергетический кризис

Охлаждению отношений Душанбе и Кабула способствовало и то, что Таджикистан сначала сократил – а потом и вовсе приостановил поставки электроэнергии соседям: Афганистану и Узбекистану.

Еще в марте этого года Агентство по статистике при президенте Таджикистана сообщило, что в январе-феврале республика сократила экспорт электроэнергии на 52,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года и поставила электричества соседям всего на сумму $3.7 млн (в 2019 году за тот же период было получено свыше $7.8 млн). Ранее планировалось, что в 2020 году «Барки точик» поставит в Афганистан 1588 млн кВт/ч на сумму около $70 млн (в прошлом году в Афганистан было экспортировано 1458 млн кВт/ч).

В прошлом году стоимость таджикской электроэнергии для Афганистана составила 4.3 цента за 1 кВт/ч (для Узбекистана – 2 цента). Согласно заключенным договоренностям, ежегодно стоимость таджикской электроэнергии для Афганистана должна увеличиться на 3%.

Сокращение поставок в Душанбе объяснили снижением уровня воды в реках Вахш и Пяндж. Ситуация оказалась серьезной: уже 28 июля 2020 года правительство Таджикистана заявило, что вообще прекращает поставки электроэнергии в Узбекистан и Афганистан, а также впервые за три года будет ограничивать внутреннее потребление электроэнергии, чтобы избежать коллапса в осенне-зимний период. Правительство объяснило происходящее общим изменением климата, в том числе тем, что осенью-зимой 2019-2020 годов в зоне формирования рек Вахш и Пяндж выпало слишком мало снега – почти в два раза меньше, чем в прошлые годы.

Это решение Душанбе привело к росту недовольства в Афганистане, начались перебои с электричеством в Кабуле, местные жители заговорили об энергетическом кризисе. Возмущение выплеснулось и в соцсети. Многие эксперты упрекали власть, что она сделала Афганистан зависимым от поставок чужой электроэнергии, в то время как у страны есть собственный высокий энергетический потенциал. Так, президенту Ашрафу Гани припомнили, как он еще в 2016 году обещал построить плотины.

Кроме того, афганцы активно возмущались, что Кабул не сумел выстроить нормальные отношения с соседями, и это привело к энергетическому коллапсу.

Стараясь решить вопрос, Кабул в срочном порядке предпринял меры для увеличения поставок электроэнергии из Узбекистана, в августе с Ташкентом были подписаны соответствующие соглашения. Афганская энергетическая компания «Брешна Шеркат» (De Afghanistan Breshna Sherkat) заявила, что для восполнения дефицита из Узбекистана было импортировано около 200 мегаватт электроэнергии. При этом, по словам представителя компании, 100 мегаватт уже вырабатывается в Афганистане за счет внутренних ресурсов, а план состоит в том, чтобы предоставить всем жителям Кабула доступ к электроэнергии к 2022 году.

Сложно сказать, как эти соглашения между Кабулом и Ташкентом повлияли на таджикско-узбекские отношения, но незамеченной эта история вряд ли осталась. Интересно, что уже 1 августа компания «Барки Точик» заявила, что уровень воды в Нурекском водохранилище постепенно повышается, и возможно, вводить внутренние лимиты на потребление энергии не придется.

В августе, совершая поездку Дарвазский район Горно-Бадахшанского автономного округа Таджикистана, который граничит с Афганистаном по реке Пяндж, президент Эмомали Рахмон побеседовал с жителями афганского уезда Дарваз по громкой связи. Афганцы попросили Рахмона помочь в решении вопроса с электроэнергией – и президент Таджикистана пообещал оказать содействие в рамках двустороннего сотрудничества с Кабулом.

То, что просьба была адресована не в Кабул, а президенту соседней страны, дало возможность некоторым наблюдателям сделать вывод, что жители афганского Бадахшана уже отчаялись дожидаться помощи от собственного государства.

Электричество и переговоры

Таджикская делегация отсутствовала на торжественной церемонии начала межафганских переговоров в Катаре. Но на встрече с Атмаром глава таджикского МИДа Сироджиддин Мухриддин коснулся процесса, происходящего в Дохе. По словам Мухриддина, межафганские мирные переговоры заложат прочную основу для восстановления мира и стабильности в этой стране, пострадавшей от войны: «Таджикистан хорошо осознает ключевую роль Афганистана в обеспечении безопасности во всем регионе Центральной Азии и всегда поддерживал конструктивные инициативы международного сообщества по обеспечению мира и стабильности в Афганистане и его экономическому и социальному восстановлению», — сказал таджикский министр.

В Кабуле прекрасно помнят, как много значил Таджикистан для Афганистана в девяностые годы прошлого века. Многие надеются, что межафганские переговоры, начавшиеся 12 сентября в Катаре, принесут долгожданный мир на афганскую землю, но нельзя исключать и пессимистические сценарии развития ситуации. И в этом случае роль отдельных соседей снова станет ключевой. Поэтому главная задача нынешнего визита Ханифа Атмара – не допустить ухудшения отношений между Кабулом и Душанбе.

Возможно, именно поэтому вопросы поставок электроэнергии были затронуты на встрече двух министров очень аккуратно. Как обтекаемо сообщает МИД Таджикистана, Душанбе готов принять необходимые меры для обеспечения и увеличения регулярных поставок электроэнергии в соседний Афганистан.

18.09.2020

Источник: «Афганистан.Ру»