Госсекретарь США Майк Помпео принял участие в церемонии открытия межафганских переговоров, которая состоялась в Дохе 12 сентября. Процесс переговоров между делегацией Кабула и представителями движения «Талибан» многие наблюдатели уже называют историческим – и этот пафос вполне объясним. 3 ноября в США состоятся президентские выборы, и тема американского присутствия в Афганистане сегодня является важным пунктом предвыборной повестки.

Завершить военную операцию в Афганистане президент США Дональд Трамп пообещал еще во время своей первой предвыборной кампании. Он постоянно напоминал, что эта война обходится США слишком дорого — 50 млрд долларов в год. Поэтому начавшиеся переговоры в Дохе и предстоящий в мае 2021 года полный вывод американских войск из Афганистана — результат сделки между администрацией Трампа и талибами — подаются Белым домом как свидетельство выполнения предвыборных обязательств.

Уже через несколько дней после начала переговоров в Дохе Трамп, выступая на пресс-конференции в Белом доме, напомнил, что в ближайшее время численность американского контингента в Афганистане будет сокращена до 4 тысяч человек, и назвал успешными переговоры своей администрации с талибами.

«У США очень хорошо идут дела с талибами, — отметил американский президент. — Они очень жесткие, очень умные, очень сообразительные. Но прошло уже 19 лет, и даже они устали от войны».

Однако вскоре после этого выступления появилось интервью его бывшего советника по национальной безопасности Герберта Рэймонда Макмастера, который без восторга отозвался о политике Вашингтона в Афганистане.

По мнению Макмастера, межафганские переговоры обречены на провал, а договоренности США с талибами основывались на фантазиях и «принятии желаемого за действительное». Макмастер уверен, что воинствующая исламистская группировка, как он называет «Талибан», откажется от своих обязательств, а сделка с США позволит талибам расширить подконтрольную территорию, создать там исламский халифат и построить тренировочную базу террористов. Разделение власти с «Талибаном», которое является целью межафганских переговоров, приведет только к введению новых репрессивных законов, что особенно затронет права женщин, считает Макмастер.

«Мы создали идею, что талибы могут быть партнерами в достижении мира, а на самом деле они полны решимости создать исламский халифат в Афганистане», — сказал Макмастер, словно отвечая на недавнюю реплику Трампа о талибах.

Слова Макмастера, как и заявление Трампа больше работают на аудиторию внутри Америки. И если Трамп делает акцент на скором прекращении войны и возвращении солдат, то Макмастер пугает избирателей возможностью нового 11 сентября: он уверен, что все усилия Белого дома закончатся неудачей и сделают США уязвимыми не только для «Аль-Каиды», но и для «Исламского государства» и других антиамериканских террористических движений.

В Кабуле так и расценили слова Трампа — как предвыборный лозунг. МИД ИРА отметил, что заявление было сделано «для внутреннего потребления». Официальный представитель МИДа Гран Хевад подчеркнул, что замечания американского лидера были адресованы средствам массовой информации и народу США, добавив, что афганское правительство успешно продолжает работу над продвижением мирного процесса.

В президентском дворце Арг уверены, что сделка между США и талибами — это часть президентской кампании Трампа, и чьей бы победой ни закончились выборы, интерес Вашингтона к переговорам после 3 ноября резко снизится. Поэтому затягивание процесса в Дохе сегодня выгодно Кабулу. Переговоры, начавшиеся 12 сентября, пока ограничиваются обсуждением технических вопросов.

21.09.2020

Источник: «Афганистан.Ру»